UA / RU
Поддержать ZN.ua

Нефтетранзит: паритетность или очередной пакт о капитуляции?

В пятницу, 4 июня, должно было состояться подписание соглашения между правительствами Украины и России о транспортировке нефти по территории Украины...

Автор: Иван Гонта

В пятницу, 4 июня, должно было состояться подписание соглашения между правительствами Украины и России о транспортировке нефти по территории Украины. Однако накануне украинская сторона выдвинула ряд требований к российскому варианту соглашения, с учетом которых стороны не достигли окончательного согласия, и подписание этого межгосударственного документа перенесено на следующую неделю. Это дает возможность высоким правительственным чиновникам Украины еще раз оценить, на что они соглашаются, а экспертам «Зеркала недели» — проанализировать российские предложения и возможные последствия для Украины в случае подписания нефтетранзитного пакта.

Как уже сообщало «Зеркало недели», по результатам заседания украинско-российской межгосударственной комиссии зафиксированы достигнутые двухсторонние договоренности, среди которых в сфере топливно-энергетического комплекса, в частности, говорится: «Министерству энергетики Российской Федерации и Министерству топлива и энергетики Украины с ОАО «АК «Транснефть», НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Укртранснафта» подготовить проект нового межправительственного Соглашения о поставках и транзите нефти по территории Украины, в котором урегулировать спорные вопросы в сфере транспортировки нефти. Срок — 1 июня 2010 года».

Подготовка соглашения проходила в условиях засекреченности, но источники «ЗН» подтвердили, что готовят ее в Минтопэнерго Украины и Минэнерго России, а подписание документа планируется уже в ближайшее время. Проект (российский) предполагает не только подписи от имени правительства РФ и Кабинета министров Украины, но и определение хозяйствующих субъектов, уполномоченных выполнять условия соглашения, - «Транснефть» и «Укртранснафту».

Как стало известно «ЗН», от предыдущих межправительственных соглашений в сфере транспортировки российской нефти по территории Украины новое соглашение будет отличаться прежде всего тем, что в нем могут появиться конкретные маршруты для транспортировки российской нефти и методика (механизм) изменения тарифов на услуги по транспортировке (транзиту) нефти по магистральным трубопроводам, расположенным на территории Украины.

Учитывая отсутствие каких-либо комментариев от Минтопэнерго, НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Укртранснафта» о подготовке документа, «Зеркало недели» предлагает подготовленную нашими экспертами версию обстоятельств и цели заключения будущего соглашения о транзите нефти. А также анализ последствий для Украины в случае согласования российского варианта документа.

По результатам анализа и в контексте определения реальной цели, которую преследует российская сторона при заключении нового соглашения, показательным является приведенное ниже направление усилий внешней политики РФ: «Поддерживать усилия российских нефтяных компаний, добивающихся использования нефтепровода «Одесса—Броды» в реверсном направлении, что ограничит доступ Украины к каспийской нефти». Как сообщало «ЗН» (№17 от 30 апреля 2010 г.), подобные намерения зафиксированы в документе Министерства иностранных дел РФ №4980 Г/С от 10 февраля 2010 года «Программа эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития Российской Федерации».

Программа еще не одобрена формально, однако некоторые ее пункты, например договор с США о сокращении ядерных вооружений, — уже выполнены. С другой стороны, прописанные в указанной программе намерения РФ об экономическом сотрудничестве с Украиной в газовой, авиационной, ядерной, энергетической и других отраслях сейчас активно прорабатываются сторонами для подписания соответствующих межправительственных и отраслевых соглашений.

В связи с вышеизложенным возникают логичные вопросы:

— какие проблемные вопросы («спорные вопросы в сфере транспортировки нефти») сможет решить новое соглашение и чем плох нынешний порядок транспортировки нефти по территории Украины?

— будет ли готова РФ отказаться от реализации отдельных положений собственной «Энергетической стратегии РФ на период до 2030 года» для транспарентной работы с Украиной?

— какие нормы нового соглашения отвечали бы национальным интересам Украины?

Решит ли новое транзитное соглашение «спорные вопросы»?

Еще во времена СССР магистральные нефтепроводы на территории Украины проектировались прежде всего для обеспечения транзита российской нефти европейским потребителям и обеспечения украинских НПЗ нефтяным сырьем, поступающим с/через территорию РФ.

С момента обретения Украиной независимости объемы транспортировки нефти по территории нашего государства начали сокращаться. Отсутствие гарантий со стороны россиян по объемам транспортировки нефти по магистральным трубопроводам Украины или же финансовой ответственности за несоблюдение своих обязательств (принцип «качай или плати») отрицательно сказывается как на доходах ОАО «Укртранснафта», так и на поступлениях в Государственный бюджет Украины.

Не помогло преломить негативную тенденцию и 15-летнее соглашение между ОАО «Укртранснафта» и ОАО «АК«Транснефть» от 2004 года, несмотря на широкую информационную кампанию накануне его подписания.

Ситуация немного улучшилась в прошлом году, когда были сделаны первые реальные шаги по диверсификации энергообеспечения государства — ОАО «Укртранснафта» начало прямые морские поставки на Кременчугский НПЗ с использованием нефтепроводов систем порта «Южный» и Приднепровских магистральных нефтепроводов. Благодаря увеличению на 53,6% объемов транспортировки нефти на Кременчугский НПЗ в 2009 году объемы транспортировки нефти в целом на НПЗ Украины увеличились на 16,5%. Эта тенденция сохранится и в текущем году.

Справка: По данным ).

Таким образом, если в новом межправительственном Соглашении о поставках и транзите нефти по территории Украины появится методика (механизм) изменения тарифов на транзит по украинской территории, то это будет своеобразным механизмом перераспределения средств от транспортировки нефти по территориям РФ и Украины, причем направленных на финансирование конкурентных (обходных) к отечественным трубопроводных маршрутов.

Что должно быть в новом межправительственном соглашении, а чего нет

С подписанием в 2004 году 15-летнего соглашения между ОАО «Укртранснафта» и ОАО «АК «Транснефть» о предоставлении услуг по транспортировке нефти по территории Украины» украинский оператор магистральных нефтепроводов практически лишился своей субъектности. ОАО «Укртранснафта» стала субподрядчиком АК «Транснефть» на территории Украины.

С 2004 года российская сторона единолично определяет графики, объемы, маршруты транспортировки нефти по территории Украины. Объемы транспортировки нефти по территории Украины неуклонно сокращаются, поскольку АК «Транснефть» без собственного ресурса нефти не может гарантировать загрузку украинской трубы. Единственным островком свободы оставалось тарифообразование.

С подписанием нового соглашения субъектность ОАО «Укртранснафта» утрачивается полностью, ведь проект нового соглашения предусматривает перенос определения бизнес-условий сотрудничества с уровня хозяйствующих субъектов полностью на политический уровень. В условиях активного строительства той же РФ конкурентных (обходных) маршрутов, ОАО «Укртранснафта» не будет иметь никакого рыночного механизма (то ли через тариф, то ли через маршрут) для реагирования на внешние изменения.

С уничтожением государственного бизнеса (100% акций ОАО Укртранснафта» принадлежат НАК «Нафтогаз Украины») наибольшие потери (которые нельзя прямо оценить годовой тарифной выручкой) понесет Украинское государство. Отечественный бизнес не сможет больше выступать союзником власти в переговорном процессе «слабого» с «сильным». Раньше власть «более слабого» государства хотя бы могла сказать власти «более сильного» государства: «это рынок определяет условия сотрудничества и это вопрос компетенции бизнеса», а сейчас украинская власть окажется одна перед «сильным» и станет еще более «слабой».

Подытоживая вышеизложенное, эксперты «ЗН» считают необходимым в новом соглашении в сфере транспортировки (транзита) российской нефти по территории Украины:

— не определять условия транспортировки нефти по территории Украины (объемы, маршруты, валюта и размер тарифа и т.д.), а передать это право хозяйствующим субъектам.

Если в межправительственном соглашении будет, например, определен маршрут для ПАТ «Лукойл» в направлении Одесского НПЗ через «Приднепровские магистральные нефтепроводы», это полностью уничтожит в Украине ростки диверсификации источников энергообеспечения (морские поставки на Кременчугский НПЗ предполагают обратное направление прокачки нефти).

Как минимум, это можно квалифицировать как «недостаточные темпы диверсификации источников поставок топливно-энергетических ресурсов» (статья 7 «Угрозы национальным интересам и национальной безопасности Украины» Закона Украины «Об основах национальной безопасности Украины»);

— не внедрять методику (механизм) изменения тарифов или же любой другой механизм контроля российской стороной тарифообразования на территории Украины, который в таком проявлении является своеобразным механизмом ограничения степени свободы украинской власти, т.е. не перераспределять средства от транспортировки нефти в пользу РФ, а также не содействовать финансированию конкурентных (обходных) украинским трубопроводных маршрутов;

— предусмотреть обязательство российского правительства о предоставлении ежегодных гарантий загрузки украинской нефтетранспортной системы (например, посредством обязательного подписания к соглашению ежегодных протоколов об условиях и объемах транспортировки нефти);

— предусмотреть право ОАО «Укртранснафта» заключать соглашения на транспортировку нефти по территории Украины не только с АК «Транснефть», но и с владельцами ресурса — нефтедобывающими компаниями.

Надеемся, вышеприведенные аргументы все же заставят украинскую власть задуматься перед подписанием нефтетранзитного соглашения, чтобы оно в конце концов не оказалось очередным пактом.