UA / RU
Поддержать ZN.ua

О тарифах, частной собственности на жилье и пожизненной аренде

Реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) - это не примитивное повышение цен и тарифов на все и вся. Это изменение подхода к частной собственности - жилью человека. Это переосмысление прав и ответственности человека и органов власти относительно основополагающих начал общества.

Автор: Владимир Рыжов

Реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) - это не примитивное повышение цен и тарифов на все и вся. Это изменение подхода к частной собственности - жилью человека. Это переосмысление прав и ответственности человека и органов власти относительно основополагающих начал общества.

Право на жилье (жилище)

Сразу следует разделить права и обязанности жильцов и права и обязанности структур, предоставляющих жильцам услуги. Смешивать эти права и обязанности нельзя, ибо право на жилище - это неотъемлемое право человека, а услуги - это сервис, не более того. Даже звери имеют жилища - норы, гнезда, берлоги, логова и пр. Люди прирученным и домашним животным строят конюшни, курятники, хлева и т.д.

Так что надо отталкиваться от того, что человека нельзя лишать его жилища ни при каких обстоятельствах. Это означает, что квартира или дом, в котором проживают его владельцы, не может быть предметом залога никому и никогда. И об этом должны помнить, прежде всего, владельцы жилья. Закладывать можно дачи, машины, гаражи, вторые квартиры и земельные участки (если они есть), но жилье, где обитаешь, - ни за что!

Второй важный момент - жилье не должно облагаться никакими налогами. Владельцы могут и должны, как сказано выше, оплачивать только услуги компаниям, обслуживающим те или иные потребности домовладельцев. Это надо узаконить и прекратить бесчеловечную практику выселения должников.

Если это принимается, все остальное решаемо. В конце концов, и государство, и местная власть никакого отношения к собственности человека не должны иметь, особенно к такой ее категории, как жилье.

Об услугах

Понятно, что если жилье представляет собой квартиру в многоквартирном доме, то плата за подачу тепла должна производиться либо по калориметру, т.е. на входе в квартиру, либо, если таковым квартира не оборудована, по кубатуре жилища, а калориметр определяет подачу тепла в здание. Тариф на подачу тепла должен быть рассчитан и в полной мере представлен жильцам от того производителя тепла, который подает его в данный дом.

Однако в настоящее время все чаще можно услышать о том, что в том или ином городе устанавливается усредненный тариф, который не соответствует расходам конкретных домохозяйств. Местная власть должна беспокоиться о том, чтобы КПД производителя и поставщика тепла был максимальным, а потери в теплосетях - минимальны. Именно в этом государство должно установить показатель, к которому обязаны стремиться все теплогенерирующие предприятия. Именно государство через местную власть должно беспокоиться об их модернизации, если они не вкладываются в установленные показатели. Нельзя допускать, чтобы государственное или частное разгильдяйство оплачивал потребитель.

Обслуживание зданий

На сегодняшний день большая часть жилищного фонда Украины, в частности квартиры, приватизирована. А чьи подъезды, стены, подвалы, чердаки, крыши, лифты, придомовая территория? Жэка. То есть у одного объекта - жилого дома есть минимум два хозяина. Но один хозяин - жилец, пользуется этим домом постоянно, а другой - жэк, нет. И ответственности за совладение объектом не несет.

Так дальше продолжаться не может. Либо жэк владеет всем домом, а жильцы бессрочно арендуют квартиры, либо жильцы владеют всем объектом без исключений. Первое возможно для вновь возводимых домов, а дома, в которых квартиры находятся в частной собственности, должны быть реорганизованы в юридические лица - субъекты хозяйствования, и относительно них как особых форм собственности должен быть принят закон.

Понятно, что, потребляя услуги, такой дом - юридическое лицо и должен заключать договоры на все виды необходимых услуг. Или это должны делать владельцы каждой квартиры.

С кем? С владельцами электросетей со взаимными правами, обязанностями, ответственностью и штрафными санкциями.

С владельцами теплосетей, о чем речь шла выше.

С владельцами газовых сетей.

С компаниями по водоснабжению и водоотводу.

С компаниями по обслуживанию лифтов.

С компаниями по вывозу мусора.

Уборку территории и подъездов могут выполнять как нанятые индивидуально уборщики, так и специализированные компании.

Ремонт же крыш, текущий ремонт здания и прочие неежедневные работы должны выполняться по разовым договорам специализированными компаниями в зависимости от ситуации.

Понятно, что плата за услуги должна распределяться где согласно приборам учета, как за электроэнергию и водоснабжение, а где по количеству жильцов, как, например, за обслуживание лифтов, вывоз мусора, уборку придомовой территории и подъездов.

Привязывать абсолютно все к площадям квартир, как это делается сегодня, просто нецелесообразно.

Тарифы за услуги, такие, как производство и доставка электроэнергии и газа, а также цены для потребителей должны устанавливаться государством. Точнее, независимым регулятором (НКРЭКУ). И нацрегулятор такие тарифы устанавливает. Вот только почему НКРЭКУ установило сейчас именно такие тарифы и из чего они состоят - для всех плательщиков остается загадкой.

Предельные тарифы (ниже можно, выше нельзя) за водоснабжение, водоотвод, обслуживание лифтов, вывоз мусора должны устанавливать местные органы власти. Но "расшифровка" и этих тарифов - за семью замками.

При этом крайне важно организовать конкуренцию по предоставлению этих видов услуг. Но о какой конкуренции может идти речь, если никому неведомы составляющие тарифов потенциальных конкурентов?

О неплательщиках и пожизненной аренде

Следующая проблема: как быть, если кто-то из жильцов не платит за услуги?

Если принимается постулат, что жилье - неотторгаемая часть имущества человека, то есть выбросить человека из жилья на улицу не может никто и никогда, то жилец, который не платит, должен нотариально заверить наследников, которые тоже нотариально обязуются платить за жильца-неплательщика. При отсутствии наследников либо при их отказе платить за жильца-неплательщика наследники теряют право на наследство, и тогда плательщиком может быть или опекун, или местная власть, которым после смерти владельца отойдет жилье неплательщика.

Главное - понять, что жилье является делом частным, и государство к нему никакого отношения иметь не должно, кроме содействия службам, обслуживающим жильцов.

И последнее. Жилец платит не за жилье, а только за услуги. Это если, конечно, у нас социально ориентированное государство, как записано в Конституции, а не госкапитализм для некоторых избранных частных лиц.

Будь у нас социально ориентированное государство, ничто не мешало бы в реформе ЖКХ предусмотреть такое понятие, как пожизненная аренда жилья у государственных или муниципальных структур. В Швейцарии, например, можно взять жилье, находящееся в коммунальной собственности, в пожизненную аренду, а в Украине почему нельзя?

Почему у нас не имеет развития коммунальное жилье? Да потому что любое жилищное строительство - это многофункциональная кормушка. Источник оголтелой, многомиллиардной коррупции.

По стране тысячи и тысячи и построенных, да незаселенных жилых зданий, и недостроенных. То есть при правильном подходе немало жилья может отойти в коммунальную собственность достаточно быстро.

По предварительным данным, немало жилья может отойти в коммунальную собственность и от престарелых семейных пар (здесь можно установить возрастной ценз). Нужно просто заявить, что такая семья прекращает коммунальные платежи, и после того, как супруги перейдут в мир иной, их жилье станет коммунальным. Чем это выгодно? Местной власти - тем, что не надо оформлять дотации на содержание жилья малоимущим семьям (а таких очень много), а также тем, что в коммунальную собственность перейдет ранее приватизированное жилье. Простой расчет: пусть коммунальные платежи двухкомнатной квартиры сегодня составляют 2500 грн в месяц. В год - 30 тыс. грн. Пусть семья проживет, дай им Бог здоровья, еще 30 лет. Итого - вместо семьи заплатит орган местной власти 900 тыс. грн, то есть 43–45 тыс. долл. по нынешнему курсу. Ну и где вы видели двухкомнатную квартиру по такой цене? Это в Киеве. В регионах и тарифы ниже, и цена квартиры ниже. То есть местной власти выгодно. А престарелой паре выгодно тем более.

Что такое пожизненная или на определенный срок аренда коммунального жилья? Жильцы несут полную ответственность за его сохранность и платят все надлежащие платежи плюс арендную плату, но это жилье по наследству не передается. Причем арендная плата разнится. Семья, передающая свое жилье в коммунальную собственность, ничего не платит, а следующие жильцы-арендаторы платят, кроме обычных коммунальных платежей, еще и арендную плату по установленному в договоре тарифу.

Непременно должна быть узаконена взаимоответственность жильцов и обслуживающих структур. Если не вывезли вовремя мусор, платит не жилец за не оказанную услугу, а соответствующая компания жильцу за причиненные неудобства. И так далее.

Сегодня никому не известна, кроме начальника жэка, расшифровка сметы затрат по квитанциям, приходящим на оплату ежемесячно. А должна висеть в каждом подъезде такая расшифровка. По всем видам услуг, вплоть до затрат на зарплату коммунальщикам. Я живу в доме уже 15 лет и, исправно оплачивая статьи в счете, не заметил за эти годы ни малейшего ремонта. А есть дома и похуже. Вот что сами жильцы скинутся и сделают, то и имеют!

С таким отношением властей к жилищу граждан пора кончать. И немедленно!