На отечественном рынке нефтепродуктов наметилась тенденция к очередному переделу сфер влияния. До последнего времени бытовало мнение, что основная часть украинского рынка горюче-смазочных материалов (ГСМ) контролируется российскими нефтяными компаниями (НК). Отчасти такое суждение имеет право на жизнь, поскольку основным поставщиком нефти для отечественных НПЗ является Россия. В то же время на розничном рынке россияне занимают не более 30%, что подтверждено неоднократными проверками Антимонопольного комитета Украины. Однако правительство неоднократно акцентировало внимание на необходимости присутствия на рынке национальной нефтяной компании, которая бы могла влиять на ценообразование на «горючку», что было воспринято украинскими компаниями как руководство к действию. Путь к светлому будущему нефтерынка оказался намного тернистее, а благие намерения Кабмина, как и в прошлом году, стали скорее указателями к новым проблемам для нефтяников в Украине.
Участники забега
Основными поставщиками нефти для отечественных НПЗ являются российские нефтяные компании. В конце прошлого года министром топлива и энергетики Украины Сергеем Ермиловым и министром энергетики России Игорем Юсуфовым был подписан протокол на 2004 год к межправительственному соглашению о сотрудничестве в развитии ТЭК. Согласно протоколу, общий объем транспортировки российской нефти по территории Украины в 2004 году должен составить 86,5 млн. тонн. Отметим, что ОАО «Укртранснафта» в 2003 году увеличило прокачку нефти на 18,3% по сравнению с 2002 годом — до 56,7 млн. тонн. При этом нефтетранспортная система Украины была загружена на 52,2%.
Результаты прошлого года по переработке нефти также свидетельствуют о наращивании объемов российскими НК (см. таблицу). Наибольшими переработчиками нефти в Украине на сегодня являются Кременчугский НПЗ («Укртатнафта»), Лисичанский НПЗ («ТНК-Украина»), Одесский НПЗ («Лукойл-Украина») и «Херсоннефтепереработка» (российская группа «Альянс»).
Производство нефтепродуктов на отечественных НПЗ в 2003 году составило: автомобильного бензина — 4742,2 тыс. тонн (больше на 9,43% по сравнению с аналогичным периодом 2002-го), дизтоплива — 6055,6 тыс. тонн (больше на 8,8%), топливного мазута — 7810,8 тыс. тонн (больше на 9,19%). Общий объем потребления на украинском рынке составляет 7 млн. тонн светлых нефтепродуктов.
Даже приблизительные расчеты свидетельствуют, что ценовая политика на украинском рынке светлых нефтепродуктов в основном осуществляется российскими НК. Кроме того, на отечественном рынке сохраняется тенденция ползущей экспансии российских производителей на рынке светлых нефтепродуктов. После активного вхождения на украинский рынок в 2000—2002 годах ТНК и «Лукойл» значительно снизили темпы роста розничной сети торговли нефтепродуктами. Производители и торговцы сосредоточились на улучшении качества производства и реализации топлива. Также после ухода казахских владельцев Херсонского НПЗ и перехода предприятия под контроль российской группы «Альянс» новые собственники достаточно активно взялись за развитие сети автозаправочных станций (АЗС) в Украине.
Отдельно отметим, что увеличение объемов транзита российской нефти также может негативно сказаться на состоянии розничного рынка в целом. Ряд российских НК активно продолжают участвовать в процессе приобретения НПЗ и розничных сетей АЗС в дальнем зарубежье. Не так давно российская «Татнефть», владеющая контрольным пакетом Кременчугского НПЗ, приобрела за 1,3 млрд. долл. 65,76% пакет акций турецкого нефтеперерабатывающего холдинга Tupras, включающего в себя четыре НПЗ, один нефтехимический комплекс и обеспечивающего около 85% всей нефтепереработки Турции. В 2002 году Tupras переработал 23,3 млн. тонн нефти и произвел 21,6 млн. тонн нефтепродуктов. Столь мощные финансовые вложения потребуют от компании режима жесткой экономии на других направлениях. Одним из которых является загрузка Кременчугского НПЗ и построение собственной сбытовой сети в Украине. Скорее всего, следует ожидать снижения объемов поставок сырья на Кременчугский НПЗ и темпов роста розничной сети в Украине.
Следующим довольно активным игроком на нефтяном рынке Украины является российская компания «Лукойл» (Одесский НПЗ). На днях НК «Лукойл» объявила, что договорилась о покупке у американской ConocoPhilips 795 автозаправочных станций в штатах Нью-Джерси и Пенсильвания за 265,75 млн. долл. Ежегодный объем продаж приобретаемой сети АЗС составляет 1,2 млрд. галлонов нефтепродуктов, что практически удваивает рыночную долю «Лукойла» на северо-востоке США. Напомним, что ранее «Лукойл» приобрел за 117 млн. евро 79,5% акций сербской Beopetrol. Эта компания владеет примерно 200 АЗС в Сербии и контролирует около 20% этого рынка. Тогда совершенно понятными становятся планы компании по расширению розничной сети в Украине всего на 50 АЗС в текущем году.
Еще одной компанией, которая пытается активно выйти на западный рынок, является «КазМунайГаз», участвующая в приватизации чешского концерна Unipetrol. Концерн на сегодня владеет 51% акций крупнейшего в Чехии нефтеперерабатывающего комплекса Ceska Rafinerska (два НПЗ мощностью более 4 млн. тонн в год), 100% акций нефтехимзаводов Kaucuk и Chemopetrol, более 89% акций компании Benzina (340 АЗС, или 15% рынка). Интрига в том, что соперниками казахской компании являются консорциум Agip — Conoco — Shell, которому сейчас принадлежит 49% акций Ceska Rafinerska.
Безусловно, экспансия российских НК на запад сулит Украине немалые дивиденды в виде дополнительных объемов прокачки нефти. Но правительству стоило бы обратить внимание на тот факт, что реализация в рознице на Западе намного выгоднее россиянам, нежели аналогичные действия в Украине. В такой ситуации нефтяники получают дополнительный козырь при ведении переговоров с кабминовскими чиновниками, постоянно пытающимися ввести административное управление на рынке нефти и нефтепродуктов.
Состояние беговой дорожки
Сегодня ситуация на украинском рынке нефтепродуктов напоминает анекдот о даме, жалующейся на то, что отстала от поезда и уточняющей — в развитии. «ЗН» не так давно писало о негативном влиянии на розницу в прошлом году различного рода постановлений и инструкций, которые издаются всевозможными министерствами и ведомствами. Впрочем, первый сигнал уже поступил в виде действий Гостаможслужбы, в конце января «приостановившей» поставки нефти в Украину по трубопроводам, руководствуясь постановлением Кабмина №1958 от 17 декабря 2003 года. Согласно этому документу, поставки нефти должны сопровождаться помимо таможенной декларации и стандартного набора документов еще и «счетом-фактурой (инвойсом) на партию нефти», а также «актом приема-передачи нефти, подписанным перевозчиком и получателем». В результате поставки нефти на украинские НПЗ оказались под угрозой срыва. Ситуацию вроде бы «разрулили», но настороженность нефтяников увеличилась.
На очереди следующая проблема — обеспечение аграриев ГСМ для проведения посевной и уборочной кампаний. Похоже, в нынешнем году сценарий останется прежним. Уже подписано соглашение о поставках дизтоплива аграриям по цене не выше 1700 гривен за тонну (на НПЗ) на проведение полевых работ. На документе стоят подписи энергетического вице-премьера Андрея Клюева, аграрного вице-премьера Ивана Кириленко, министра аграрной политики Виктора Слауты, министра экономики Николая Деркача, министра топлива и энергетики Сергея Ермилова, а также руководства всех нефтяных компаний, работающих в Украине.
Скорее всего, это только начало очередных «непониманий», поскольку, по оценкам экспертов, рост цен на нефтепродукты в ближайшие несколько месяцев составит порядка 30%. Причин тому несколько. Во-первых, Минэкономразвития России пересмотрело прогнозы цен на нефть на 2004 год. Согласно заявлению замминистра экономики РФ Аркадия Дворковича, стоимость нефти марки Brent составит за год в среднем 26,75 долл. за 1 баррель, a Urals — 25,5 долл. за 1 баррель. Уже сегодня нефтяные котировки достигли своего 20-летнего максимума, и снижения их в ближайшем будущем не ожидается.
Вторым фактором, который может повлиять на цену российской нефти для отечественных НПЗ, является намерение Минэнерго РФ повысить ставки налога на добычу полезных ископаемых для наиболее рентабельных месторождений. Похоже, что российские чиновники решили перенять передовой опыт отечественных управленцев. В случае принятия предлагаемых поправок ставка налога в среднем возрастет на 70%. А учитывая, что российские компании, работающие на отечественных НПЗ, импортируют нефть в условиях двойного налогообложения, стоимость нефти для украинских НПЗ вообще может достигнуть невиданных высот.
По оценке директора департамента маркетинга и продаж Торгового дома «ТНК-Украина» Феликса Лунева, «ввод новых экспортных мощностей в России сделает экспорт нефтяных компаний намного выгоднее, чем поставки в Украину. Экспорт в дальнее зарубежье будет расти, отвлекая потенциальные украинские объемы и, соответственно, повышая на них цены. Будет это плавно или скачками — сейчас сказать очень трудно. Для меня предельно ясно одно: цена на нефть в этом году выше, чем в прошлом январе, на 80 долларов за тонну. А это большие деньги».
В такой ситуации вполне ожидаемым будет очередное правительственное «нововведение», направленное на стабилизацию ситуации на рынке нефтепродуктов, которое вынудит производителей извиваться угрем на сковородке, дабы минимизировать убытки. Заключенное соглашение между правительством и НК — еще одно тому подтверждение, поскольку кабминовские чиновники в очередной раз решили проигнорировать создание госрезерва горючего за счет закупок зимой дизтоплива и 76-го бензина для проведения сельхозработ, так как именно в этот период рынок находится в нижней ценовой точке. Следовательно, убытки, которые понесут производители при реализации дизтоплива по фиксированной цене в условиях удорожания нефти, будут покрываться за счет увеличения стоимости горюче-смазочных материалов при их реализации в розничной сети. Напомним, что в прошлом году эта разница составляла порядка 300—400 гривен на тонне солярки.
Затяжной прыжок
Еще одним событием, которое может в значительной мере дестабилизировать рынок, является решение правительства создать государственную вертикально-интегрированную компанию (ВИНК). На прошлой неделе глава Фонда госимущества Михаил Чечетов заявил о временном приостановлении подготовки конкурсов по продаже принадлежащих государству пакетов акций в ОАО «Нафтохімік Прикарпаття», ОАО «НПК «Галичина» и ЗАО «Укртатнафта» для изучения возможности создания ВИНК на их базе с участием ОАО «Укрнафта».
Эта идея муссируется с мая 2002 года, когда подобное решение было принято правительством Анатолия Кинаха. Похоже, что на пути реализации данного прожекта появится еще больше препятствий, чем два года назад. Прежде всего речь идет об аукционной продаже нефти, которая добывается в Украине. Если следовать логике тогдашнего постановления, то вся украинская нефть должна поставляться для переработки на НПЗ, входящие в ВИНК. Получается ситуация один к одному напоминающая события двухгодичной давности, когда сразу после подписания меморандума о фиксированных поставках дизтоплива аграриям правительство не допустило к участию в аукционе по продаже украинской нефти представителей «Нафтохіміка», «Лукойла», «ТНК-Украины» и «Херсоннефтепереработки». Впрочем, все предпосылки к этому есть, поскольку в сентябре прошлого года Виктор Янукович уже заявлял о необходимости переработки всей нефти, добываемой в Украине, национальной нефтяной компанией.
Во-вторых, идея создания ВИНК на базе «Укрнафти» активно разрабатывалась группой «Приват», являющейся крупным акционером компании. После прошлогодних штрафных санкций со стороны АМКУ против приватовских компаний «Сентоза» и «Авиас» «Укрнафта» приобрела у них порядка 105 заправочных комплексов, что было расценено большинством экспертов как перемещение активов. Тогда же «Укрнафта» заявила о намерении расширения сети АЗС до 947 к концу 2005 года. Таким образом, правительство при создании государственной ВИНК может столкнуться с мощным противодействием со стороны частного акционера «Укрнафти». Не менее проблематичным будет включение в состав ВИНК западных НПЗ, где до сих пор идет судебное разбирательство по крупным пакетам акций между группой «Приват» и Watford Group (Великобритания).
Кроме того, для нейтрализации российского фактора в росте цены на отечественном рынке нефтепродуктов правительству необходимо было принимать решения заранее. Даже если не учитывать варианта создания ВИНК, есть апробированный во всем мире рыночный способ регулирования рынка путем закупки ГСМ в госрезерв в период минимальных цен на светлые нефтепродукты. Поскольку данный вариант не предусмотрен бюджетом, то ценовых скачков в пиковые моменты не избежать. Комментируя ситуацию с возможным повышением цен, президент Торгового дома «ТНК-Украина» Александр Городецкий заявил: «Какой будет рост — сложно сказать. Это могут быть 5—10—15% и более… На протяжении тех трех лет, что здесь работаем, мы наблюдали определенные тенденции. На зимний период (ноябрь—январь) был самый низкий уровень цен на нефть, поставляемую в Украину. Во время весенне-летнего периода эта цена поднималась с определенными колебаниями и к концу года опять падала. Цена сырья в течение 2003 года поднялась и растет дальше, и еще будет подстегиваться весенне-летним спросом во всех сопряженных странах: и в России, и в Беларуси, и в Прибалтике, и, естественно, в Украине. Плюс достаточно высокие мировые цены. Прогнозы мировых аналитиков показывают: мировая цена на нефть по-прежнему будет высока. Соответственно, все эти признаки говорят о том, что ценовая политика внутри Украины, к сожалению, более тяготеет к росту, нежели к падению».