UA / RU
Поддержать ZN.ua

Нефтерынок: ржавое существование на фоне мегаприбылей

Крест на нефтетранспорте не хочется, так как теоретически найти ресурсы для украинских нефтепроводов можно. Но уж точно не с нынешней системой управления трубопроводной монополией.

Автор: Сергей Куюн

Нефтегазовый сектор страны продолжает катиться в бездну, не встречая на этом пути особых препятствий. Не смогла переломить ситуацию в базовых сегментах этой отрасли и новая власть. За последние два с половиной года проблемы в нефтепереработке и транспортировке нефти лишь усугубились. Из игры выбыли два НПЗ (Одесский, принадлежащий «ЛУКОЙЛу», и Лисичанский, которым пока еще владеет ТНК-ВР), а транспортировка нефти трубопроводным транспортом упрямо стремится к нулю. В нефтедобыче вместо новостей об открытии новых месторождений все больше коррупционных скандалов. Среди немногочисленных достижений - стабильный и диверсифицированный рынок нефтепродуктов. Обнадеживает, что определенные предпосылки к изменению ситуации в нефтегазовой отрасли есть; удручает, что отраслью рулят бизнес-группы, паразитирующие на государственных активах и живущие одним днем в период перманентной политической турбулентности. Чтобы изменить ситуацию, необходима сильная государственная рука и свежий взгляд. Взглядов нет, а рука пока занята другими.

Добыча - олигархов и чиновников

Динамику нефтегазодобывающей отрасли формируют государственные и полугосударственные компании, на долю которых приходится более 90% добываемых в стране углеводородов. Ситуацию, которую называют плачевной даже правительственные и лояльные к власти эксперты и СМИ, предопределили именно госгиганты.

В первом полугодии 2012-го добыча нефти и конденсата в Украине снизилась почти на 3%. Основной вклад «внесла» крупнейшая компания страны - «Укрнафта», потерявшая за полугодие 5% добычи нефти и газоконденсата (напомню, контрольный пакет ее акций принадлежит «Нафтогазу Украины»). Еще хуже в компании ситуация с добычей газа - минус 8% за полугодие. А за последние пять лет ежемесячный показатель снизился на 41%! (cм. рис. 1).

Немного лучше обстоят дела в полностью государственных «Укргаздобыче» и «Черноморнефтегазе». Эти компании в 2012 году стабилизировали уровень добычи природного газа, но уже не могут сдержать на прежнем уровне добычу нефти и газоконденсата.

Менеджмент госкомпаний нарекает на истощенность месторождений и проблемы с получением доступа к новым участкам. В это можно было бы поверить, если бы не контрастная картина в секторе частной нефтегазодобычи. На фоне падения на 2,9% объемов добычи нефти и газоконденсата в первом полугодии
2012-го у госкомпаний «частники» показали рост добычи на 10%. По природному газу госконторы «приросли» на 1%, тогда как частные добытчики - на 5,7%.

Объективности ради подчеркну немаловажную деталь: «частники» продают газ по цене рынка, тогда как госкомпании вынуждены отдавать его населению, по их мнению, фактически даром. (Эксперты полагают, что после выборов правительство будет вынуждено «отпустить» цены на газ для населения, что может стать переломным моментом в этой сфере.)

В остальном диагноз предельно ясен. ПАО «Укрнафта» в первом полугодии 2012 года получило 1,44 млрд. грн. чистой прибыли, нарастив ее по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ровно вдвое. При этом собственный план по буровым работам компания выполнила на 42% (25,188 тыс. м при запланированных 60 тыс. м). И это несмотря на то, что суммарно за 2010-2011 годы компания заработала около 4,8 млрд. грн. чистой прибыли, а текущий год принесет еще около 3 млрд. грн. (см. табл. 1, 2).

Финансовые успехи «Укрнафты» дают представление о неплохом заработке нефтедобытчиков независимо от формы собственности. Составляющих рекордной прибыли две - высокие мировые цены на энергоресурсы и снижение на этом фоне налогов государством. Напомню, что на 2012 год рента на добычу нефти была снижена на 22-30% по сравнению с уровнем 2011 года. Впоследствии ренту упразднили, но суммарный уровень налогообложения отрасли остался на прежнем «льготном» уровне.

Теоретически это создает предпосылки для активизации инвесторов в добывающем секторе, и, безусловно, это можно записать в актив действующей власти. Неизвестно, что там будет дальше, а пока имеем повышение рентабельности и без того весьма доходной нефтедобычи с дальнейшим распределением прибыли по карманам акционеров и чиновников при… отсутствии необходимых инвестиций в наращивание ресурсной базы.

Увеличение прибыли «Укрнафты» вдвое на фоне более чем двойного отставания по темпам бурения в этом году - лучшая тому иллюстрация. А сколько «потрясающих» сообщений попадает в эфир по итогам тендерных закупок государственными нефтегазовыми компаниями? Говорят, ответственные за тендеры менеджеры госкомпаний уже видят себя через пару лет министрами (благо примеры головокружительной карьеры после успешной реализации госсобственности уже есть). Теперь вообще повезет - тендеры при госзакупках фактически отменили…

Ключевой проблемой добывающей отрасли Украины остается передача штурвалов нефтегазовых госкомпаний менеджерам Дмитрия Фирташа и Игоря Коломойского, а также еще нескольким обладателям известных фамилий. Эти управленцы - профессионалы, только задачи им ставит, увы, не государство. И они не заинтересованы в развитии «чужих» активов: кто знает, как сложится ситуация завтра, поэтому нужно брать больше сегодня и побольше.…

Говоря о позитивных сдвигах, нельзя не отметить недавние победы Shell и Chevron соответственно в конкурсах на Юзовскую и Олесскую площади для разработки месторождений сланцевого газа. И если Shell уже доедает свой первый пуд соли в Украине, то Chevron в этом смысле - новичок. Как и ExxonMobil, возглавившая консорциум, который недавно победил в конкурсе по Скифскому участку на шельфе Черного моря. Во-первых, это хороший сигнал другим; во-вторых, активная работа международных мейджоров неизбежно взбодрит коллег по отрасли.

Несколько омрачают праздник прихода международных гигантов украинские реалии. По условиям конкурсов, всем победителям предстоит делить радости работы в Украине с фирмочками, «обладающими» неизвестными именами и функциями. Но нареканий на такое партнерство со стороны победителей тендеров нет. Более того, они готовы выплатить Украине по более чем 300 млн. долл. премии при заключении соглашения о разделе продукции. Это свидетельствует о том, что зарубежным конторам знаком постсоветский бизнес-колорит.

Нефтетранспорт: «Служу «Привату»!»

Ситуация с трубопроводной транспортировкой нефти выглядит наиболее удручающе. Из трех ключевых нефтепроводов - Приднепровские, Одесса-Броды и «Дружба» - на сегодняшний день работает только последний, да и тот вянет на глазах. Тому есть объективные причины, а именно - плановая переориентация Москвой своего нефтеэкспорта на российские порты. В рамках данной стратегии была построена Балтийская трубопроводная система, пропускная мощность которой уже в этом году увеличится с 12 до 50 млн. тонн. Это означает, что РФ может обойтись без украинской «Дружбы» (и без белорусской тоже). Соответственно, нефтетранзит как таковой в Украине может умереть, ведь остальные транзитные магистрали уже обескровлены - стараниями украинской стороны (см. рис.2).

Первопричиной упадка некогда мощнейшей нефтепроводной системы Украины является фактический отказ государства от управления ею. Судите сами: несмотря на планомерное ухудшение показателей «Укртранснафты», ее руководитель Александр Лазорко сохраняет свою должность с 2009 года, пережив и кадровую революцию 2010-го. В то же время все действия трубопроводной монополии совпадают с интересами группы «Приват». Хотя на публику это объясняют некими государственными стратегиями диверсификации и нацбезопасности. Под этим лозунгом в 2009 году был реверсирован нефтепровод Кременчуг-Одесса, который ранее транспортировал на юг транзитные потоки и нефть для Одесского НПЗ. Разворот трубы был осуществлен с целью снабжения Кременчугского НПЗ, контролируемого «Приватом». Однако в этом августе исполняется уже год, как труба бездействует, хотя и до этого прокачиваемые объемы азербайджанской нефти были далеки от обещанных менеджментом «Укртатнафты» и «Укртранснафты».

В 2010 году был переориентирован нефтепровод Одесса-Броды для поставок нефти в Беларусь. В 2011-м он перекачал 1 млн. тонн вместо анонсированных четырех, а в 2012-м - ни тонны. Потерян транзит, второй год простаивает без сырья Одесский НПЗ (конкурент «Привата» на рынке нефтепродуктов).

Участники нефтерынка поговаривают, что нет не только новых потоков, но и «старой» технологической нефти в трубопроводной системе. Проверить это могут лишь госорганы, но не спешат это делать.

При этом «Укртранснафта» оставляет без четкого ответа вопрос о судьбе 105 тыс. тонн нефти, выкачанной в 2009 году из неработающего участка нефтепровода Мичуринск-Кременчуг и до 2011 года числившейся на хранении в «Укртатнафте». Большие сомнения сегодня и в наличии нефти на упомянутом участке нефтепровода Кременчуг-Одесса…

Не дают покоя менеджменту трубопроводного оператора и другие «месторождения» нефти. Под предлогом неотложного спасения трубы от коррозии «Укртранснафта» недавно предприняла попытку выкачать около 60 тыс. тонн технологической нефти из трубопровода Снегиревка-Херсон. При этом вариант хранения данного сырья на период предполагаемых ремонтных работ на Херсонском НПЗ, предложенный этим предприятием, «Укртранснафта» почему-то отклонила. (Оно и понятно, такие объемы нефти лучше хранить подальше от посторонних глаз и ушей.) Поэтому нефтепереработчики обратились в суд с иском к этому НПЗ, но проиграли.

К слову, если вы не в курсе, то «Укртранснафта» уже не столько транспортная, сколько нефтеперерабатывающая компания. Она открыто привлекает кредиты известных днепропетровских банков, закупает у офшорных компаний нефть и «за недорого» перерабатывает ее на все том же Кременчугском НПЗ. На публику данный проект реализуется под лозунгом снабжения села и прочих малообеспеченных слоев потребителей нефтепродуктами. При этом 95% бензина и дизтоплива с «Укртатнафты» как уходило, так и продолжает уходить по реквизитам «приватовских» нефтебаз.

В отличие от добычи, которая при наличии инвестиций еще может ожить, нефтетранспортная отрасль может и не подняться. Здесь важны долгосрочные контракты и стабильность при активной поддержке и работе дипломатов и министров. Но…

Ставить крест на нефтетранспорте не хочется, так как теоретически найти ресурсы для украинских нефтепроводов можно. Но уж точно не с нынешней системой управления трубопроводной монополией с ее явно выраженными приоритетами, идущими вразрез с государственными интересами.

Нефтепереработка: в ожидании чуда?..

Из шести нефтеперерабатывающих заводов в Украине сегодня работает один - Кременчугский («Укртатнафта» давно без татар и без должного объема нефти). Загружен всего лишь на 30% мощности. Вот такая характеристика дел в этой отрасли.

Надежды на эффективных собственников, приватизировавших отечественные НПЗ, не оправдались. Глубина переработки нефти остается на «советском» уровне - 50-65%, тогда как зарубежные конкуренты ушли за 80%. Качество производимых нефтепродуктов - на уровне Евро-2, Евро-3, в лучшем случае Евро-4, тогда как импорт - все больше Евро-5.

Малоэффективность плюс отставание по качеству - вот «секрет» неконкурентоспособности «наших» НПЗ по сравнению с зарубежными производителями.

В свою очередь, государство не потрудилось проконтролировать развитие отрасли и не создало для этого надлежащих условий. НПЗ были проданы ТНК, «ЛУКОЙЛу», «Казмунайгазу», «Татнефти». И тогда, в конце 90-х, мало кто предполагал, что через десять лет эти гиганты будут простаивать или влачить ржавое существование

Программы по повышению качества топлива были сорваны не вчера. Государство еще в середине 2000-х дало слабину, пойдя на поводу у владельцев НПЗ, обещающих «завтра» точно все сделать. Если первоначально переход на Евро-4 планировался в 2007 году, то в минувшем июле его в очередной раз пролонгировали до 1 июля 2013-го, а в проекте Технического регламента «Относительно требований к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу» их уже предлагают перебросить до 2017-го. В итоге улучшение качества нефтепродуктов отсрочено уже на десять лет.

Качество - это, конечно, прекрасно, но если нет экономики нефтепереработки и ее самой, ничего не будет. Несмотря на техническую отсталость, небольшая прибыль у украинских НПЗ есть. Однако ее рубит под корень неравная конкуренция с контрабандным и прочим безналоговым топливом (вспомним хотя бы пресловутую «Ливелу» и фирму «Альматея», «контрабасившую» в Феодосии, с офисом на киевском Печерске). Эти «герои» известны, но никто из них не сидит и даже за рубеж не сбежал. Еще пригодятся?..

Еще один гвоздь в крышку гроба для украинской нефтепереработки - отсутствие контроля качества топлива. Последние три года система лабораторных исследований нефтепродуктов не финансируется, рынок заливает «бодяга», доля которой оценивается в среднем в 25%.

Самое удивительное, что ликвидация фальсификата и контрабанды нефтепродуктов больше всех выгодна… государству: сбор налогов при ликвидации этой ниши увеличится на миллиарды. Недавно довелось увидеть алгоритм возобновления госконтроля качества нефтепродуктов, разрабатываемого в Координационном центре по внедрению экономических реформ при президенте Украины. Если это будет внедрено, бюджет и потребитель сразу ощутят «покращення» - в хорошем смысле этого слова…

Однако в правительстве упорно не желают видеть или решать внутренние проблемы. Поэтому враг украинских НПЗ - дешевый импорт из Таможенного и даже Европейского Союза. Несмотря на отказ Межведомственной комиссии по международной торговле ввести пошлины или квоты на импорт нефтепродуктов в 2011 году, сейчас этот вопрос снова на повестке дня. По имеющимся данным, в середине августа состоялось совместное совещание актива Минэкономразвития и Минэнергоугольпрома под председательством глав двух ведомств, на котором было решено начать сбор материалов для начала расследования против белорусских нефтепродуктов… Ситуация комична: к нам идет доступный энергоресурс, но мы ставим на его пути барьер, делая его дороже, а потом причитаем по поводу «дороговизны стульев для трудящихся».

С другой стороны, есть информация, что новое наступление на импорт предвещает смену собственников украинских НПЗ, в частности одного из крупнейших – Лисичанского. Говорят, у наиболее вероятного претендента на этот актив Дмитрия Фирташа недавно появился неожиданный конкурент в лице хозяина Донбасса…

Для решения проблем украинской переработки, как, впрочем, и всей нефтегазовой отрасли, необходима сильная государственная рука. Но как внедрять порой непопулярную политику, если куда ни глянь, наткнешься либо на однопартийца, либо (что хуже) на какую-то «семью», которой уже прикрываются все, кому не лень. Поэтому ожидать в ближайшее время каких-либо радикальных изменений в нефтегазовой сфере вряд ли стоит. Что-то должно произойти в высокопоставленных головах, либо просто нужны свежие головы.