UA / RU
Поддержать ZN.ua

Облгазы выводят из игры

В нефтегазовой отрасли Украины, пожалуй, первым сформировался именно рынок розничной торговли газом...

Автор: Алла Еременко

В нефтегазовой отрасли Украины, пожалуй, первым сформировался именно рынок розничной торговли газом. И случилось это задолго до создания НАК «Нафтогаз Украины». Как-то тихо так появились тогда еще обл- и горгазы, которые даже не арендовали у государства, а просто пользовались более десятка лет принадлежащими государству распределительными сетями газопроводов, по которым газ доставляется собственно населению как конечному потребителю. И этот же потребитель (каждый из нас или, по крайней мере, большинство из нас) этот газ более-менее регулярно оплачивал. Но почему-то наши платежи только частично поступали реальному собственнику и продавцу газа, а именно — «Нафтогазу». В результате в бюджете этого госхолдинга образовалась и постоянно расширялась финансовая дыра. А владельцы нынешних облгазов в общем-то все это время жили припеваючи.

Очень наглядно и подробно схему «выемки» средств из бюджета НАК через облгазы описал Дмитрий Менделеев в статье «Что заходит по трубе, а расходится по карманам?» («ЗН», №11 от 28 марта 2009 года). В его же статье обращалось особое внимание: «Правительство должно понять: если нет контроля над розничным рынком природного газа, то отсутствует и контроль над своевременным сбором средств за потребленный… энергоресурс». Хотелось бы верить, что создание дочернего предприятия «Нафтогазмережі» призвано ликвидировать этот пробел. Но некоторые вопросы все же остались и после интервью с директором ДП «Нафтогазмережі» Виталием ГНАТУШЕНКО, которое «ЗН» и предлагает вниманию читателей.

— Виталий Владиславович, зачем вообще нужно было создавать ДП «Нафтогазмережі», если раньше уже предпринималась попытка «собрать» распределительные сети (обл- и горгазы), только под крышей другого дочернего предприятия — «Укргазмережі»?

— Я попытаюсь ответить на ваш вопрос, начиная с конца. Термин «собрать» в данном контексте не совсем уместен. Речь, в первую очередь, идет об организации эффективного управления государственным имуществом, играющим важную роль в обеспечении энергетической безопасности страны. В то же время создание «Укргаз­мереж» к реализации государственных интересов никакого отношения не имело. Просто небезызвестная промышленно-финансовая группа, которая на тот момент, по сути, контролировала систему государственного регулирования нефтегазовой отрасли, в том числе и менеджмент НАК «Нафтогаз Ук­раины», пыталась получить контроль над рядом облгазов, в которых владельцы крупных пакетов акций не хотели расставаться со своей собственностью. И с целью давления на «строптивых» собственников этих предприятий, основываясь на формуле «не отдадите облгазы — заберем сети», и были созданы «Укргазме­режі». Вместе с тем, когда указанная группа наконец получила интересующие ее предприятия, интерес к «Укргаз­мережам» был потерян. На тот момент указанному предприятию были переданы сети только одного облгаза — ОАО «Черновцыгаз», и на этом процедура передачи сетей была остановлена, причем даже по предприятию «Черновцыгаз» она не была доведена до логического завершения.

Как результат, в последующие годы мы имели крайне неэффективную работу ДП «Укргазмережі», и если бы не началась нынешняя реорганизация, то все равно с этим предприятием нужно было бы что-то делать для упорядочения ситуации в сфере управления государст­венными газораспределительными активами.

Что же касается второй части вопроса, то к созданию ДП «Нафтогаз­мережі» подтолкнуло множество факторов. Облгазы успешно поставляют газ населению и получают практически 100% оплаты от населения, но при этом не доплачи­вают средства НАК «Нафтогаз Ук­раины». Причем задолженность обл­газов за последние месяцы значительно возросла. Их долги за пос­ледние десять лет уже превысили 7 млрд. грн.! Получается пикантная ситуация: правительство страны прилагает все усилия, чтобы получить у стран Европейского Союза кредит для закупки газа, а облгазы позволяют себе недоплачивать нам за уже проданный товар.

Более того, участившиеся аварийные ситуации всеукраинского масштаба, которые имели место некоторое время назад, не могли остаться без реакции со стороны НАК «Нафтогаз Украины» и Минтопэнерго. Проверки подтвердили, что нынешние «хозяева» облгазов не вкладывают в них средства, предусмотренные договорами по эксплуатации сетей. Таким образом, ухудшающееся с каждым годом состояние газопроводов все больше угрожает безопасности и жизни потребителей.

При этом газораспределительные сети, используемые облгазами, не подлежат приватизации. НАК «Нафтогаз Украины» отдала их в пользование на определенных условиях, и срок действия этих договоров истекает 31 декабря 2009 года.

Необходимо также отметить, что речь идет о государственной собственности, построенной за бюджетные средства. Однако в последнее время участились попытки перевода сетей из государственной в другие виды собственности, что может поставить под угрозу стабильное и бесперебойное обеспечение потребителей природным газом и угрожает энергетической безопасности всей страны.

Поэтому Кабинет министров Украины вместе с руководством Минтопэнерго и НАК «Нафтогаз Украины» пришли к выводу, что с целью повышения безопасности потребителей, исполнения Закона Украины «О трубопроводном транс­порте», улучшения контроля над модернизацией газопроводов и их эффективного использования не стоит продолжать работу с гор- и облгазами. Было принято решение создать новое предприятие «Нафтогазмережі», передать ему сети, возложить на него обязанность эффективно их эксплуатировать и управлять ими. И за счет этого обеспечить поступление 100% средств от населения. Именно так, во исполнение постановления правительства №775, и родилась «дочка» НАК — «Нафтогазмережі».

— Как отреагировали совладельцы акций этих предприятий на такую смену в управлении распределительными газовыми сетями?

— Реакция совладельцев акций облгазов на сложившуюся ситуацию разная. Примечательно, что те облгазы, у которых нет значительной задолженности перед НАК «Нафтогаз Украины», отреагировали достаточно позитивно, а те, у которых задолженность зашкаливает, — негативно. Это и понятно, ведь противники этой идеи теперь не смогут контролировать денежные потоки от расчетов за газ, за счет махинаций с которыми многие из них стали миллиардерами. Совсем скоро, после начала работы ДП «Нафтогазмережі», руководители облгазов будут отстранены от финансовых потоков и появится жесткий контроль за финансированием реконструкции газопроводов. В результате повысится безопасность поставок газа населению. Кроме того, улучшится дисциплина газопотребления, поскольку ряд облгазов неоднократно отказывался выполнять поручения по прекращению поставок газа должникам. В результате, НАК «Нафтогаз Украины» была вынуждена уменьшать поставки газа регионам, от чего страдали и добросовестные плательщики-потребители.

В то же время следует признать, что процесс создания нового предприятия идет непросто, тем более что близится начало нового отопительного сезона. Для его оптимизации и ускорения мы каждый день проводим консультации с представителями и акционерами облгазов. Показательно, что представители должников даже в «Нафтогаз» не приезжают. Ведь они считают, что у них есть другой собственник. Несмотря на то, что в большинстве облгазов НАК «Нафтогаз Украины» принадлежит более 50% акций.

Хочу обратить ваше внимание на еще один важный аспект: мы гарантируем, что трудовые коллективы облгазов работу не потеряют. Им будет гарантирована социальная защита и своевременная выплата зарплаты в случае согласия и перехода на работу в филиалы ДП «Нафтогазмережі». Настоящие специалисты в НАК «Нафтогаз Украины» всегда на высоком счету.

— Завершен ли процесс ликвидации предприятия «Укргазме­режі» и с каким результатом?

— Предприятие «Укргазме­режі» не было ликвидировано. Это достаточно длительная и непростая процедура. Для скорейшего решения поставленной задачи «Нафтогаз Украины» выкупил у ДК «Газ Ук­раи­ны» 100% уставного фонда ДП «Укргазмережі» и переименова­ла его в ДК «Нафтогазмережі». Топ-менеджмент «Нафтогаз Украины» посчитал, что более эффективно управлять газораспределительными сетями сможет сама НАК, а не ее дочерняя компания «Газ Украины».

— Уточните, в чем принципиальная разница между этими компаниями и идеями их создания?

— Частично я уже ответил на этот вопрос. Во-первых, «Укргазме­режі» были дочерним предприятием ДК «Газ Украины». Логика передачи в управление предприятия, отвечающего за транспортировку и распределение газа, структуре, контролирующей торговлю газом, может быть только одна — предоставление дополнительных возможностей для злоупотреблений.

В свою очередь, ДП «Нафтогаз­мережі» — компания рангом повыше, с более широкими правами и обязанностями, а самое главное — она ближе к государству, поскольку напрямую подчиняется НАК «Нафтогаз Украины». Такое решение полностью отвечает современным европейским принципам регулирования газового рынка, в том чис­ле разделению видов деятельности по транспортировке и торговле газом.

Второе — география деятельности. «Укргазмережі» — компания, действовавшая только в Черновицкой области. А работа и полномочия ДП «Нафтогазмережі» распространятся на всю страну.

Кроме того, важным аспектом деятельности «Нафтогазмереж» станет дисциплина не только в финансовой сфере, но и при исполнении поручений по отключению злостных должников. Облгазы фактически саботировали отключение должников от газопоставок. Таким образом, добросовестные плательщики за газ оказывались в неравных условиях с должниками. Получается, и тот, кто платит, получает газ, а тот, кто не платит, тоже получает газ. Разве это цивилизованные отношения?

Идея одна — навести порядок в использовании газовых сетей, которые принадлежат государству, и устранить финансовые злоупотребления в этой сфере.

— Чего вы ожидаете от создания ДП «Нафтогазмережі», в частности каких финансовых результатов?

— «Нафтогазмережі» — производственное предприятие, в котором основное внимание будет уделяться реконструкции, поддержанию, эксплуатации, созданию условий безаварийной работы газовых сетей.

За годы советской власти были построены сотни тысяч километров газопроводов. Сегодня в год строится несколько сотен километров. Среди причин этого — передача данных вопросов в компетенцию облгазов, многие из которых вместо развития сетей занимались исключительно набиванием карманов своих собственников.

В свою очередь, правительство Украины уже пошло навстречу создаваемому предприятию: буквально на днях Кабмин утвердил программу строительства распределительных газопроводов на сумму в 700 млн. грн. Эти средства станут хорошим подспорьем для ДП «Нафтогазмережі» по возобновлению огромной работы по газификации, фактически замороженной более десяти лет назад.

Хочу отметить, что пока сети находятся на балансе облгазов, возможности НАК «Нафтогаз Украины» весьма ограничены. Часто компанию не допускают к проведению инвентаризации сетей. Облгазы неоднократно в судебном порядке обжаловали решения об инвентаризации и делали все, чтобы вывести государственное имущество из государственной формы собственности.

«Нафтогазмережі» должны стать полномочным представителем всех граждан Украины по контролю над газовыми сетями.

Финансовые потоки, которые будут поступать от облгазов, будут использоваться по целевому назначению. С этой целью в каждом регионе будут созданы специальные счета ДП «Нафтогазмережі».

Если раньше деньги сначала получали облгазы и потом уже сами решали, куда и сколько направить, то теперь деньги будет получать фактически государство и затем уже перечислять на нужды филиалов ДП «Нафтогазмережі» и оплачивать согласованные счета подрядчикам-облгазам.

От редакции. После письменных ответов главы ДП «Нафтогазмережі» на вопросы «ЗН» остался ряд невыясненных моментов. Риторический вопрос: может ли новая схема быть использована для традиционного воровства, мы задавать не стали. В конце концов, априори отбирать надежду на чудо мы не имеем права. Но есть и другие вопросы, ответов на которые, похоже, еще нет ни у руководства НАКа, ни у правительства.

Да, правительством издано постановление №775. Да, газовые сети сорока трех (а вообще-то тридцати девяти) облгазов должны быть переданы «Нафтогазмережам». Но каков механизм этого процесса, об этом в постановлении Кабмина ни слова. Если даже при последней инвентаризации обл-, гор- и остальных «газов» данные, мягко говоря, расходились, то можно себе представить, какой может оказаться реальность.

Процедура сдачи-приемки государственной инфраструктуры хозяйств обл- и остальных «газов» не прописана. Точнее: мало кто себе представляет, как это будет происходить. А с учетом того, что на балансе некоторых обл- и горгазов числятся газопроводы низкого давления, построенные за их счет, то эту задачу будет разрешить достаточно сложно.

Нетрудно предположить, что газораспределительные сети, которые в последние годы использовали, как хотели, бахматюки, фирташи и пр., «Нафтогазмережам» передадут только в случае судебного решения. Кто знает, когда и каким будет решение последней инстанции?

А еще есть муниципальные газовые сети (т. е. построенные за счет конкретной общины и принадлежащие ей).

И в первом, и во втором случае ДП «Нафтогазмережі» ожидают затяжные суды. А суд, как известно, у нас самый справедливый! Процесс передачи газового имущества будет, по меньшей мере, долгим. И хватит ли у «Нафтогаза» сил, воли и времени на затяжную осаду?

Еще одна проблема: захотят ли профессионалы из облгазов перейти на работу в представительства «Нафтогазмереж»? Если учесть, что их прежние (и пока еще нынешние) работодатели наверняка предложат им «отступные», т. е. бонусы за то, чтобы они не шли работать в структуру ДП «Нафтогазмережі», то создаваемое предприятие ожидают серьезные кадровые проблемы — поиск широкого круга специалистов от инженера до обходчика-ремонтника, учетчика и т.д. Такими кадрами по объявлению в газете о вакансиях штат не укомплектуешь. По крайней мере, до тех пор, пока у этих людей остается нынешняя работа.

Если абстрагироваться от принятых у нас «правил эксплуатации», то идея создания госкомпании, которая будет отвечать и за поставки газа потребителям, и, прежде всего, за безопасность газораспределительных сетей, их надлежащее обслуживание, давно перезрела. Ведь газораспределительные сети в стране постепенно строились с 60-х годов прошлого века. По степени газификации Украина, как говорится, впереди Европы всей. Но все это газовое хозяйство требует очень щепетильного обхождения и тщательного ухода.

В организационной суете как-то выпали из виду бытовые приборы учета газа. Кто-то из потребителей сам оплатил их покупку и установку. Другим — местный рай-, гор- или облгаз. Кто теперь будет их обслуживать, на чей баланс они будут переданы? Ведь не шутка — в стране свыше 16 млн. абонентов. Кто будет заниматься этой кропотливой работой?..

Также все без исключения предприятия по газопоставкам (облгазы) в свое время получили лицензии НКРЭ на распределение и поставку газа. Теперь все эти лицензии предстоит в ходе дебатов в НКРЭ получить «Нафтогазмережам». В нашей стране этот процесс может занять не один день…

Кто бы ни задумывал в 2007-м «Укргазмережі», а теперь — ДП «Нафтогазмережі», идея была одна: контроль над потоками газа и — главное — платежами за него.

Да, г-н Гнатушенко достаточно подробно изложил цель создания ДП: «Нафтогазмережі» должны стать полномочным представителем всех граждан Украины по контролю над газовыми сетями». Увы, пока это благие намерения.

Когда создавалась НАК «Нафтогаз України», а затем «Укргазмережі», был шанс реализовать идею о разделе монополии по видам деятельности: добыча, транспортировка и торговля газом и нефтью (заметьте — не просто поставки газа). В свое время так поступили с «Берлингазом», который разделили на пять самостоятельных компаний, и это кардинально изменило газовый рынок Германии.

Да, это дорого. Но «за все, что дорого, и плата высока». Эти строки не о газе, но очень уместны.

При том что российский «Газпром» намерен выйти из Договора о Европейской энергохартии, россияне хотя бы формально и достаточно давно разделили газовую монополию: «Мострансгаз» транспортирует и поставляет газ, «Росгазхолдинг» — строит и т.д. И это отвечает евростандартам.

НАК «Нафтогаз України», а точнее, ее руководители могли все сделать и умнее и быстрее. Было бы желание. Создание НАКа, скорее всего, было оправдано: отрасль нужно было сохранить управляемой (в организационно-технологическом плане). А потом перейти от монополии, пусть даже государственной, к тому, к чему сегодня стремится Евросоюз, — к цивилизованному разделению видов деятельности: добыча — первый, транзит — второй, импорт — третий, продажа в стране — четвертый, строительство магистральных газопроводов (высокого давления) — пятый, научные разработки — шестой, обслуживание распределительных сетей — седьмой и т.д.

В этом направлении НАК «Нафтогаз України» сделала только два шага: в структуре НАКа явно просматриваются юрлица (о совместных предприятиях пока речь не идет) — «Укргазвидобування», «Укртрансгаз», «Укртранснафта», «Укрнафта» и «Черноморнефтегаз». Есть еще сеть АГНКС и «Шебелинка», производящая топливо. А вот станут ли ДК «Газ України» и создаваемое ДП «Нафтогазмережі» не формальными, а реальными, самостоятельными юридическими лицами, покажет время.