UA / RU
Поддержать ZN.ua

Польша в газовой западне

Польская газотранспортная компания PGNiG и российский «Газпром» спорят по поводу контроля над польским отрезком ямальского газопровода...

Автор: Якуб Логинов

Польская газотранспортная компания PGNiG и российский «Газпром» спорят по поводу контроля над польским отрезком ямальского газопровода. Российский монополист добивается также значительного уменьшения платы за транзит своего газа по территории Польши, следствием чего могут быть финансовые проблемы у оператора польского отрезка газопровода Ямал — Западная Европа — компании EuRoPolGaz. В то же время действия российских партнеров заставляют Варшаву еще больше укрепиться в мнении, что нужно как можно быстрее уменьшить зависимость от поставок газа с Востока. Альтернативой должен стать морской транспорт LNG. По этому поводу ведутся переговоры с Алжиром, хотя поляки принимают также во внимание возможность заключения контрактов с Египтом, Ливией, Катаром, Нигерией и Норвегией. Однако сдвигов в этом направлении можно ожидать только после 2011 года, когда в стране будет создана инфраструктура для морского транспорта и перевалки сжиженного газа. Пока этого не будет, Польша обречена использовать преимущественно российское сырье.

Вместе с тем и Россия в большой степени зависит от Польши — пока не построят Северо-Европейский газопровод, «Газпром» будет вынужден прибегать к польскому посредничеству в транзите голубого топлива на Запад. Сейчас через польский отрезок ямальского газопровода проходит пятая часть природного газа, экспортируемого Россией в Европу.

«Российская сторона добивается увеличения своей роли в наблюдательном совете EuRoPolGaz, а также не одобряет транзитную политику, утвержденную Управлением регулирования энергетики Польши. Мы не можем с этим согласиться», — сказал журналистам представитель PGNiG Томаш Филл. По мнению аналитиков PGNiG, действия «Газпрома» — это целенаправленная акция, преследующая цель получить акции польского оператора газопоставок за долги. Они отмечают, что это вписывается в глобальную стратегию «Газпрома» по экспансии на рынки соседей России из бывшего соцлагеря.

Однако россияне эти обвинения отвергают. «Поляки показали, что они не в состоянии вести с нами конструктивный диалог. Они стремятся перенести сугубо экономические дела в политическую плоскость», — сообщил журналистам представитель «Газпрома» после недавнего заседания наблюдательного совета компании EuRoPolGaz, состоявшегося в Москве.

Вместе с тем российская газовая компания уже добилась полезных для себя изменений в отношениях с Польшей. В конце прошлого года компания PGNiG согласилась платить за российский газ на 10% больше, и это до 2022 года. Представители польского концерна объясняют, что вынуждены были согласиться на эти крайне невыгодные условия, поскольку Польша стала жертвой энергетического шантажа. Мол, внесение изменений в ямальский контракт было предварительным условием для заключения соглашения с компанией «РосУкрЭнерго», поставляющей 15% от общей потребности страны в газе. «Если бы мы на это не пошли, нам бы просто не хватило газа этой зимой», — убеждает руководство польского газового монополиста.

Независимо от споров по линии Варшава — Москва, польское правительство активно ищет альтернативные источники голубого топлива. Единственным реальным выходом в этой ситуации является транспортировка газа морским путем из стран Северной Африки, а также из Норвегии. В середине января министр экономики Польши и министр энергетики Алжира подписали меморандум о сотрудничестве в энергетической сфере. Этот документ предполагает совместные действия в сфере использования энергетических ресурсов, добычи и нефтехимии, а также поставки алжирского сжиженного газа (LNG) в Польшу, которые должны начаться в 2010—2011 годах. Поляки также заинтересованы в совместных инвестициях в газотранспортные сети Северной Африки, а также в сотрудничестве в целом ряде других проектов.

Однако не все так прекрасно, как того хотелось бы полякам. Чтобы эту концепцию можно было реализовать, сначала нужно создать транспортную инфраструктуру для перевалки сжиженного газа. В начале прошлого года тогдашний премьер Казимеж Марцинкевич решил, что нужно эту ситуацию изменить, поскольку нынешнее состояние делает Польшу слишком зависимой от России и не защищает страну от ее энергетического шантажа. Посему, под давлением обстоятельств (украинско-российского газового конфликта) возникла идея построить газопорт — терминал для перевалки сжиженного газа, который будет поступать морским путем. Сразу же были названы два возможных пункта — Гданьск и Свиноуйсце, что вблизи Щецина и немецкой границы. Несмотря на то, что именно гданьский порт считался фаворитом, в конце декабря правительство все-таки решило построить терминал в Западном Поморье. Изменилась также концепция его строительства. Еще в октябре прошлого года планировали создать специальную полугосударственную компанию с участием иностранных инвесторов, которая построит газопорт и будет эксплуатировать его. Эта компания должна была конкурировать с государственным монополистом PGNiG, что полностью отвечает энергетической политике ЕС. Однако предварительные планы изменили и окончательно доверили возведение газопорта все той же PGNiG. Подобную консолидацию и само расположение будущего газопорта можно считать скорее политическим, нежели экономическим решением.

Газопорт планируют ввести в эксплуатацию в 2010—2011 годах. Поэтому и в контрактах на закупку алжирского газа, по поводу которых ведутся переговоры, берется именно эта дата начала поставок. Планируется, что сначала перевалочная способность терминала составит 2,5 млрд. кубометров газа, со временем ее должны увеличить до 5—7,5 млрд. — при условии сохранения нынешней динамики роста спроса на голубое топливо.

В рамках проекта укрепления экономической безопасности в газовой сфере Польша планирует также соорудить на своем побережье газохранилище объемом 200 тыс. кубометров. В случае увеличения пропускной способности газопорта построят дополнительное хранилище на 160 тыс. кубометров газа.

Сжиженный газ будут транспортировать специальными танкерами — метановозами (газовозами). В каждый из них можно загрузить порядка 140 тыс. кубометров LNG (то есть 85 млн. кубометров газа в естественном состоянии). Именно газовозы — самое уязвимое звено этого проекта. Такие суда строят всего лишь восемь судостроительных заводов во всем мире. Ведь их производство — очень сложное и дорогое, требует специальных знаний и технологий, которые у большинства морских стран отсутствуют. Газовые танкеры также очень дорогие — один стоит более 160 млн. долл.

Ныне в мире используют порядка 200 судов, приспособленных для транспортировки сжиженного газа, также уже сделаны заказы на следующие 130. Эти цифры свидетельствуют о том, что в мире динамично возрастает спрос на газ, транспортируемый морским путем. Ведь это один из самых надежных способов обеспечения энергетической независимости, что в свете последних событий весьма актуально.

Итак, польская проблема заключается прежде всего в отсутствии как такого вида судов, так и ресурсов для их сооружения. Метановозы не покупают на свободном рынке, их, как правило, проектируют специально под конкретный терминал. Строительство продолжается в среднем два года. Однако сначала нужно найти судостроительный завод, который сможет выполнить заказ. Сегодня это не такое простое дело и с каждым годом ситуация будет усложняться. Польское правительство весьма активно в деле строительства газопорта, но по-прежнему сделано слишком мало для того, чтобы решить вопрос приобретения танкеров для транспортировки голубого топлива.

И даже если все технические и транспортные проблемы вокруг газопорта и газовозов удастся решить, не исключено, что после подписания контракта с Алжиром Польшу будет ожидать холодный душ. Ведь может оказаться, что купленный у арабов газ фактически будет происхождением из... России. Все возможно благодаря обменным трансакциям, которые очень распространены на газовом рынке. Сейчас Польша почти полностью зависит от российского газа. Голубое топливо, поступающее с украинского и немецкого направлений, тоже российского происхождения (а не среднеазиатского и норвежского, как говорили раньше).

Еще несколько лет назад серьезной альтернативой для газа с Востока должны были стать поставки из стран Северного моря. Правительство Ежи Бузека подписало с датской компанией DONG контракт на поставку 2—2,5 млрд. кубометров природного газа. Сырье должно было поступать в Польшу по балтийской трубе, которая соединила бы Скандинавию с польским побережьем вблизи Щецина (то есть в районе, где ныне планируют построить газопорт). Это должно стать только началом значительно более широких контактов с Норвегией в этой сфере. Но когда в Польше к власти пришли социалисты, одним из первых действий нового правительства Лешека Миллера стала отмена достигнутых договоренностей. По мнению политиков Союза демократических левых сил (давних посткоммунистов), норвежский и датский газ слишком дорог, и даже экономическая безопасность имеет свою разумную цену.

В качестве альтернативы команда Миллера предлагала улучшить отношения с Москвой. Вместе с тем нынешнее правительство, резко критиковавшее предшественников за это решение, окончательно отказалось от идеи соединить Польшу и Скандинавские страны газопроводом. Это неудивительно, ведь трудно было бы блокировать сооружение немецко-российской трубы, прокладывая вместе с тем собственную. И это в зоне, где на морском дне захоронено большое количество неисследованного химического оружия времен Второй мировой войны. Вот и получается, что газовозам и газопорту альтернативы нет.