Недавнее решение правительства Китая существенно повысить тарифы на энергоносители для большинства китайцев стало полной неожиданностью. Поздно вечером было объявлено о том, что дизельное топливо дорожает на 18% — до 3,58 долл. за галлон, а бензин — на 16%, до 3,83. Повысились также тарифы на электроэнергию и, по всем признакам, ожидается подорожание угля. До этого цены на энергоносители в Китае оставались фиксированными с ноября 2007 года, несмотря на то, что мировые цены на них выросли с тех пор на 45%.
Зарубежные эксперты давно указывали на необходимость подобных мер. Искусственно занижаемые цены на энергоносители не способствуют их эффективному и экономному расходованию, и именно китайскую ненасытность нередко называют одной из основных причин стремительного роста цен на энергоносители во всем мире.
В мировых масштабах Китай занимает второе место по потреблению энергоносителей (после США), однако стремительные темпы развития китайской промышленности обещают в ближайшем будущем смену лидера. Неудивительно поэтому, что ответом на решение Пекина было незамедлительное снижение цены на нефть на мировых рынках на 4 долл. на барреле. А вот акции китайских энергетических компаний тут же выросли в цене. Что и явилось самым главным на данный момент позитивом.
При очень высоких уровнях китайской инфляции (7,7% в мае, 8 — с февраля по апрель) фондовый рынок демонстрировал отрицательную динамику, создавая опасную социальную напряженность в стране. Буквально накануне решения о повышении тарифов индекс Шанхайской фондовой биржи упал на 6,5%, и лидерами падения стали именно энергетические компании, которые при прежней ценовой политике работали практически себе в убыток.
Впрочем, немало скептиков подчеркивают, что огромные государственные энергетические субсидии в Китае способны полностью нивелировать положительный эффект от данного шага правительства. Примечательно, что этот вопрос даже поднимался в ходе недавних американо-китайских переговоров. Пекину настоятельно рекомендуют ограничить субсидирование и отказаться от госрегулирования цен на энергоносители. По утверждению Вашингтона, нынешняя политика китайских властей лишь способствует поддержанию растущего дефицита на энергоносители и создает условия для процветания контрабанды и коррупции в энергетической сфере. А также обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества китайским товарам, что еще больше усиливает диспропорции в глобальной экономике.