Каждый раз ценовые перипетии на рынке нефтепродуктов обрастают сонмом легенд, преданий и слухов. Тем, кто до сих пор верит в самоотверженных правительственных героев и злых капиталистических гениев, ведущих нескончаемый бой на украинском нефтерынке, этот материал вряд ли будет полезен. Мы в очередной раз будем говорить о схеме возникновения «бензиновых кризисов». О том, как государство в очередной раз пытается прикрыть свою беспомощность и безалаберность в вопросе защиты экономических интересов своих граждан с помощью «ура-патриотических» лозунгов и запоздало-авральных действий.
Казалось, уже сложно было бы удивить страну сезонными ценовыми колебаниями на нефтепродукты. Ан нет. Каждый раз, когда цифры на стелах автозаправочных станций (АЗС) начинают свой рост, общественность выражает тревогу, а правительство, озабоченное положением дел на рынке, заявляет о готовности спасти страну от очередного бензинового кризиса, подписывает меморандум и… доводит рынок до состояния абсурда, задействуя единственное имеющееся в его распоряжении средство — административное давление. При этом цены сохраняются на достигнутом уровне, бензин местами исчезает с заправок, а несколько недель спустя, подчиняясь рыночным законам падения спроса, ситуация стабилизируется сама собой. Народ ликует, правительство бодро рапортует о достигнутых результатах, Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) — о штрафах и именах недобросовестных конкурентов, а нефтетрейдеры подсчитывают прибыль и готовятся к отражению атак контролирующих органов.
Национальные особенности
Впрочем, каждому кризису присущи свои особенности и пикантные подробности. Вот, например, в 2004 году виновными в возникновении проблем на рынке светлых нефтепродуктов были признаны российские нефтяные компании, работающие в Украине. Как и в каком тоне разговаривали с представителями нефтяных компаний (НК) в Кабмине Виктора Януковича, до сих пор предпочитают не вспоминать. «Конкретно»-иезуитские методы Виктора Федоровича весной 2005-го сменились откровенным прессингом со стороны Юлии Тимошенко, потребовавшей от российских НК удержания цены на уровне прошлого года, т.е. 2,90 грн. за литр бензина марки Аи-95. Причем премьер Ю.Тимошенко была готова пойти на межгосударственный шантаж путем перекрытия транзита газа в Западную Европу. Правда, тогда президент Украины предотвратил очередной виток газового конфликта между Украиной и РФ, а цена на 95-й бензин благополучно зафиксировалась на рыночной отметке 3,50 грн. за литр, но осадок, как говорится, остался.
Отметим, что ни одна бензиновая эпопея не обходилась без озвучивания идеи создания национальной вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК). Помнится, в период ценовых скачков 2004 года бывший-нынешний премьер-министр заявлял о том, что вся нефть отечественной добычи будет направлена на переработку в Украине. Большая часть будет передана создаваемой на базе ОАО «Укрнафта» ВИНК. Были и еще мнения, например, о закупке горюче-смазочных материалов (ГСМ) в Госрезерв в период сезонных спадов цены с последующей продажей в пиковые периоды. Правда, по сей день судьба этих решений так и осталась неизвестной.
Стоит отметить, что в периоды последних политических баталий президентских и парламентских выборов проблемы рынка нефтепродуктов как бы сами собой отходили в тень. Это и есть одна из пикантностей нынешнего года: политическая неопределенность не позволяла операторам рынка совершать резкие движения. Вспомните, ведь мало кто весной говорил о начале весенне-полевых работ, необходимости обеспечения аграриев топливом и сезонном увеличении спроса на ГСМ. Весеннее обострение на рынке светлых нефтепродуктов особо не наблюдалось, а рост цен на ГСМ носил незначительный и вялотекущий характер.
Желаемое
и действительное
Добровольное удержание цен на ГСМ весной текущего года — это, пожалуй, одна из первых причин нынешнего скачка цен. По сути, это была отложенная прибыль и страховка от возможных политических рисков (репрессий со стороны будущего правительства за дестабилизацию ситуации). В таком контексте не следует исключать и наличия определенных договоренностей между политическими силами и операторами рынка, которые по понятным причинам не должны были стать достоянием общественности. Основанием для такого утверждения может стать тенденция роста цены на нефть и светлые нефтепродукты в Европе.
Почему, когда пытаются сравнить цены на нефтепродукты в Украине, постоянно ориентируются на США, а не на Евросоюз, где цена на высокооктановый бензин уже давно преодолела барьер в один евро за литр. Например, на заправках «Шелл» в Испании Аи-95 прочно закрепился на отметке 1,16 евро за литр. Чувствуете, какой запас для роста? А вот в Штатах ситуация несколько иная. По всему тихоокеанскому побережью разбросаны нефтеперерабатывающие заводы, самый молодой из которых был построен в 1978 году. Да, действительно, литр лучшего бензина там стоит не больше 0,8 долл., только его заявленное (!) октановое число не превышает 89, что делает возможным проведение любых параллелей с Украиной.
Бездействие государства, о котором было сказано выше. Несмотря на ряд громких заявлений, ни госзапас топлива, ни государственная ВИНК так и не были созданы. Хотя ждать новых «ударов в государственный набат» долго не пришлось. На минувшей неделе новоназначенный министр топлива и энергетики Юрий Бойко заявил о том, что государство за счет своих активов в нефтяной отрасли должно влиять на ситуацию на рынке нефтепродуктов или же продать эти активы по рыночной цене. По его мнению, еще один способ влияния на рынок — товарные интервенции через Госрезерв, хотя использование госактивов более эффективно. Неизвестно, разделяет ли мнение министра руководитель группы «Приват» Игорь Коломойский, контролирующий порядка 43% акций монополиста по добыче нефти в Украине — ОАО «Укрнафта», но, похоже, на нынешнем кризисе это никак не отразится.
Как-то в нынешнем сезоне совершенно не уделили внимания российскому фактору. То ли вопрос о взаимоотношениях с РФ в газовой сфере подменил все иные, то ли увольнение президента «ТНК-ВР Украина» Александра Городецкого в связи с повышением и переводом руководителем добычи в Тюменский край произвело такое впечатление на украинских чиновников от ТЭК, но российские НК в нынешнем кризисе не обвинили. Хотя и «Лукойл-Украина», и «Альянс-Украина», несмотря на то, что принадлежащие им Одесский и Херсонский НПЗ остановлены на ремонт, по-прежнему продолжают реализацию светлых нефтепродуктов на территории Украины.
Правда, к сетям «Альянса» довольно серьезный интерес проявила компания «Шелл», а потому российский фактор начал приобретать вполне узнаваемую европейскую окраску. На сегодня сменили брэнд уже шесть заправок «Альянса» в Киеве. Причины такого решения руководство обеих компаний не озвучивает. Представитель «Шелл» заявил, что в их практике не используется собрэндинг, хотя очень хочется привнести стандарты и технологии британцев в работу «Альянса», и назвал первые сделанные шаги «помолвкой». Правда, он не опроверг, что «свадьбой» может стать приобретение Херсонского НПЗ, если результаты эксперимента будут позитивными. Такое развитие событий может очень заинтересовать г-на Коломойского, уже неоднократно проявлявшего интерес к этому НПЗ на юге Украины. Ну да это в будущем, а пока цены на стелах «Шелла» свидетельствуют, что британские стандарты качества вполне претендуют на европейскую стоимость.
«ТНК-ВР Украина», несмотря на активную реализацию программы отсеивания недобросовестных джобберов, также продолжает сохранять лидирующие позиции по количеству заправочных комплексов в Украине. Правда, эта компания реализует ГСМ собственного производства, что, по информации ряда интернет-порталов, не очень радует британских инвесторов, ожидавших более высоких показателей деятельности предприятия. Именно это и привело к отставке г-на Городецкого. В компании эту информацию полностью отрицают, заявляя, что показатели деятельности «ТНК-ВР Украина» оцениваются инвесторами достаточно оптимистично, а отставка Александра Городецкого вызвана производственной необходимостью усиления менеджмента добывающих подразделений компании в России.
Кстати, стоит заметить, что Лисичанский НПЗ начал активно переориентировать производство на выпуск высокооктанового бензина и сокращение производства низкооктановых бензинов и дизтоплива. Если присовокупить к этому остановку НПК «Галичина» вследствие нехватки сырья для переработки, то аграрный сектор ждут большие проблемы на нынешней уборочной страде. Ведь «Галичина» и «Нафтохімік Прикарпаття» являются одними из основных поставщиков низкооктановых ГСМ, востребованных аграрным сектором.
Не забывают операторы рынка следить и за мировыми новостями. Ни для кого не секрет, что облегчение таможенных пошлин сделало ввоз готовых ГСМ более рентабельным, чем их производство в Украине. Следовательно, нефтяники с полным правом могут ссылаться на мнения авторитетных мировых агентств относительно роста цены на нефть и, соответственно, подорожание готовых нефтепродуктов. В частности, аналитики Barclays прогнозируют среднюю цену нефти до конца 2006 года в 78,60 долл. за баррель для WTI и 72,60 долл. в целом. Средняя стоимость барреля WTI на 2007 год, согласно прогнозам аналитиков Barclays, составит 76,60 долл. К 2015-му нефть будет стоить в среднем 93 долл. за баррель. В этой связи также очень показательна динамика последних четырех лет, где последние полтора года явно не в пользу украинских нефтепереработчиков (см.табл.).
А потому стоило мировым информагентствам сообщить об аварии на российском нефтепроводе, поставляющем сырье на нефтеперерабатывающий завод Mazeikiu nafta, как это сразу же было использовано в качестве причины для сокращения запасов импортного топлива в Украине и, соответственно, роста его цены. Хотя объективно доля импорта на рынке, мягко говоря, преувеличена. Не стоит сбрасывать со счетов Лисичанский и Кременчугский НПЗ, довольно активно поставляющие светлые нефтепродукты на украинский рынок. В результате, по оценкам экспертов рынка, средневзвешенная оптовая цена на Аи-95 составляет примерно 3,90 грн… за литр. Вот те на! А не крутовата ли розничная маржа даже для стран с недоразвитым капитализмом? Получается, что импортировать нефтепродукты из Украины отечественным производителям намного выгоднее, чем работать с розницей, о чем в кулуарах неоднозначно намекают представители нефтепереработки. Следовательно, стоит ожидать реакции правительства, в том числе и в виде ограничения экспорта нефтепродуктов из Украины. Впрочем, за этим дело не стало…
В поисках фарватера
Что же может сделать правительство и представители отрасли для рядовых потребителей? Правительство уже приступило к классической схеме сдерживания цен. В понедельник премьер-министр Украины Виктор Янукович поручил Министерству топлива и энергетики принять меры по прекращению роста цен на нефтепродукты. «Нужно усмирить на этой неделе цены на нефть и нефтепродукты», — сказал, как отрезал, новый премьер, уточнив, что эти меры должны осуществляться в рамках украинского законодательства и «только рыночными методами». Не знаю, как насчет рыночных методов, а вот в плане «усмирить» большим специалистом два года назад, помнится, был нынешний министр финансов Николай Янович Азаров и подконтрольная ему тогда Государственная налоговая администрация Украины. Правда, к рыночным тогдашние действия ГНАУ имели такое же отношение, как украинская цена бензина к мировой конъюнктуре нефти, но повлияли. В общем, как правительством «включаются» рыночные механизмы в недельный срок и как впоследствии реагирует рынок, вытягивая из потребителя недополученную из-за аврального «усмирения» цен прибыль, достаточно хорошо известно.
Но существуют и более действенные способы сохранения нажитых непосильным трудом средств. Каждая из крупных нефтяных компаний имеет достаточно гибкую систему скидок и фьючерсных контрактов на приобретение ГСМ. Первая выражается в депонировании средств на карточках и последующем их списании с дисконтом от существующей цены. Проще говоря: чем больше средств на карточке, тем больше скидка на действующую цену. Правда, такая система выгодна лишь крупным юридическим лицам, оперирующим большими объемами нефтепродуктов для нужд собственных автопарков. К примеру, у компании «Лукойл-Украина» реальный дисконт начинается от 50 тыс. гривен на депозите и составляет минус 22 копейки от цены, заявленной на стеле в розницу. Для обычных же автолюбителей, тратящих на бензин не более 2 тыс. гривен, такой дисконт будет психологически-утешительным — 2 копейки.
Более выгодной является система приобретения у оператора рынка талонов, т.е. определенного объема горючего по фиксированной цене. В таком случае вы как бы заключаете фьючерсный контракт с реализатором и сами несете риски в случае снижения цены. Правда, за последние несколько лет приверженцы этой системы никогда не проигрывали. К примеру, в начале года ряд операторов реализовывали талоны на Аи-95 по цене 3,60 грн. за литр, а в начале лета — 4,05 грн. за литр. Думаю, что по сравнению с сегодняшними ценами на АЗС выгода более чем ощутима.
Кстати, о государственных активах. Возможно, правительству нужно было бы не создавать мифические запасы ГСМ в госрезерве, а заняться торговлей аналогичными фьючерсами для рядовых граждан. Тут вам и финансовая выгода в виде связывания свободных средств населения, и гарантированная государством защита населения от «произвола» операторов нефтерынка. И не надо ни у кого активы забирать для создания ВИНК. Достаточно законтрактовать объемы нефтепереработки отечественных НПЗ в периоды ценовых спадов, что опять же только позитивно отразится на экономике в плане поддержки отечественного товаропроизводителя.