UA / RU
Поддержать ZN.ua

Нужна ли Украине стратегия развития черной металлургии?

На сегодняшний день черная металлургия Украины, в том числе и в результате войны на Востоке, находится в крайне тяжелом положении, что негативно сказывается и на экономике страны. И сегодня крайне необходима стратегия наших действий по сохранению черной металлургии и страны в целом.

Авторы: Вадим Большаков, Леонид Тубольцев

Шел 1988 год. Украина успешно заканчивает выполнение Комплексной программы научно-технического прогресса страны до 2000 г. Ее черная металлургия находится в числе лидеров мировой металлургии, производит 40 млн т проката в год. В последующие годы начинается череда политических и финансовых событий, в результате которых черную металлургию страны начинает лихорадить. В 1994– 1995 гг. из-за мирового финансового кризиса производство проката падает на 60% - до 16,9 млн т. Последствия такого состояния черной металлургии для страны были неутешительны, ведь эта отрасль приносила Украине до 40% валютных поступлений. Поэтому в 1995 г. Верховной Радой Украины была подготовлена и принята Концепция развития горно-металлургического комплекса (ГМК), а в 2004-м Кабмин принял Госпрограмму развития и реструктуризации ГМК до 2011 г. В результате выполнения этих госпрограмм черная металлургия постепенно восстановила производство, и к 2007-му годовое производство проката достигло 36 млн т. Затем последовала череда финансовых кризисов, полная приватизация предприятий черной металлургии, военные действия в Донбассе, и вследствие этого объемы проката сократились до 21,5 млн т, что составляет около 50% от возможного уровня производства.

Рассматривая сегодня сложившуюся ситуацию с системных позиций, необходимо отметить, прежде всего, факт ослабления государственного влияния, отсутствие целевой установки и понимания на государственном уровне значения и роли одной из ведущих базовых отраслей экономики в развитии страны. Украина - молодая страна с древнейшей историей, которой могут позавидовать очень многие государства. Но сегодня она еще не умеет использовать многовековой опыт живших на ее территории поколений, не умеет задавать вопросы и искать на них ответы. Попытаемся ответить на некоторые из них.

В 1918 г. была основана Национальная академия наук Украины, в 1938–1939 гг. - создана сеть научно-исследовательских институтов металлургического профиля. В результате страна получила мощную металлургию, впервые в мировой практике учеными были созданы технологии, на сегодняшний день составляющие основу мировой металлургии. Это результат развития идей, научных и промышленных исследований ученых Украины.

Вклад украинских ученых в развитие мировой металлургии значителен и неоспорим. Впервые в мировой практике усилиями ученых НАН Украины были доказаны перспективность и преимущества строительства крупных доменных печей. Впервые в мировой практике на комбинате "Криворожсталь" была построена крупнейшая в мире доменная печь объемом 5000 кубометров. Использование научных разработок Института черной металлургии позволило создать комплексную технологию высокоэффективной доменной плавки с применением прогрессивных программ загрузки шихты и использованием бесконусных загрузочных устройств, альтернативных источников энергии, в частности, пылеугольного топлива, коксового газа и твердых видов топлива. Такая технология позволяет обеспечить экономию кокса до 20%.

Первый в мире прокатный стан бесконечной прокатки, первая технология и установка десульфурации чугуна гранулированным магнием были созданы и введены в промышленную эксплуатацию в Украине. Впервые в мировой практике под руководством академика Кирилла Стародубова была разработана и реализована энергосберегающая технология термического упрочнения проката с использованием тепла прокатного нагрева. Под руководством академика Александра Чекмарева была решена проблема производства высококачественного листа для автомобильной промышленности. Все эти разработки являются крупной вехой в истории Украины, ее Национальной академии наук и широко применяются нынче во всем мире.

Сегодня одна из соседних стран в качестве огромного достижения показывает создание комплекса электрошлакового переплава стали. А ведь этот процесс был создан и применен достаточно давно учеными киевского Института электросварки им. Патона. И вновь золотое достижение украинских ученых широко не используется в нашей стране.

Уместно спросить: почему в украинской металлургии не применяются достижения отечественных ученых? Вновь обратимся к недавней истории. В период перестройки эпохи Горбачева металлурги организовали мощную конференцию с участием зарубежных специалистов, что тогда было в диковинку. К удивлению организаторов, из-за рубежа приехало мало металлургов, но много юристов. Основной вопрос конференции: приватизировать металлургию или нет? Основной ответ зарубежных экспертов: сама приватизация ничего не дает, главное - качественное управление. Но все украинские правительства свернули на дорогу приватизации и упрямо идут по ней до сих пор, все больше рискуя потерять остатки государственного влияния.

Результат - утрата основ государственного управления базовыми отраслями промышленности, потеря квалифицированных кадров в госуправлении, разрыв информационных и производственных связей между отраслями промышленности и переход в виртуальную, оторванную от жизни сферу управления. Красноречивым примером отсутствия госответственности перед Украиной является заявление министра экономического развития и торговли о том, что его основной задачей является ликвидация его министерства. Не менее красноречиво и заявление в эфире одного из специалистов в сфере приватизации о том, что 500 оставшихся в распоряжении государства предприятий фактически не существуют, они все разграблены, и их целесообразно приватизировать хотя бы за одну гривню.

Черная металлургия Украины является стратегическим национальным ресурсом и сложной научно-технической и организационной системой, которую представляют многочисленные подотрасли, начиная от горнодобывающей промышленности и заканчивая предприятиями производства металлоизделий. Однако в последние три десятилетия технологическая база металлургии практически не менялась, что, в свою очередь, уменьшило потребность отрасли в инновациях и новых научно-технологических разработках, не создало базу для экономического и социального развития страны, увеличило угрозы для ее национальной безопасности.

Передача черной металлургии полностью в частные руки говорит о том, что государство решило отказаться от управления важными стратегическими объектами, обосновывая это "неэффективностью государственного управления". К вопросу о неэффективности госуправления: если политики пекутся об эффективности приватизации, то почему они так стремятся попасть в неэффективную государственную власть?

Крупнейшие промышленно развитые страны никогда не выпускают из сферы госвлияния базовые отрасли промышленности, даже если передают их в частные руки. В критические моменты владельцы крупнейших корпораций всегда действуют в интересах государства, а значит, государство имеет на них решающее влияние.

В Украине государственное влияние в черной металлургии отсутствует, хотя она является еще и одним из крупнейших поставщиков валюты. И при всем нежелании госчиновников заниматься вопросами черной металлургии им все равно придется это делать.

Проблемы черной металлургии Украины, требующие вмешательства государства в ее работу. Во-первых, обеспечение потребностей внутреннего рынка - это, пожалуй, один из самых главных элементов проблемы. А реализация стратегии развития базовых отраслей промышленности - непосредственная задача государства. По нашему мнению, реальным стимулятором развития черной металлургии может стать реализация крупных инфраструктурных проектов, осуществляемых при поддержке государства. Развитие строительства, машиностроения, судостроения, реорганизация жилищно-коммунального хозяйства - давно назревшие проблемы экономики Украины, решение которых позволит использовать современные металлы и металлоконструкции.

Во-вторых, одной из важнейших задач является повышение конкурентоспособности не только черной металлургии, но и всей промышленной продукции. Этого невозможно достичь без создания современной государственной базы стандартов.

В-третьих, в мире сегодня существуют и активно используются положительно зарекомендовавшие себя инструменты промышленной политики, направленные на развитие производства, в частности, углубление диалога между государством и бизнесом, расширение использования долгосрочных договорных взаимоотношений. Не секрет, что между государственными чиновниками, наукой и бизнесменами нет взаимопонимания и даже диалога вследствие различия стоящих перед ними целевых задач. К числу указанных инструментов можно отнести предоставление госгарантий, использование программно-целевого подхода к развитию отдельных жизненно важных отраслей, прозрачная ценовая политика, поддержка собственных товаропроизводителей, использование практики обнуления импортных пошлин и НДС на технологическое оборудование, что помогает привлекать инвестиционные ресурсы, и многое другое.

Важным моментом является создание Стратегии развития промышленности страны, что позволяет не только планировать долгосрочное развитие государства, но и осуществлять госконтроль за реализацией запланированных показателей экономического развития страны.

Все более острой в черной металлургии становится проблема тарифов и неконтролируемого роста цен. Цены на продукцию металлургии увеличиваются не так быстро, при этом постоянно происходят колебания уровня цен в связанных отраслях. Цены и тарифы естественных монополий, в частности на железнодорожные перевозки, устойчиво растут, что привело к тому, что накопился значительный разрыв между динамикой цен на металлопродукцию и динамикой цен и тарифов естественных монополий. За последние несколько лет рентабельность работы предприятий черной металлургии постепенно падала, и сегодня убытки декларируются на уровне 18–20%. Без решения этих вопросов на государственном уровне не обойтись.

В вопросах реструктуризации черной металлургии речь, по сути, должна идти о государственно-частном партнерстве развития инфраструктуры страны, которое позволило бы инвестировать в развитие металлургических предприятий, в том числе горнодобывающих. При этом инвестиции должны реализовываться на принципах прозрачности и возвратности, как в коммерческом бизнесе. Но для этого нужно создать соответствующую правовую среду. Перечень проблем, требующих решения на государственном уровне, можно продолжить, но причем здесь наука? Ведь промышленные предприятия, использующие давно разработанные технологии, не так уж часто обращаются в отечественные научно-исследовательские институты и предпочитают работать с зарубежными партнерами, зачастую предоставляющими вместе с технологиями и кредит на их финансирование.

Что же может дать черной металлургии и стране нынешняя металлургическая наука? Коротко перечислим.

Помочь в модернизации доменных печей Украины. Новые технологии загрузки доменных печей, усовершенствованные шихтовые материалы, новые технологии плавки, в том числе с использованием перспективного пылеугольного топлива. В сталеплавильном производстве - научно-техническое сопровождение и адаптация достижений кислородно-конвертерной плавки в производство, внепечной обработки чугуна и стали, непрерывной разливки стали. В прокатном производстве - расширение сортамента и номенклатуры готового проката, использование термической и термомеханической обработки как средства коренного улучшения механических и эксплуатационных свойств готовой продукции. Экономический эффект от реализации таких технологий может достигать 200 грн на тонну проката. Военные действия в Донбассе показали необходимость реализации новой стратегии размещения металлургических предприятий и обеспечения их сырьевыми ресурсами. Ученые Донецкого национального технического университета даже предложили перейти на новый тип металлургического мини-завода.

Развивая фундаментальные основы создания новых металлургических материалов и технологий их производства, ученые НАНУ используют все имеющиеся в их распоряжении возможности для реализации своих разработок на метпредприятиях, часто за рубежом. Украинская металлургическая наука и сегодня располагает разработками, позволяющими существенно повысить технический уровень металлургического производства в Украине и довести его до уровня лучших мировых достижений. Для модернизации отрасли целесообразно рассмотреть следующие положения, требующие решения на государственном уровне:

1. Направленность научно-технического потенциала на решение практических задач промышленного производства.

2. Из-за ограниченного доступа к реальным объектам промышленности отечественных ученых в значительной мере ограничиваются потенциальные возможности практической реализации передовых достижений украинской науки. Потеря тесного взаимодействия науки с производством не позволяет реализовать в Украине многие проекты, которые в то же время привлекательны для зарубежных потребителей.

3. Восстановление координационной деятельности министерств и роли головных научно-исследовательских институтов в отраслях промышленности для формирования научно-технической политики их развития. Одним из путей решения этой проблемы является создание механизма обязательного привлечения научно-исследовательских институтов и НАН Украины к проведению экспертизы инновационных проектов, предлагаемых для реализации на промышленных предприятиях страны.

4. Подготовка научных кадров. Отсутствие эффективной государственной поддержки научно-технического потенциала в Украине привело к потере интереса молодежи к научной деятельности, к миграции талантливых выпускников вузов за границу. Кстати, подобная проблема и с подготовкой кадров для государственной структуры управления.

Рассматривая взаимоотношения "наука-государство" в последние два десятилетия, можно отметить четкую тенденцию - руководство нашего независимого государства с каждым годом все менее адекватно оценивает возможности и роль науки в развитии общества. Вызвано это одной причиной: во времена рыночных отношений приоритетом являются "быстрые" деньги, когда все, что не приносит немедленной прибыли, не заслуживает бюджетной поддержки. Поэтому и внушается обществу мысль о том, что в условиях полной приватизации и тотальной деиндустриализации страны государство может не поддерживать науку, достижения которой, опять-таки, из-за такой приватизации все меньше используются производством. Опыт промышленно развитых передовых стран показывает, что для превращения науки в реальную производственную силу объем ее финансирования должен быть не менее 1,7–2% ВВП. Ряд стран доводят этот показатель до 3–5%. В Украине объем финансирования научных исследований едва достигает 0,17% ВВП, что при скромном бюджете страны не позволяет даже сохранять накопленный научный потенциал.

Нынче в системе государственного управления отсутствуют департаменты или хотя бы отдельные специалисты, номинально причастные к развитию базовых отраслей промышленности. Отсутствует и стратегия развития этих базовых отраслей, в частности черной металлургии. Нет единого подхода и к реализации научно-технических достижений в промышленности. Не проводится даже общественное обсуждение проблем и условий развития экономики страны. А идеи о "добрых инвесторах" и регулирующей роли рыночных отношений сегодня не реализуются даже в сказках.

И все же главная проблема эффективного государственного управления состоит в отсутствии четко сформулированной целевой установки. По нашему мнению, необходимо использовать имеющийся в Украине опыт госуправления черной металлургией, приобретенный в период отечественных и мировых финансовых кризисов. В частности, в 1995 г. Верховной Радой была принята Концепция развития черной металлургии Украины, в 2004–2011 гг. реализовывалась принятая Кабмином "Государственная программа развития и реструктуризация горно-металлургического комплекса Украины до 2011 г.", на государственном уровне было принято несколько законов в поддержку черной металлургии. На реализацию этих программ не выделялись бюджетные средства, все инвестиционные мероприятия осуществлялись за счет самих предприятий.

В период реализации государственного программного подхода в 2004–2011 гг. в черную металлургию удалось привлечь более 20 млрд грн инвестиций, что позволило получить годовой экономический эффект более 5,5 млрд грн за счет снижения уровня материальных и энергетических затрат, расширения производства новых видов продукции. Энергоемкость готового проката за этот период уменьшилась на 13% - с 1,54 до 1,34 т условного топлива на тонну проката. При этом затраты бюджетных средств на выполнение мероприятий программы и ее научно-техническое сопровождение составили менее 0,1%. И хотя не все запланированные в программе мероприятия были выполнены в полной мере, ее эффективность была достаточно высокой, а по мнению ряда работников бывшего Министерства экономики, программа развития металлургии была одной из лучших и эффективных в стране.

На сегодняшний день черная металлургия Украины, в том числе и в результате войны на Востоке, находится в крайне тяжелом положении, что негативно сказывается и на экономике страны. И сегодня крайне необходима стратегия наших действий по сохранению черной металлургии и страны в целом. Пока еще жива металлургическая наука, работает Национальная академия наук Украины, проектные институты, в том числе "Укргипромез", не распались отраслевые ассоциации, пользуется авторитетом среди металлургов ОП "Укрметаллургпром", научно-техническая поддержка металлургического производства окончательно не утрачена.

Поэтому во все времена нужно иметь главное - стратегию своего поведения, к чему мы и призываем наше правительство, а металлургическая наука всегда готова прийти на помощь! Нужно думать!