UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОЛЬСКИЙ СИНДРОМ

C начала ноября в Польше появился новый поставщик газа. Польская газонефтяная компания PGNiG подписала контракт с венгерской фирмой Eural TG о закупке 2 млрд...

Автор: Игорь Маскалевич

C начала ноября в Польше появился новый поставщик газа. Польская газонефтяная компания PGNiG подписала контракт с венгерской фирмой Eural TG о закупке 2 млрд. кубов среднеазиатского газа. Поставки будут осуществляться до лета будущего года порциями по 200—300 млн. кубов в месяц.

Контракт сразу вызвал интерес не столько в Варшаве и Будапеште, но в первую очередь в Москве. Российская пресса сразу заявила о том, что Россию обошли с газом. Причем не венгры, а… украинцы.

Официальный «Газпром» высказался сдержанней, заявив, что изучит детали сделки и то, насколько она укладывается в украино-российские газовые договоренности.

Тем не менее особого восторга не проявили и там. Последнее объясняется просто: компания Eural TG изначально создавалась как оператор по поставкам среднеазиатского газа в Украину, она заменила в этом качестве небезызвестную «Итеру». Предполагалось, что доли в ней разделят пополам «Нафтогаз України» и «Газпром». Правда, позже появился вариант, согласно которому по 40% предлагалось украинцам и россиянам, а еще 20% — британской компании JKX Oil & Gas. Последнюю привлекли, учитывая ее благообразное британское происхождение, некоторую известность на Западе и котируемость на Лондонской фондовой бирже. Привлечение третьего участника получило поддержку британских официальных лиц, хотя «Газпром» этой идее не обрадовался.

Теперь он может только наблюдать за тем, что примерно четверть импорта газа в Польшу будет осуществляться компанией, не входящей в зону его прямого контроля. Однако тихая истерика со стенаньями, что «неправильная фирма перепродает неправильный газ по неправильным ценам», в нашем случае несколько неуместна.

Особой тайны из готовящейся сделки никто не делал. В том же «Газпроме» были в курсе происходящего, на Западе — тоже. Представитель Генерального директората по вопросам транспорта и энергетики Европейской комиссии Фаузи Бенсарса еще в августе заявлял о намерении Украины увеличить экспорт газа в Польшу.

Вообще же в будущем году Польша может отметить 60-ю годовщину поставок украинского газа. В 1944-м на польский меткомбинат Хута Сталева Воля поступил газ с западноукраинских месторождений. Правда, учитывая, что газопровод строили немецкие оккупанты, круглую дату вряд ли заметят. Зато «Газпром» торжественно отпраздновал 30-летие поставок газа в Германию, что, впрочем, тоже имело прямое отношение к Украине. Поставлявшийся в ФРГ в 1973 году газ был поначалу чисто прикарпатским, сибирский газ в трубе появился позже. Впрочем, это уже история.

Сейчас более 60% потребляемого в Польше газа является газпромовским. Несмотря на постоянные попытки Варшавы дифференцировать источники его поставок. В 1993 году для этой цели были проложены два небольших газопровода в ФРГ. Это позволило покупать небольшие партии газа у фирм Норвегии, Дании, той же Германии.

Подписывались протоколы и о более глобальных проектах типа поставок с 2008 года газа из Норвегии или с датской компанией DONG об импорте газа через специально проектируемый 230-километровый трубопровод по дну Балтики. Правда, газ в этом варианте оказался бы гораздо дороже.

Но своего газа все равно мало: при потреблении 11,2 млрд. кубов в стране ежегодно добывается менее 4 млрд. К тому же половина его — это низкокачественный газ с высоким содержанием азота. Для него на западе Польши даже существует отдельная система газопроводов.

Интересно, что за последние три года в газовом балансе Польши постоянно присутствует узбекский газ, поступающий через украинскую границу, через ГИС Дроздовичи.

На 2000 год планировались и прямые поставки из Украины. Был подписан контракт на поставку в Польшу 2 млрд. кубометров газа. Его источником являлись ДП «Укргазодобыча» (1 млрд. кубов) и ТД «Газ Украины» (1 млрд. кубов). До этого в 1999 году в Польшу поступило 1,3 млрд. кубов газа. Тогдашняя цена контракта предполагалась на уровне 60 долл. за 1000 кубов газа. Впрочем, обстановка тогда была иной: экспорт газа на фоне продолжавшихся несанкционированных переборов воспринимался Россией в штыки. Москва вообще настаивала на введении экспортной пошлины на экспорт газа с территории Украины в 140 долл. Так что контракт тогда увял, хотя более мелкие поставки продолжались.

В 2001 году Украина экспортировала 1 млрд. кубов газа, в 2002 — 1,8 млрд., причем большая часть этого газа шла в Польшу и Венгрию. Поставки удачно совпадали со стремлением Польши закупать газ у максимально возможного количества поставщиков, чего требуют и газовые директивы Европейского Союза. Между прочим, согласно им доля одного поставщика не может превышать 50%. Так что рано или поздно россиянам придется потесниться. Конечно, это займет несколько лет, тем не менее этот процесс неизбежен.

Что касается данного случая, то «Газпром» и сам стимулировал поляков. В прошлом году вполне серьезно обсуждался вариант поставки через Белоруссию 0,6 млрд. кубов газа на местный рынок компанией «Итера». Курировавший вопрос зампред «Газпрома» Александр Рязанов (он же курирует и Украину) дал распоряжение проработать договор комиссии между ней и дружественной россиянам польской фирмой Bartimpex.

Да и в этом году, когда в сентябре у PGNiG сорвался контракт с западным поставщиком, фирмой Sinclair, и понадобились дополнительные объемы газа сверх оговоренных в контрактах, россияне предложили продать свой газ. Но с приличной наценкой. В итоге поляки предпочли более дешевый вариант украино-венгерской фирмы.

Кстати, о ценах. Польша — европейская страна, и внутренние цены там вполне европейские. Скажем, конечная цена газа для населения (с НДС) составляет 380 долл. за 1000 кубов (для сравнения: в Украине — 36). Промышленность потребляет более дешевый 145-долларовый газ (в Украине — по 45 долл.). Так что в Польше голубое топливо если не роскошь, то и не самое дешевое удовольствие. Обогрев жилого дома площадью 120 квадратных метров ежегодно обходится владельцу почти в тысячу долларов. Поэтому неудивительно, что 48 млн. украинцев потребляют в быту 15 млрд. кубов газа, а 40-миллионная Польша — всего 3,7 млрд. кубов.

Цены на газ в Польше хотя и ниже немецких, но выше английских или ирландских. Вообще в центральноевропейских странах они в шесть раз превышают украинские в быту и в два-три раза — в промышленности. Это делает местные рынки привлекательными для наших газовщиков. Особенно после того, как на газовом рынке Украины удалось навести если не полный порядок, то по крайней мере покончить с хаосом 1996—1999 гг. Успешное выполнение туркменского контракта привело даже к понятию «профицит газа». В этом году экспорт ожидается на уровне 6 млрд. кубов. Правда, львиная часть его — 5 млрд. — идет по контрактам газпромовской фирмы «Газэкспорт». Свободная доля оценивалась в миллиард кубов.

Суммы контрактов, естественно, являются коммерческой тайной, однако известно, что украинские поставки несколько дешевле газпромовских. По данным польских источников, 30 июля с.г. на переговорах главы НАК Юрия Бойко с председателем правления PGNiG Мареком Косовским в отчете поляков фигурировала цифра в 106 долл. за 1000 кубов, что примерно на 20% дешевле газпромовских предложений. Впрочем, когда россияне заявляют, что Украина демпингует на рынке, они несколько перебарщивают. Газ предлагается по вполне рентабельной цене…

Официально поляки заявили, что цена в контракте «конкурентная». Кстати говоря, в отличие от 2000 года вряд ли она жестко фиксирована. Скорее всего, в качестве образца взят стандартный механизм ценообразования, когда цена газа привязана к уровню стоимости на мировых рынках мазута и газойля за несколько месяцев. Подобный механизм применяется и «Газпромом», и большинством других газопоставляющих компаний. Сомнительно, чтобы в Польше стали выдумывать что-то новое…

Интересно, что сделка с Eutal Trans Gas формально не попадает под газпромовское ограничение, что открывает окно в страны Центральной Европы. Вообще венгерскую фирму может ожидать интересное будущее: согласно контрактам за транспортировку она получает большое количество газа, а согласно уставу вполне может экспортировать его. Это, конечно, не увеличивает количество ее искренних друзей.

Так что если недавно за сбросом компромата на ETG просчитывалась отстраненная от транзита группа «Итера» (сейчас идут переговоры о ее продаже, причем основной претендент — это сам «Газпром»), то сейчас число недоброжелателей, вероятно, увеличится. Стратегия россиян основана на полном отсечении самостоятельных вариантов поступления среднеазиатского газа в Европу. И первый несанкционированный выход среднеазиатского газа на рынок Центральной Европы — звонок для офиса на московской улице Наметкина.

Газа у венгерской фирмы немало, за транзит она получает до 13,7 млрд. кубов. Кроме того, генеральный директор Eural Trans Gas Андраш Кнопп заявил, что фирме удалось купить в Узбекистане и Казахстане более трех миллиардов кубометров, чего как раз хватает для выполнения польского контракта. Тогда же было заявлено, что этот газ зайдет преимущественно в Украину, а частью будет продан на Запад по заключаемым экспортным контрактам.

За первое полугодие ETG при обороте в 830 млн. долл. получила 58 млн. чистой прибыли. Планируется, что первые дивиденды будут направлены на увеличение уставного капитала Eural с целью финансирования инвестиционных проектов компании. Теперь очевидно, что в инвестпрограмму входит и Центральная Европа.

При этом именно «Нафтогаз України» выступает гарантом поставок газа. Это совпадает с активизацией НАК на польском направлении. В сентябре НАК и польская нефтегазовая компания PGNiG согласовали планы сотрудничества в газовой отрасли.

Приоритетами совместной работы названы реконструкция НАКом компрессорной станции Комарно, что позволит подавать зимой в Польшу больше газа. Плюс поляки увеличат использование украинских подземных хранилищ газа, что даст возможность лучше снабжать в холодное время года восточные регионы Польши.

Кроме того, предполагается и возможное «участие «Нафтогаза України» в капитале польских газораспределительных предприятий». С учетом предстоящей в ближайшие годы (не позднее 2006-го) приватизации PGNiG, это достаточно перспективное занятие. Между прочим, польскими облгазами (как и венгерскими с румынскими) интересуется и сам «Газпром».

Возможно и сотрудничество в обеспечении газом польских предприятий химической промышленности. Потребляя до 3 млрд. кубов газа, они накопили около 400 млн. долл. долга. На сентябрьских переговорах рассматривался вопрос о возможном участие PGNiG и НАК в управлении этими предприятиями. Европа расширяется, и если мы не хотим оставаться статистами в этом процессе, нужно максимально использовать открывающиеся возможности. Если чего-то не будем делать мы, то это что-то будут делать с нами…

Это рынок, на нем выживают только активные, нравится это кому-то или нет. Не вечно же нам быть объектами для покупок или сдачи в управление.