UA / RU
Поддержать ZN.ua

Платежка за тепло: какая она сегодня и чего ждать завтра?

Совладельцы каждого многоквартирного дома должны организоваться и выбрать лучшую для себя модель обеспечения теплом.

Автор: Татьяна Бойко

Плата за централизованное отопление - несомненный чемпион в структуре платежки за жилищно-коммунальные услуги. В чем же сегодня заключается услуга по централизованному отоплению?

Качество отопления определяется тем, какая температура в помещении потребителя. Де-юре отвечает за это исполнитель услуги - теплоснабжающая организация. В действительности же ситуация намного интереснее.

Качество отопления: основные характеристики услуги

Де-факто поставщик тепла не может прямо влиять на температуру в помещении: окна и дверь открывает потребитель, внутридомовые сети обслуживают совладельцы через ОСМД или ЖЭК. Опять же, именно вы решаете, утеплять помещение или дом либо нет.

И мы хорошо понимаем, что ЖЭКу совсем не хочется делать ремонт или модернизировать отопительные сети. Более того, ни полномочий у него на это нет, ни средств (если речь идет о чем-то большем, чем мелкий ремонт).

По данным проекта USAID "Прозрачная энергетика", выполняемого "Дикси-Групп", тариф на услугу централизованного отопления выше приблизительно на 0,5% (в зависимости от предприятия это 3,5–6 грн/Гкалл, расходуемых на содержание абонентской службы) по сравнению с тарифом на тепловую энергию, которая вошла в многоквартирный дом. Разница - это оплата работы исполнителя услуги в доме.

Но что именно он сделал, кроме того, что распечатал и прислал платежку? Все самое важное уже сделано в процессе производства тепловой энергии (около 95% от общего тарифа) и ее транспортировки (почти 4% от общего тарифа). Оставшийся 1% - это поставка тепловой энергии и предоставление самой услуги.

Чем конкретно отличается поставка от предоставления услуги, сказать трудно. Ведь в состав затрат на поставку входит оплата труда работников сферы снабжения, материалы и оборудование, другие затраты, амортизационные отчисления, а в предоставление услуги - оплата труда и другие затраты для обеспечения работы абонентской службы.

В итоге понять, что именно будет сделано в вашем конкретном доме за счет 0,7–1% от платы за тепло, почти невозможно (кроме того, что выставлены платежки).

Например, если в отопительный сезон ваша платежка за отопление - 2000 грн/месяц, то из них 18–20 грн должны тратиться на обеспечение качественного тепла в доме. Но за эти средства теплопоставщик может установить счетчик в соседнем доме, а на ваш уже не хватит средств (или счетчик вы уже установили на средства совладельцев, поскольку не хотели переплачивать по нормативам), и это будет вполне законно.

Получаем ситуацию, при которой "все обманывают всех". Потребители вправе требовать от исполнителя услуги по отоплению температуру 18–20 градусов в своей квартире, а исполнитель часто не может этого обеспечить. Исполнитель же берет оплату за "услуги в доме", хотя себестоимость тепла при этом не изменилась.

Результат - потребитель не получает услуги по отоплению надлежащего качества и не может найти виновного в этом.

Новый закон - новые инструменты

Новый Закон "О жилищно-коммунальных услугах" должен изменить эту ситуацию. Все зависит от того, насколько потребители заинтересованы в том, чтобы получать качественное тепло по адекватному тарифу. По крайней мере, теперь для этого есть законодательный инструмент.

Тепло, поступающее в многоквартирный дом, производится за его пределами. Все, что совладельцы могут сделать с этой услугой, - это распределить ее между собой.

О чем это свидетельствует? Если цена 1 гигакалории, которая зашла в дом, составляет 1000 грн, то именно 1000 грн она должна стоить и в батареях потребителей.

В отопительном сезоне 2018/2019 цена единицы тепла будет одинаковой как на пути к дому, так и при распределении между совладельцами. Если же дому потребуются дополнительные затраты, то потребители будут оплачивать их отдельно. Это позволит убрать из тарифа на отопление дополнительные составляющие, следовательно, сделать его прозрачнее, к тому же приблизительно на 1% меньше сегодняшнего. Дополнительные затраты для каждого дома будут разными. В частности, стоимость обслуживания внутридомовых сетей теплоснабжения полностью зависит от их состояния.

Хочешь качественные услуги? Выбери оптимальный договор с поставщиком

В соответствии с новым законом, у потребителей будет три основных варианта договоров в сфере поставки тепла: индивидуальный, коллективный и договор с ОСМД как с коллективным потребителем. При этом каждая из моделей предполагает разные ответственность и систему оплаты (см. рис. 1). Важно, что принять решение в многоквартирном доме нужно совместно - или на собрании совладельцев (решение будет принято, если за него проголосуют более 50% владельцев площади дома), или общим собранием ОСМД.

На то, чтобы выбрать модель договорных отношений, у совладельцев многоквартирного дома есть один год с момента вступления закона в силу, т.е. до 10 декабря 2018 г. Конечно, если понадобится, вы потом можете изменить модель отношений и перезаключить договор.

Что будет с домами, которые за год так и не определят тип договора? Закон предусматривает модель по умолчанию: это индивидуальные договоры, но с некоторыми нюансами. Фактически подтип индивидуального договора.

Рассмотрим особенности каждой модели договорных отношений с поставщиком тепла - исполнителем услуг.

Индивидуальный договор

Эта модель предусматривает, что каждый совладелец многоквартирного дома самостоятельно заключает договор с исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению.

Средства, уплачиваемые потребителем, напрямую перечисляются исполнителю услуги. При этом последний обеспечивает распечатку квитанций, прием платежей, обрабатывает жалобы и иски. А самое главное - отвечает за то, чтобы потребитель получил качественную услугу (так называемая ответственность "до батареи"). Кроме того, вопрос обслуживания и текущего ремонта внутридомовых систем теплоснабжения также возлагается на исполнителя.

Понятно, что такая работа требует дополнительных затрат у исполнителя. Он должен выделять средства на содержание абонентской службы, которая будет работать с каждым отдельным потребителем, а также на обеспечение функционирования внутридомовых сетей. Это влияет на формирование платы за коммунальные услуги.

При такой модели отношений платежка за тепло будет учитывать:

- плату за услугу теплоснабжения, рассчитанную, исходя из размера тарифов на теплоснабжение, утверждаемых национальным регулятором (НКРЭКУ) или органом местного самоуправления (ОМС) в зависимости от объема потребления тепла;

- плату за абонентское обслуживание, предельный размер которой определяет Кабмин;

- определенную договором между исполнителем и совладельцами плату за обслуживание, текущий ремонт внутридомовых систем теплоснабжения многоквартирного дома, обеспечивающих предоставление услуги.

Чем эта модель отличается от ныне действующей? Уменьшается плата за управление домом. Из платежки, которую вы получаете от управляющего, ЖЭКа или ОСМД, исчезнут затраты на обслуживание внутридомовых сетей теплоснабжения (см. рис. 2). Кроме того, в случае неуплаты исполнитель обращается с иском к конкретному должнику.

Я уже упоминала, что по умолчанию будет действовать подтип договора на основе индивидуального.

Особенности модели по умолчанию

В этом случае:

- совладельцы не платят за обслуживание и текущий ремонт внутридомовых сетей;

- исполнитель не обслуживает внутридомовые сети, не проводит текущий ремонт систем теплоснабжения;

- исполнитель не отвечает за качество услуги в помещении потребителя, его задача только довести тепло в дом.

Соответственно, в платежке за тепло отображены только:

- плата за услугу теплоснабжения;

- плата за абонентское обслуживание.

Очевидно, обслуживать внутридомовые сети будет ЖЭК, но достаточно ли у него на это средств и сможет ли он обеспечить качество, не понятно.

Если вам, на первый взгляд, нравится такая модель, подумайте, настолько она надежная. Например, если в вашем доме прорвет трубы, теплоснабжающая организация их не будет ремонтировать (бесплатно), и никто не компенсирует затрат на ремонт затопленной квартиры. Но если потребителям небезразлично их имущество, то за это придется платить.

Коллективный договор

При такой модели договор с исполнителем услуги теплоснабжения заключает уполномоченное на это лицо от имени и за счет всех совладельцев многоквартирного дома.

Уполномоченным может быть кто-либо, кого выберут на собрании совладельцев многоквартирного дома или на общем собрании ОСМД: один из совладельцев, управляющий домом, правление ОСМД или другое физическое либо юридическое лицо.

Такой договор предусматривает, что исполнитель:

- отвечает за качество услуги теплоснабжения только "на входе в дом";

- не собирает прямо платежи и не проводит работы с потребителями;

- не обслуживает и не осуществляет текущий ремонт внутридомовых сетей теплоснабжения.

В итоге в платежке за тепло вы платите только за услугу теплоснабжения.

Уполномоченное совладельцами лицо собирает платежи и перечисляет деньги исполнителю услуги. Именно оно формирует платежки и следит за тем, чтобы все совладельцы своевременно их оплачивали. Для этого открывается отдельный текущий банковский счет со специальным режимом использования, средства на котором - собственность совладельцев многоквартирного дома.

В случае задолженности оплаты за тепло исполнитель услуги обращается к конкретному потребителю-должнику с иском напрямую.

Спросите, зачем так усложнять и в чем особенность этой модели отношений? Формирование счетов для каждого потребителя, их распечатка, сбор платежей - все это работа, также имеющая свою стоимость. Если у управляющего есть несколько исполнителей услуг, то выгоднее содержать одну абонентскую службу для работы с потребителями, чем несколько отдельных служб для разных услуг. Замечу, что это все оплачивает потребитель, который, конечно, заинтересован в экономии.

Также коллективный договор позволяет совладельцам не платить исполнителю услуги за обслуживание и текущий ремонт внутридомовых сетей. Это оправдано, если вы планируете поручить это другому подрядчику, или исполнитель услуги не хочет этим заниматься.

Договор с коллективным потребителем

Третья модель предусматривает заключение договора между исполнителем услуги теплоснабжения и ОСМД как юридическим лицом от собственного имени.

Такой вариант очень напоминает коллективный. Но есть нюанс: ответственность за долги. Если договор заключается с ОСМД как юридическим лицом, то исполнитель уже не может обращаться с исковым заявлением к конкретному совладельцу-неплательщику. А все вопросы отношений между объединением и совладельцами регулируют устав ОСМД и решения органов правления.

Исполнитель услуги, как и при предыдущей модели, отвечает за поставку тепла "в дом", не работает напрямую с потребителями и не обслуживает внутридомовые сети.

Это позволяет сэкономить средства на абонентском обслуживании. Объединение определяет размер взносов на оплату услуг по теплоснабжению, формирует платежки, собирает средства, решает проблемы с должниками.

Кроме того, ОСМД самостоятельно решает, кто будет заниматься текущим ремонтом систем теплоснабжения и их обслуживанием. Это удобно и выгодно, например, если в доме установлен индивидуальный тепловой пункт. Но главное - все совладельцы своевременно платят взносы.

Какой вариант будет лучшим для вашего дома?

Выбор модели взаимоотношений с поставщиком тепла - за совладельцами многоквартирного дома.

Все перечисленные варианты имеют свои преимущества и недостатки. Чтобы не ошибиться, совладельцам следует хорошо взвесить все "за" и "против" конкретно для их дома. На это будут влиять и количество квартир, и наличие ОСМД, и состояние внутридомовых сетей, и число злостных неплательщиков.

Вариант коллективного договора будет перспективным решением при условии конкуренции между управляющими. Кроме того, этот вариант подходит для ОСМД. Его также можно считать и лучшим с точки зрения формирования платежки, да и должниками монополист будет заниматься самостоятельно.

Если же в вашем доме много неплательщиков, то самый уязвимый вариант - коллективный потребитель: фактически в случае такого договора ответственность за взыскание долга ложится на соседей.

Как будет работать новый формат отношений

Для того чтобы изменения были эффективными, а потребители получили прозрачные условия оплаты и качественные услуги (см. рис. 3), необходимо выполнение двух условий. Во-первых, Кабинет министров Украины должен до 10 мая 2018 г. утвердить типовые договоры для каждой из перечисленных выше моделей и определить предельный размер платы за обслуживание внутридомовых сетей. НКРЭКУ и органы местного самоуправления должны изъять из действующих тарифов на услугу централизованного отопления дополнительные затраты (уменьшить тариф приблизительно на 1%).

Но утверждение подзаконных актов - только начало. Ведь в результате именно потребитель будет решать, каким образом будет формироваться его платежка за отопление. То есть второе и основное - совладельцы каждого многоквартирного дома должны организоваться, найти общий язык и выбрать лучшую для себя модель обеспечения теплом.