UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАЧАЛО УДАРНОГО ГОДА

В Севастополе стало одним банковским учреждением больше. Вряд ли это было бы особой новостью, если бы речь шла просто о еще одном банке...

Автор: Сергей Уманский

В Севастополе стало одним банковским учреждением больше. Вряд ли это было бы особой новостью, если бы речь шла просто о еще одном банке. Однако открытие севастопольского филиала банка «Петрокоммерц-Украина» привлекло внимание далеко за пределами Украины. Присутствовали не только представители городских властей, но и гости из Москвы, и посол Российской Федерации Виктор Черномырдин.

Повышенное внимание к происходящему объяснялось просто: открытие севастопольского филиала — первая крупная акция банка после того, как его контрольный пакет приобрела крупнейшая российская нефтяная компания «ЛУКойл» (ранее он назывался «Авиатекбанк»).

«Петрокоммерцбанк» у нас пока известен мало. Между тем это один из крупнейших банков России. С активами, составляющими 720 млн. долл., он вошел в первую десятку банковской системы наших соседей. Так как свыше 90% акций банка принадлежит компании «ЛУКойл», неудивительно его активное участие в кредитовании инвестиционных проектов в топливно-энергетической сфере. Только за последние три года он профинансировал их на полмиллиарда долларов. Теперь банк станет базовым для всех лукойловских проектов в Украине. Именно через него в дальнейшем и будут производиться все расчеты принадлежащих компании структур.

Наличие своего банка позволит оптимизировать финансовые потоки, а значит, усилит позиции «ЛУКойла» на украинском нефтерынке. Не случайно на церемонию открытия нового банковского офиса прибыл первый вице-президент «ЛУКойла» Сергей Кукура, а через день — и сам президент компании Вагит Алекперов вместе с руководителем компании «ЛУКойл–Европа–Холдинг» Равилем Сафиным..

Такое внимание весьма показательно. Нынешний год для лукойловских структур в Украине без преувеличения можно назвать годом сбыта. Поставлена задача практически утроить прямую продажу нефтепродуктов через автозаправочные станции — с 112 тыс. тонн в прошлом году до 300 тыс. в этом. Количество автозаправок, собственных и арендованных, должно удвоиться, достигнув полутора сотен. А общие затраты на развитие системы сбыта составят порядка 30 млн. долл. До 2005 года поставлена задача выйти на полную реализацию в Украине всех светлых нефтепродуктов, произведенных на принадлежащем «ЛУКойлу» Одесском НПЗ. А это уже порядка 800 тыс. тонн. Доля нефтяной компании на украинском нефтерынке составит 15—20 %.

Нужно помнить, что реализация всех этих планов будет происходить в условиях острой конкуренции. После прихода новых собственников выработка нефтепродуктов на отечественных НПЗ резко выросла, все они стремятся сбывать нефтепродукты. За рынок придется бороться долго, упорно и целеустремленно.

Ситуацию в Крыму можно считать эталонной. На полуострове нефтепродуктами торгуют 23 фирмы, так что с конкуренцией все в порядке. Тем не менее «ЛУКойл-Крым» уже уверенно вошел в первую тройку, обеспечивая до четверти продаж автомобильного бензина на полуострове. Расширяется и реализация дизельного топлива. Уже третий год подряд компания поставляет его на льготных условиях для нужд агропромышленного комплекса. Естественно, все это потребовало серьезных капиталовложений. За пять лет они составили порядка 13,2 млн. долл. А 2001—2002-м к ним добавятся еще 3,5 млн.

Полностью пересмотрена схема поставок нефтепродуктов. Были введены в строй две современные нефтебазы в Симферополе и Севастополе и оперативный склад в Феодосии.

Все это дало возможность выполнить главное условие — обеспечить стабильное качество продаваемого топлива. Оно должно ничем не отличаться от заводского. Тем более что сейчас в Одессе реализуется программа модернизации предприятия, направленная на увеличение выпуска высокооктановых марок топлива. И его качество на АЗС достигается жестким контролем при транспортировке и сокращением числа перевалок.

Ну а принадлежащие «ЛУКойлу» заправки уже традиционно считаются лучшими в Крыму. Кстати, в последнее время, кроме строительства ультрасовременных заправочных комплексов, компания сооружает и АЗС среднего и даже малого класса. Это даст возможность охватывать не только основные автомагистрали, но прийти со своим горючим даже в сельские населенные пункты.

Вообще идеология «ЛУКойла» состоит в максимальном приближение к потребителю. И открытие офиса банка вместе с расположенным в этом же здании офисом компании «ЛУКойл-Крым» в Севастополе полностью соответствует этой установке. Этот город — не только крупнейшая база украинского и российского военно-морских флотов, но и перспективный коммерческий порт. По расчетам специалистов компании, Крым является крупнейшим потенциальным рынком для производимого в Одессе флотского мазута. А также емкий рынок для реактивного топлива. А если к этому добавить еще и топливный мазут для сотен котелен… По расчетам экспертов, соединение производственного сбытового и банковского сегментов позволит «ЛУКойлу» упрочить свои позиции на рынке.

Собственно, теперь этот опыт будет тиражироваться во всей Украине. Тем более что с ноября прошлого года компанию «ЛУКойл-Украина» возглавил бывший руководитель «ЛУКойл-Крым» Александр Неруш. И его крымский опыт по расширению доли компании на рынке несомненно пригодится. Первые шаги уже сделаны. Компания завершает структурную перестройку и вплотную берется за освоение рынка. Уже подписано соглашение о совместной работе с киевской компанией «Этрекс», и вскоре ее 12 заправок будут работать под логотипом «ЛУКойла». На подходе и другие проекты — как по совместной работе, так и по приобретению и строительству новых АЗС.

Намечена также достаточно амбициозная программа по реализации моторных масел. К концу этого года намечается реализовать 65 тыс. тонн наливных масел и 2,5 тысячи тонн фасованных. Только в Киеве намечается занять до 10 % этого рынка. Летом текущего года в Борисполе войдет в строй терминал по производству сжиженного газа, на 12 тыс. тонн в год.

В общем, ближайшие месяцы будут достаточно напряженными, и это уже очевидно. Главное — чтобы итог всех усилий стал успешным. Ведь впереди намечены еще более масштабные задачи.