UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОРЕС ГОТОВ К ВОЙНЕ И ОБОРОНЕ

124-я очередная конференция стран—членов ОРЕС, которая состоялась в Вене 11 марта, вызвала некоторые смутные ассоциации со сдачей нормативов на силу, точность и быстроту...

Автор: Оксана Приходько

124-я очередная конференция стран—членов ОРЕС, которая состоялась в Вене 11 марта, вызвала некоторые смутные ассоциации со сдачей нормативов на силу, точность и быстроту. Силу сопротивления давлению со стороны США и других потребителей энергоносителей, точность прогноза и быстроту реакции на всякие непредвиденные ситуации, самой предвидимой из которых является война против Ирака. Все эти «зачеты», по крайней мере на бумаге, были сданы «на отлично».

Какие оценки получат решения этой организации после практических испытаний, покажет будущее. Причем, как предполагают страны—члены ОРЕС, не такое уж близкое. Ведь очередная «внеочередная» конференция этой организации запланирована на 11 июня, и состояться она должна в столице Катара Дохе. Об этом на закрытии венской конференции сообщил президент нефтяного картеля, министр энергетики и индустрии Катара Абдалла бен Хамад аль-Атыйя. Картель предусматривает также возможность автоматического увеличения объемов поставки нефти на случай войны против Ирака, однако предварительно объявлять об увеличении квот на такой случай считает недопустимым, так как это может быть расценено как одобрение военных действий против одного из членов картеля.

Реакция рынка на эти решения картеля была достаточно положительной. Цены на нефтяные фьючерсы, не так давно побившие 12-летние рекорды и подбиравшиеся к 40-долларовой отметке, слегка снизились и стабилизировались на отметке 33 долл. за баррель. Это, естественно, значительно выше заданного ценового коридора, однако, как утверждают представители картеля, обусловлено «ценой страха» или «военными премиями».

С другой стороны, немалую роль сыграли суровая зима в Америке, а также последствия забастовки в Венесуэле, преодолеть которые удается с большим трудом. Как бы то ни было, а цена барреля нефти за последний год выросла, по самым взвешенным показателям, на 69 процентов. А исторический опыт, накопленный со времен Второй мировой войны, свидетельствует, что превышение даже 60-процентного барьера неотвратимо влечет за собой рецессию экономики, как минимум американской, но чаще всего — глобальной.

Как показывают статистические данные, цена на бензин в США за последний год выросла на 50 процентов, и среднестатистический потребитель, который год назад тратил на энергоносители 4,1 процента своего бюджета, теперь едва укладывается в 5 процентов. Более трети американцев в процессе опроса заявили, что это создает для них «значительные финансовые трудности». А в масштабах среднестатистической фирмы этот «навар» достигает 20 тысяч в год, которые в иной ситуации могли быть потрачены на расширение производства, стимулирование потребительского спроса, создание новых рабочих мест и так далее.

В странах Западной Европы и Азии это негативное воздействие повышения цен на энергоносители сказывается еще сильнее. Великобритания уже сообщила о самых низких темпах экономического развития, зафиксированных за последние 10 лет. Германия и вовсе докатилась до рецессии, по крайней мере по результатам последних месяцев прошлого года. И все это происходит еще только в преддверии войны, после начала которой цены на нефть могут взлететь гораздо выше.

Правда, нынешние разногласия в Совете Безопасности ООН позволяют надеяться на отсрочку военных действий. Последнее предложение о продлении крайнего срока мирного разоружения Ирака на 45 дней, естественно, вызвало яростное сопротивление со стороны американских «ястребов». Хотя для стабилизации нефтяного рынка хватит гораздо меньшего срока. Начало второго квартала, которое знаменует энергетическое межсезонье в северном полушарии, влечет за собой снижение спроса на энергоносители в отопительных целях, в то время как спрос на автомобильный бензин еще не начинает расти. В результате глобальный спрос на нефть может сократиться на 2 миллиона баррелей в день, что полностью перекрывает нынешние объемы поставки иракской нефти (по самым последним данным, они составляли 1,7 — 1,9 миллиона баррелей в день). Впрочем, страны—члены ОРЕС обязуются восполнить дефицит поставок нефти, вызванной даже самым неблагоприятным сценарием военных действий против Ирака, который приведет к полному разрушению нефтяной инфраструктуры. Американцы, правда, предпочитают не доверять этим утверждениям, заявляя, что спасти мир может только быстрая и победоносная война против Ирака.