UA / RU
Поддержать ZN.ua

Нефтяная «невезуха»

Рубеж в 50 долларов за баррель нефти взят. Официальный повод— обострение ситуации в Нигерии, где по...

Автор: Оксана Приходько

Рубеж в 50 долларов за баррель нефти взят. Официальный повод— обострение ситуации в Нигерии, где повстанцы штурмуют нефтяные промыслы в дельте реки Нигер, требуя немедленной депортации всех иностранцев из этого региона. Учитывая, что среди инженеров-нефтяников в Нигерии иностранцев немало, опасения по поводу возможного срыва постановок нефти из этой страны вполне понятны. А так как Нигерия занимает пятое место в ОРЕС по объемам добычи нефти, нервозность мирового рынка тоже не удивляет.

Впрочем, та же Нигерия может преподнести еще один сюрприз: национальный конгресс профсоюзов планирует на 11 октября всеобщую забастовку, цель которой — добиться отмены нового акциза на топливо. Ведь, несмотря на нефтяные богатства Нигерии, 70% ее населения живет в нищете. Традиционное субсидирование нигерийским правительством бензина для своего населения хотя бы частично облегчало положение простых граждан. Однако недавнее решение о введении акциза на топливо грозит 25-процентным ростом цены на бензин.

Уже известны в общих чертах экономические последствия урагана «Иван», обрушившегося на юго-восточное побережье США. Среди них — приостановка добычи нефти в Мексиканском заливе и срыв работы нефтеперерабатывающих заводов, расположенных на побережье. О серьезности сложившейся ситуации свидетельствует тот факт, что администрация Буша даже заговорила о возможности использования нефтяного НЗ. Сейчас объем резерва оценивается в 670 млн. баррелей. В 2002 году, после урагана «Лили», из резерва было выкачано 300 тысяч баррелей. Сейчас, по неофициальным данным, речь может идти о 2—3 млн. баррелей.

Казалось, несколько успокоить рынок должно было решение ОРЕС об очередном повышении квот на добычу нефти. Но гораздо существеннее на цены может повлиять решение об изменении ценового коридора, принятие которого ожидается 6 декабря.

Не меньшие волнения на мировых рынках вызывают и разговоры о том, что объемы инвестирования в развитие нефтедобычи не только не растут, что кажется логичным с учетом нынешнего взлета цен на нефть, но и отстают от своих средних показателей. Правда, лорд Браун, глава компании British Petroleum, приложил немало усилий для того, чтобы опровергнуть подобные слухи. По его словам, ежегодные объемы инвестиций в разведку, разработку и эксплуатацию нефтяных месторождений достигают 13—14 млрд. долл., и это не считая инвестиций в Россию, которые идут отдельной графой.

Тем не менее погоню за валом предводитель «нефтяного дворянства» не считает оправданной. Планировать огромные расходы без учета коммерческих рисков мало кто отважится. А тот факт, что спекулятивная составляющая цены на нефть постоянно растет и оценивается сейчас в пределах 7—10 долл. на баррель, вряд ли способствует принятию агрессивных стратегий развития.

Казалось бы, вся эта чехарда должна была бы ускорить развитие альтернативной энергетики. Однако, по оценкам западных экспертов, для создания потенциально рентабельного предприятия по использованию альтернативных источников энергии требуется стартовый капитал в размере 500 млн. долл. Организаций, которые могут позволить себе подобную «роскошь», на всей планете наберется не так уж много. И большинство из них предпочитают «стричь купоны» с нынешних запредельных цен на нефть, исходя из того факта, что спрос пока еще так и не превысил предложение. Пусть это и не видно по поведению ценовой кривой.