UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕФТЯНАЯ ЛИХОРАДКА

Сообщения о котировках цены на нефть на ведущих мировых биржах последние три недели напоминают сводки с театра боевых действий...

Автор: Валентин Землянский

Сообщения о котировках цены на нефть на ведущих мировых биржах последние три недели напоминают сводки с театра боевых действий. Мировой рынок нефти охватили панические настроения. С начала мая июньские фьючерсы на индикативный сорт нефти Brent достигли 37,2 долл. за баррель, что соответствует котировкам октября 1990 года — перед самым началом войны в Персидском заливе. Июньские фьючерсы на американскую «легкую» нефть поднялись на 0,27 долл. — до 39,64 долл. за баррель.

По оценкам экспертов, мировая цена на нефть достигла своего 13-летнего максимума, и тенденции к ее снижению ожидать не приходится. Для Украины сложившаяся ситуация не сулит ничего хорошего. Специалисты отмечают, что для украинского нефтяного рынка продолжающийся рост цены на нефть неизбежно приведет к увеличению стоимости светлых нефтепродуктов отечественного производства. При этом, помимо внешних, достаточно большое влияние на ценовой тренд в среднесрочной перспективе будут оказывать и внутренние политэкономические факторы.

Тревожная симптоматика

О том, что на мировом рынке нефти существует диспропорция между объемом добычи и потребления и ценой на углеводороды, говорили достаточно давно. Однако в начале мая и.о. генерального секретаря ОПЕК Пурномо Юсгианторо заявил, что рекордный рост цен на сырую нефть на мировых энергетических биржах «вовсе не связан с дефицитом нефти на рынках сырья — всему виной политические события в ближневосточном регионе, действия международных террористов и махинации биржевых спекулянтов». Юсгианторо, являющийся также министром энергетики и добывающей промышленности Индонезии, сообщил, что в настоящее время государства — члены ОПЕК превышают выделенные им на очередной 130-й венской конференции квоты на добычу и экспортные поставки нефти-сырца на 1,5 миллиона баррелей в день.

Напомним, что установленная на сегодня ОПЕК квота по добыче нефти составляет 23,5 млн. баррелей в сутки, что на 1 млн. баррелей меньше ранее установленных объемов. Вместе с тем, по словам руководителя картеля, «превышение добычи и экспорта сырой нефти привело к тому, что общее производство «черного золота» ОПЕК составляет сейчас не менее 25 млн. баррелей в день». Как заявил министр энергетики Кувейта шейх Ахмад аль-Фахд аль-Сабах, сейчас добыча нефти превышает потребление на 3—3,5 млн. баррелей в сутки, но цены только растут. Так что решение о повышении квот лишь формализует текущее состояние добычи.

При этом министр нефтяной промышленности Алжира Шакиб Хелиль отметил, что Организация стран — экспортеров нефти может провести в конце мая неформальную встречу с целью обсуждения текущей ситуации на мировом нефтяном рынке. На планируемом заседании, скорее всего, будет принято решение об увеличении объемов добычи, поскольку, по словам министра, Вашингтон заинтересован в увеличении добычи ОПЕК. Вместе с тем, по мнению главы ФРС США Алана Гринспена, «эра низких цен на нефть закончилась» и зависят они не от желания ОПЕК.

Впрочем, ряд экспертов склонны полагать, что спекулятивные настроения на мировом рынке нефти вызваны как раз разочарованием крупных инвесторов в американском фондовом рынке, в результате чего львиная доля ресурсов была перенаправлена на нефтяные ценные бумаги. Завотделом экономической политики Издательского дома «Коммерсант» Николай Вардуль в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил: «Если раньше цены на нефть складывались, как в классическом учебнике, спрос и предложение, предложение со стороны, прежде всего, стран ОПЕК, спрос со стороны развитых стран, США, Японии, Европы, Китая, то теперь появился новый фактор: т.е. покупку контрактов, повторяю, а не нефти, рассматривают как альтернативу вложению в ценные бумаги, которые неустойчивы, где скандалы, где непонятно что. Поэтому отчасти шейхи правы, когда говорят, что цены на нефть не только зависят от того, сколько добывает, я не знаю, Саудовская Аравия или страны Персидского залива. Они говорят, что на цены на нефть оказывают влияние спекулянты. Так вот, это как раз те самые спекулянты, которые ушли с фондового рынка».

Не менее настораживающими являются и инициативы Москвы, намеренной и в дальнейшем увеличивать размеры пошлины на экспорт нефти из России. С 1 июня правительством РФ устанавливается ставка нефтяной экспортной пошлины 41,6 долл. за тонну. Сейчас ставка экспортной пошлины на нефть в РФ составляет 35,2 долл. за тонну. Согласно российскому законодательству, экспортные пошлины на нефть устанавливаются на основании двухмесячного мониторинга цены российской нефти марки Urals на европейском рынке. При этом правительственные чиновники придерживаются шкалы предельных ставок пошлин, зафиксированной в законе «О таможенном тарифе». По информации начальника отдела доходов и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Александра Саковича, средняя цена Urals по результатам ценового мониторинга за март-апрель этого года составила 30,5 долл. за баррель по сравнению с 28,3 долл. за баррель в январе-феврале. Однако в планах правительства России введение с 1 августа новой шкалы пошлин на нефть, которая будет находиться на уровне 52—57 долл. за тонну.

Клинический диагноз

В отличие от предыдущих лет, ситуация на мировом рынке нефти достаточно серьезно отразилась и на Украине. По данным Министерства экономики и европейской интеграции, розничные цены на некоторые виды нефтепродуктов в Украине в апреле возросли на 1,9—13,5%. Дизтопливо в целом по Украине к 30 апреля подорожало на 9,5% — с 1,66 до 1,81 грн. за литр, бензин марки А-76 — на 5,4%, с 1,62 до 1,71 грн., бензин марки А-95 — на 6,5%, с 2,06 до 2,20 грн. за литр. Эти цены превышают показатели, зафиксированные в сентябре прошлого года (период максимального роста цен в 2003 году). В частности, дизтопливо подорожало на 0,9%, бензин марки А-76 — на 2,1%, бензин марки А-95 — на 2,4%. По сравнению с апрелем 2003-го цены на дизтопливо, бензины марок А-76 и А-95 превышают прошлогодние на 22,9, 18,9 и 13,3% соответственно.

Апрельская тенденция сохранилась и в первую неделю мая. Так, оптовые цены на дизтопливо повысились на 2,6—,4,3% с 1950—2090 гривен за тонну до 2000—2180 гривен за тонну, на бензин А-76 — на 4,7% с 1900—2260 гривен за тонну до 1990—2260 гривен за тонну, на бензин А-92 — на 2,2—0,8% с 2250—2530 гривен за тонну до 2300—2550 гривен за тонну, на бензин А-95 — на 4,3—2,6%, с 2350—2650 гривен за тонну до 2450—2720 гривен за тонну. Отметим, что в течение 2003 года средние оптовые цены на дизельное топливо повысились на 25,4%, на бензин А-76 — на 20,1%, на А-92 — на 7,1%, на А-95 — на 3,8%.

Похоже, что Украине впору готовиться к очередному «бензиновому кризису», только в отличие от прошлогоднего его сроки сместятся с осени на лето. Тем более что помимо «бычьего тренда» на мировом рынке нефти и намерений России увеличить экспортную пошлину, существует еще ряд внутренних причин, которые могут ускорить рост цены на светлые нефтепродукты. Во-первых, Лисичанский и Херсонский НПЗ удивительно синхронно остановились на плановые ремонты. Эксперты отмечают, что к ним, скорее всего, присоединится и Кременчугский НПЗ. В результате операторы рынка в течение ближайших 1,5 месяца могут рассчитывать только на горючее, находящееся на нефтебазах.

Во-вторых, уже давно ни для кого не секрет, что нефтяные компании являются одним из основных источников финансирования различного рода политических кампаний. Опять же по удачному стечению обстоятельств, именно президентская кампания намечается на октябрь текущего года, когда привлечение админресурса для поддержки «единого кандидата», безусловно, приведет к определенным финансовым издержкам, часть из которых вполне можно закрыть за счет сверхдоходов нефтяников. Тем более что данная схема уже была достаточно успешно апробирована на предыдущей президентской кампании.

В такой ситуации нефтяные компании, работающие в Украине, скорее всего, применят схему, апробированную НАК «Нафтогаз України», когда верхняя ценовая планка достигается за счет поэтапного, но стабильного роста цены. Следовательно, с учетом объективных внешних факторов и складывающейся внутриполитической ситуации, вполне ожидаемым будет сохранение тенденции роста цен на светлые нефтепродукты на 5—10% ежемесячно. При этом правительство вряд ли будет вмешиваться в ситуацию, свидетельством чему уже сейчас может служить полная индифферентность последние четыре месяца Антимонопольного комитета Украины в отношении операторов нефтерынка. Только вот последствия такого роста цен на горюче-смазочные материалы (в совокупности с увеличением стоимости других видов энергоносителей) могут привести к тому, что будущему президенту Украины и его новому правительству придется стать реаниматологами экономической системы, заразившейся внутриполитической формой международной нефтяной лихорадки.