UA / RU
Поддержать ZN.ua

Нефтяная ВИКТОРина

На отечественном нефтерынке наступило непривычное затишье, очень напоминающее предгрозовое. Вп...

Авторы: Алла Еременко, Валентин Землянский

На отечественном нефтерынке наступило непривычное затишье, очень напоминающее предгрозовое. Впрочем, такая ситуация уже привычна для Украины, пребывающей в состоянии политической неопределенности, когда большинство участников рынка с нетерпением ожидают развязки оранжево-голубой президентской интриги. Однако молчание нефтяников порождает массу слухов и панических ожиданий населения, уже четко умеющего коррелировать уровень цены на горюче-смазочные материалы с ценами на все остальное, необходимое для нормальной жизни.

Именно поэтому «ЗН» решило провести опрос среди основных игроков отечественного рынка нефтепродуктов. Нельзя сказать, что ответы превзошли наши и без того пессимистические ожидания. Складывалось впечатление, что в среде нефтяников начинается тихая истерика, перерастающая в состояние легкой фрустрации по отношению к будущему нефтяного бизнеса в Украине. При этом нередко формулировки ответов слишком уж напоминали выступления отечественных политиков: прогноз зависимости цен полностью обусловлен рядом факторов, которые в будущем могут повлиять на ценообразование в данном сегменте экономики Украины.

Между тем всех нас интересует, что будет после выборов президента Украины. В частности, сколько будет стоить проезд в транспорте, а также бензин и дизельное топливо. Независимо от того, кто будет следующим главой Украинского государства.

Заметьте, три бесхитростных вопроса мы задали до объявления результатов первого тура избирательной кампании. Что в определенной мере объясняет, почему некоторые участники нефтерынка под различными предлогами отказались ответить на наши вопросы:

1. Какими будут цены на бензин (по маркам) и дизтопливо после 21 ноября?

Чем они будут обоснованы?

2. Что в наибольшей степени повлияет на ценообразование на украинском рынке светлых нефтепродуктов и почему?

3. Какие действия должны предпринять правительство и производители нефтепродуктов для стабилизации ситуации на рынке?

Политнеопределенность

Отметим, что отвечать на первый вопрос отказались как многие производители, так и операторы, посчитав его уж слишком заполитизированным. Удивительно, но ведь еще месяц назад все нефтяники в один голос утверждали, что нефтяная отрасль является достаточно инерционной и любой исход избирательной кампании на ней отразится незначительно.

В неофициальных разговорах участники рынка предлагали считать будущую реальную (!) цену на бензины и дизтопливо путем добавления порядка одной гривни к уже существующей цене. Данный факт предстоящего роста цены на 30% уж никак не стыкуется с бытующим на сегодня мнением экспертов рынка о подорожании нефтепродуктов до конца года в среднем на 10%. Однако, как известно, в нашей стране понятие реально обоснованной цены и реально существующей на АЗС — две большие разницы.

Как заявил «ЗН» президент ООО «ТНК-ВР Украина» (1220 АЗС по состоянию на начало октября, доля общеукраинского рынка 30%) Александр Городецкий: «Как и раньше, мы можем наблюдать две различные тенденции. Первая — давление рыночных факторов на ценообразование, вторая — жесткое регулирование. На сегодняшний день превалирует последнее. Мы понимаем необходимость административного регулирования в данный конкретный момент времени, однако в силу большого количества участников рынка — производителей, владельцев нефтебаз и автозаправочных станций — спрогнозировать дальнейшее поведение цен не представляется возможным».

В пресс-службе компании «ЛУКОЙЛ-Украина» (163 АЗС, 4% общеукраинского рынка) нам сообщили, что на сегодня руководство компании воздерживается от комментариев. Одной из основных причин была названа стабильная политика компании, которую она проводит на отечественном рынке нефтепродуктов. Отметим, что, по нашим наблюдениям, АЗС под брэндом «ЛУКОЙЛ» действительно удерживают цены на уровне договоренностей с правительством, несмотря на окончание действия меморандума.Президент «НК «Альянс-Украина» Петр Мирошников: «Действие меморандума с правительством Украины закончилось 1 ноября, и сейчас мы готовимся к очередным консультациям, чтобы, согласовав свои действия с Кабинетом министров, не нарушить хрупкий баланс на отечественном рынке.

Мы очень хорошо понимаем, что рынок нефтепродуктов является базовым для экономики страны, поэтому все наши шаги будут взвешенными, умеренными и, самое главное, согласованными с правительством.

Ситуация на украинском рынке нефтепродуктов зависит главным образом от стоимости нефти. С 1 декабря ставка экспортной пошлины на российскую нефть будет повышена на 13,1 долл. — до 101 долл. за тонну. Если исходить из того, что большая часть нефти, импортируемой в Украину, имеет российское происхождение, вполне логично предположить, что это повлияет на цену на внутреннем отечественном рынке.

Судя по полугодовым нефтяным фьючерсам на апрель и май, где фиксируется цена в диапазоне 40—45 долл. за барр. (292—329 долл. за тонну), я предполагаю, что цена на нефть будет приблизительно в этих пределах, но вряд ли меньше 250 долл. за тонну.

С учетом того, что в экономике нефтяного бизнеса примерно 80—85% цены в рознице составляет стоимость сырья, можно предположить, что при снижении цен на нефть будет снижаться и цена на нефтепродукты.

Прогнозы в области цен на нефтепродукты в государстве, которое обеспечено собственной нефтью на 10%, — дело неблагодарное. Исходя из общемировых тенденций можно предположить, что до конца года существенный или скачкообразный рост не произойдет. Могут быть задействованы какие-то механизмы со стороны правительства, которые сдемпфируют возможные колебания цены на нефть, поскольку инструментария у правительства достаточно и он еще не исчерпан. И плюс наше понимание ситуации, ведь мы настроены на нормальное стабильное получение прибыли».

А вот что прогнозирует отечественному нефтерынку председатель правления НАК «Нафтогаз України» Юрий Бойко:

«По моему мнению, средний уровень розничных цен по Украине не претерпит значительных изменений до конца ноября, поскольку нефтепродукты будут производиться из нефти, уже законтрактованной на ноябрь и в основном оплаченной заводами. Кроме того, в случае принятия Кабинетом министров решения о лицензировании экспорта светлых нефтепродуктов я не исключаю возможности снижения стоимости дизтоплива. Сегодня на рынке наблюдается его острый дефицит в связи с активным экспортом этого продукта многими производителями.

Что касается декабря, то ситуация будет зависеть от цены декабрьских ресурсов нефти, контрактование которых произойдет в последней декаде ноября. С одной стороны, мировые цены на нефть резко снизились за последнюю неделю, и это позитивный сигнал для всех нетто-импортеров. С другой — российские производители всю зиму будут испытывать сложности с экспортом, что связано, во-первых, с окончанием периода речной навигации, а во-вторых, с зимними штормами в Приморске и Новороссийске. Негативно на уровень цен повлияет решение правительства РФ об увеличении ставки экспортной пошлины на нефть с 70 до 101 долл. за тонну. Хотя это не имеет никакого отношения к мировым котировкам нефти, которые являются определяющими для цены поставки сырья в Украину».

Исполняющий обязанности главы «Укртатнафти» Сергей Глушко в основном разделяет мнение Ю.Бойко:

«Отгрузочные цены Кременчугского НПЗ, как, впрочем, и большинства других украинских заводов, останутся стабильными по крайней мере до конца месяца. Это обусловлено тем, что закупочные цены на нефть на ноябрь уже сформированы и в течение месяца вряд ли претерпят изменение. Фактор выборов в данном случае абсолютно не имеет значения. Рынок нефтепродуктов формируется исключительно на основании экономических принципов. А конкретные цены на разные марки топлива будут незначительно отличаться у разных операторов розничных сетей, однако в целом, скорее всего, не превысят рубеж в 3 грн.»

О факторах, наиболее влияющих на ценообразование на отечественном нефтерынке, мнение Ю.Бойко:

«Прежде всего, это цена импортируемой нефти, а также ее налогообложение страной-экспортером. Не вызывает сомнений, что отмена российского экспортного НДС на поставки нефти в Украину с нового года окажет позитивное воздействие на снижение цены сырья.

Во-вторых, это режим налогообложения внутри страны. И в-третьих, рыночная ситуация непосредственно на розничном рынке. В принципе, рынок можно обвалить одним составом топлива».

С.Глушко на тот же вопрос ответил так:

«Стоимость нефтепродуктов на украинских заправках определяется исключительно рыночным методом. Другими словами, это затратная часть на изготовление продукта и собственно рентабельность конечного реализатора. Причем определяющими являются именно рыночные составляющие. Например, цена бензинов и дизтоплива в декабре будет зависеть от стоимости российской нефти, графика и условий ее поставки — пошлины, налогообложение, транспортные тарифы. Разумеется, что на конечную цену могут влиять и так называемые сопутствующие факторы. Ими могут быть, например, увеличение или снижение спроса, а также дефицит продукта».

Что же касается возможных действий правительства и производителей нефтепродуктов, то Ю.Бойко считает, что необходимо «ограничить экспорт и аппетиты владельцев розничных сетей. Думаю, после преодоления кризиса начнется большая «чистка» джобберских сетей, и не только в нашей компании. Ни один производитель не будет терпеть ситуацию, когда он сам работает с нулевой рентабельностью, а его партнер по розничным продажам считает рентабельность в 6—10% недостаточной и нарушает договоренности, заключенные с правительством компанией, под маркой которой он работает».

С.Глушко:

«У меня нет простого ответа на этот вопрос. Наверное, главное — это невмешательство административными методами, поскольку на рынок уже влияет вертикально интегрированная нефтяная компания — как экономический рычаг правительства.

Во-первых, мы действительно отгружаем нефтепродукты по ценам, которые позволяют розничным операторам продавать их по ценам, предусмотренным меморандумом. Во-вторых, объемы производства нефтепродуктов на АО «Укртатнафта» в ноябре увеличатся в полтора раза, т.е. сила нашего ценового воздействия на рынок будет больше. В-третьих, в автозаправочных сетях ВИНК — «Нафтогаз Экойл» и «Укрнафта» — цена на нефтепродукты остается на самом низком уровне в стране.

Все это, безусловно, оказывает давление на конкурирующие сети, и, как вы заметили, на прошедшей неделе началось снижение цены рынка под этим воздействием».

Директор топливно-энергетической компании «Современник» Леннур Сеттаров (45 АЗС, 15% нефтерынка Крыма) отметил, что «на протяжении нескольких лет существует стабильная тенденция подорожания цен на энергоносители и в частности на нефтепродукты. Подорожание нефтепродуктов в первую очередь связано с ростом цен на нефть. 80% нефти, поступающей в Украину, российского происхождения, с экспортной пошлиной. В Украину нефть поставляется практически по мировым ценам и поэтому должна работать формула: нефть по мировым ценам и цены на нефтепродукты также близки к мировым».

Впрочем, апогеем политкорректности в комментариях вполне можно считать донецкого трейдера компании «Гефест», который мы приводим ниже.

«На сегодняшний день ситуацию, сложившуюся на топливном рынке Украины, можно назвать напряженной. Рынок словно замер перед взрывом. И делать какие-либо прогнозы достаточно сложно, ввиду того, что в Украине нестабильна политическая ситуация накануне второго тура выборов президента Украины. Поэтому любые прогнозы чреваты непредсказуемыми последствиями, а формирование ценовой политики как розничных операторов рынка, так и производителей зависит от исхода выборов.

Как известно, украинский рынок на 10% формируется из нефти, добываемой в Украине, 10% импортируется из Казахстана и 80% — из России. Таким образом, нефтяной рынок Украины практически полностью зависит от поставок российской нефти.

В случае победы представителя действующей власти будет продолжен дальнейший диалог с Российской Федерацией по смягчению условий поставок российской нефти. Следовательно, высока вероятность того, что цены на нефтепродукты останутся стабильными. Если же победит кандидат от оппозиции, возможен рост цен на нефтепродукты на всех уровнях, поскольку новая власть вряд ли пойдет на конструктивные переговоры с «северными соседями».

Справка «ЗН»

ЗАО «Гефест» работает на нефтяном рынке Украины почти 10 лет. Располагает сетью из более чем 60 АЗС в семи регионах Украины. Крупнейшая фирменная сеть автозаправочных станций на Востоке Украины. Доля розничного рынка на общенациональном уровне в октябре 2004 года составила 2,5%, учитывая оптовые продажи — 7%. В Донецке и Донецкой области доля розничного рынка составляет 20%.

Аргументы и статистика

Довольно интересным является и обоснование возможного изменения цен на рынке светлых нефтепродуктов. Для начала отметим, что с января текущего года в Украине неуклонно увеличивалась переработка нефти. По данным объединения «Укрнефтехимпереработка», переработка нефти украинскими НПЗ в январе—октябре текущего года составила 17 592 тыс. тонн, что на 0,91% больше, чем за аналогичный период прошлого года (17 433,2 тыс. тонн). При этом производство бензина за этот период увеличилось на 1,12% — с 3 830,3 тыс. тонн до 3 873,2 тыс. На уровне 5 млн. тонн сохранилось и производство дизельного топлива.

В то же время поставки нефти на отечественные НПЗ в январе—октябре текущего года сократились более чем на 300 тыс. тонн. В таком случае налицо включение рыночных механизмов, когда производители сами ограничили уровень экспорта с целью насыщения внутреннего рынка. Правительство же, в свою очередь, решило нефтяникам в этом «помочь», выступив с инициативой введения лицензирования экспорта нефтепродуктов, в чем последние, правда, абсолютно не нуждались.

Как заявила представитель компании ООО «ТД ТНК-Украина», инициатива Кабинета министров Украины по введению лицензирования экспорта дизельного топлива и автомобильных бензинов не будет способствовать нормализации ситуации на рынке нефтепродуктов Украины, который в последнее время и так находится в достаточно напряженном состоянии. Ограничение экспорта приведет к возникновению дополнительной нервозности на рынке, а не к его стабилизации. В данный момент на рынке Украины достаточно продукции для удовлетворения внутреннего спроса на топливо. В таком инструментарии, как ограничение экспорта, нет объективной необходимости, он не адекватен ситуации. Отрасль сейчас и так зарегулирована, и дополнительные административные рычаги только усложняют работу НПЗ и розничных операторов.

По мнению Александра Городецкого, «если говорить о сугубо экономических предпосылках, в декабре российская экспортная пошлина на нефть ожидается на уровне 100 долл. за тонну и выше, цена на нефть в мире достаточно высока и значительно вниз не двигается. Сказать, как изменится цена, сложно. Ясно одно: объективных условий для ее снижения пока нет. Задача нового правительства и нефтяников — не допустить резких скачков. Любые процессы должны происходить плавно. Для этого нужна очень скрупулезная и очень тонкая система планирования поставок сырья, баланса спроса и предложения топлива. Очень плотное взаимодействие власти с участниками рынка — залог безболезненного урегулирования назревшей ситуации, затрагивающей интересы покупателей, производителей и продавцов».

Впрочем, розничные операторы также высказывают ряд опасений относительно дальнейшего развития ситуации на рынке светлых нефтепродуктов. Леннур Сеттаров считает, что «в настоящее время для стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов правительству и производителям хотелось бы посоветовать пользоваться только рыночными механизмами».

«Администрирование, как показывает практика последних месяцев, должных результатов не дает, а в некоторые моменты приводит к обратным результатам. Как это было в Крыму в ситуации с бензином А-80 и А-92 в августе месяце. Крымские операторы строят свою ценовую политику исходя из закупочных цен. Последовательный рост цен на нефть у производителей приводит к плавному удорожанию топлива и на полуострове. Такие традиционные факторы, как окончание курортного сезона и сельхозработ, во многом формирующие спрос на топливо в Крыму, не нивелирует полностью возможный рост цен. Уже сейчас некоторые марки подорожали от 2 до 5%. 22 ноября эту тенденцию изменить не в состоянии», — добавил директор компании «Современник».

А вот что прогнозируют отечественному нефтерынку в ООО «Континиум-Укр-Ресурс»:

В последней декаде ноября следует ожидать некоторого повышения розничных цен, что объективно связано с подготовкой трейдеров к подорожанию российской нефти до уровня 235—240 долл. за тонну. Кроме того, значительное снижение цены на мазут на международных рынках будет способствовать сохранению уровня рентабельности нефтепереработки за счет повышения цен на светлые нефтепродукты на внутреннем рынке.

Цена высокооктанового бензина марки АИ-95 может достигнуть уровня 3,05—3,20 грн. за литр, АИ-92 — 2,85—3,00 грн. за литр. Сезонный спад объемов потребления дизельного топлива и стабильные объемы переработки украинских НПЗ ликвидируют этот дефицит на рынке. Хотя повышение цены на сырье приведет к увеличению цен до 2,85—3,00 грн. за литр. Без изменений останутся цены на низкооктановый бензин марки А-80 — на уровне 2,60—2,75 грн. за литр, что обусловлено стабильным уменьшением его доли в структуре потребления моторного топлива в Украине.

Основными факторами, которые будут определять ценовую ситуацию на нефтяном рынке, являются:

— высокие цены на российскую нефть;

— снижение стоимости мазута на международных рынках;

— традиционно стабильные объемы поставок и переработки украинских заводов в осенне-зимний перид и сезонное сокращение объемов потребления будут нейтрализовать тенденцию значительного роста цен.

Что касается административного регулирования нефтяного рынка, то какие-либо грубые вмешательства могут привести к негативным последствиям для операторов рынка. Наиболее эффективные меры для стабилизации рынка, которые может предпринять правительство, — это регулирование цен на украинскую нефть и обеспечение работы аукционов, как единственного рыночного механизма распределения сырья отечественной добычи. В значительной мере стабилизации рынка будет способствовать формирование государственного резерва нефти и нефтепродуктов. Закупка нефтепродуктов в госрезерв в период ценового спада и их реализация на рынке в весенне-летний период, для которого характерны увеличение спроса и рост цен, уменьшит дисбаланс между спросом и предложением и ценовые колебания.

Более конкретен был председатель Киевского отделения Антимонопольного комитета Украины Николай Лисицкий. По его словам, нашим нефтяным компаниям необходимо искать резервы, чтобы уменьшать затраты, и использовать экономически обоснованные технологии, вместо того чтобы компенсировать затраты за счет повышения розничных цен на нефтепродукты. «Сейчас мы мониторим не только изменение цены на заправке, а и изменения во всех видах опта. В качестве примера могу привести апрельскую ситуацию, когда были оштрафованы 40 компаний. При изменении цены опта на 1—20 коп. ими были подняты цены на 16 копеек. Соответственно, и в дальнейшем ситуация на рынке без нашего внимания не останется».

Мнения экспертов разошлись

Нефть, поднимаясь в цене в течение лета и достигнув пика в октябре, в последние дни начала дешеветь, заставив аналитиков задуматься, сохранится ли эта тенденция продолжительное время или это лишь конъюнктурный процесс, пишет The New York Times.

На торгах в Нью-Йорке в среду цены повысились на 3,2%, но до сих пор на 12% ниже рекордно высокого уровня 25 октября, когда они достигли 55,67 долл. за баррель.

По оценкам Международного энергетического агентства (IEA), цены на нефть, вероятно, прошли свой пик. Однако в ежемесячном отчете IEA говорится, что «пока еще слишком рано говорить, сохранятся ли эти тенденции».

Однако не все эксперты уверены, что цены на нефть уже преодолели пик. Как отмечает аналитик энергетического сектора BNP Paribas Томас Бенц, повышение цен на нефть может указывать на новую нижнюю планку ценового коридора.

Между тем главный исполнительный директор Total Тьерри Дэсмаре прогнозирует: «Если исключить, что произойдет что-либо грандиозное, велика вероятность того, что цены на нефть снизятся до 30 долл. за баррель в следующем году».

Между тем статистический отдел Министерства энергетики США повысил на этой неделе прогноз средней цены на нефть в 2005 году до 47 долл. за баррель с более раннего прогноза в 42 долл. за баррель.

Цены на нефть выросли с начала этого года на 50% из-за высокого спроса и неопределенной геополитической обстановки во многих регионах, где добывается нефть. Экономисты отмечают, что рост расходов на энергоносители может привести к замедлению темпов роста мировой экономики в следующем году. Отчет IEA также поддерживает эту точку зрения, так как в нем указывается, что высокие цены на нефть оказывают влияние на темпы роста мировой экономики.

Спрос на нефть продолжает держаться на высоком уровне. Ожидается, что в 2004 году среднее потребление нефти составит 82,4 млн. баррелей в сутки, что на 2,6 млн. больше, чем в прошлом году. В абсолютных величинах это увеличение потребления эквивалентно суточному объему добычи Объединенных Арабских Эмиратов.

По оценкам IEA, в следующем году потребление нефти вырастет на 1,4 млн. баррелей в сутки — до 83,8 млн.