Польская национальная нефтегазовая компания PGNiG и НАК "Нафтогаз Украины" подают пример "Газпрому" по взаимоприемлемому расторжению "газового" контракта десятилетней давности. Расторгнув устаревшее соглашение, стороны сразу же приступили к подготовке нового контракта - на новых рыночных, взаимовыгодных и экономически целесообразных условиях.
6 ноября 2013 г. польская PGNiG и НАК "Нафтогаз Украины" расторгли контракт на поставку газа в Польшу, подписанный 26 октября 2004 г. сроком действия до 2020 г.
Этот контракт был заключен с целью стабильного обеспечения газом приграничного с Украиной польского района Грубешов. Однако за истекшее десятилетие ситуация в Польше и Украине очень изменилась, как и роль государственных акционерных нефтегазовых компаний обеих стран. Польская газотранспортная инфраструктура получила новое развитие и функции после вступления страны в ЕС. Существенно изменилась ценовая конъюнктура газового рынка. "Нафтогаз" с 2012 г. стал импортировать через территорию Польши газ в реверсном направлении от немецкой RWE Supply&Trading GmbH. Оператор польской ГТС - компания Gaz-System S.A. стала также транспортировать в Украину газ в реверсном направлении.
Кроме того, PGNiG уже как экспортер в конце октября 2013-го выполнила тестовые поставки газа в реверсном направлении в адрес компании "ДТЭК Трейдинг". По данным СМИ, недавно речь шла об экспорте компанией PGNiG 1,7 млрд кубометров газа на сумму около 700 млн долл.
ДТЭК как управляющая компания энергоактивами группы "Систем Кэпитал Менеджмент" бизнесмена Рината Ахметова в 2012 г. получила от НКРЭ пятилетнюю лицензию на поставку 6 млрд кубометров газа. Хотя объем импорта в целом и от PGNiG в частности зависит от ценовой и технической возможности ГТС на польско-украинском участке. Потребность предприятий группы СКМ в газе составляет 6 млрд кубометров в год.
Несмотря на сравнительно небольшие объемы газопоставок (около 200 млн кубометров в год), для польской стороны контракт с "Нафтогазом" был весьма кстати, учитывая, кроме прочего, многолетнюю непростую переговорную ситуацию с "Газпромом". Но осенью 2010-го НАК прекратила поставки газа в адрес PGNiG. Стороны не афишируют детали расторжения контракта и стоимость компенсации со стороны "Нафтогаза" (если она предусмотрена). Однако заявляют о том, что "изменился экономический смысл продолжения сотрудничества в условиях, предусмотренных соглашением", и импорт из Украины стал невыгодным. При этом, по мнению PGNiG, экономика приграничного польского Грубешова не пострадает.
Уже на следующий день после расторжения "газового" контракта от 2004 г. PGNiG и "Нафтогаз" решили возобновить сотрудничество "на новых торговых условиях с использованием существующей польской и украинской газотранспортной инфраструктуры". Специально созданные группы обеих компаний приступили к "разработке новой формулы сотрудничества в текущих рыночных условиях". Так что, видимо, вскоре следует ожидать и прецедента подписания нового контракта на новых условиях.
Масштаб газоимпортных польско-украинских взаимоотношений, конечно, не сравним с масштабом украинско-российских. Однако пример разрешения мирным, не судебным и не политическим путем газовой проблемы между PGNiG S.A и "Нафтогазом Украины" свидетельствует о том, что решить любую задачу по силам, если партнеры в этом действительно заинтересованы. Прецедент создан. И без вмешательства правительств, президентов и даже Стокгольмского арбитража.