На фоне активных действий премьер-министра Украины Юлии Тимошенко по стабилизации экономики, выводу ее из рецессии ситуация в сфере электроэнергетики остается плачевной. Пока внимание премьера приковано к поиску возможного компромисса с политическими оппонентами, руководители энергетических ведомств явно почувствовали, что удержаться на своих местах им не удастся. Вероятно, это спровоцировало их на создание зоны нестабильности в отрасли, которая всегда была благодатной средой для непрозрачных финансово-экономических процессов.
«Ручное» управление пришло на смену сбалансированной системе, которая при всем своем несовершенстве долгие годы обеспечивала стабильность энергорынка.
Взрывоопасный уголь
Обратить внимание на то, что в энергетике творится что-то неладное, заставили 900 шахтеров частных шахт, которые вот уже неделю обивают пороги Кабмина, министерств и Верховной Рады, требуя равных прав для частных и государственных шахт. Дело в том, что по требованию Минтопэнерго НАК «Энергетическая компания Украины» отказалась покупать уголь у частных предприятий в пользу государственных шахт, которые реализуют свой уголь через ГП «Уголь Украины». Результатом этого стали остановка работы нескольких частных шахт и перебои с выплатой зарплат шахтерам-частникам, что и привело их в Киев.
Уровень проблемы таков, что на складах ТЭС по всей Украине накопилось уже более 4 млн. тонн угля и еще 1 млн. тонн — на складах шахт. Минтопэнерго поначалу пыталось преподносить общественности данный факт как формирование государственного резерва угля. Но уже в мае чиновники вынуждены были забить тревогу: суммарная вместимость складов ТЭС, входящих в НАК «ЭКУ», — всего 4,3 млн. тонн. Склады отдельных станций к середине мая уже были переполнены. Например, наполненность складов «Центрэнерго» доходила до 96%, «Донбассэнерго» — до 91%. К концу 2009 года профицит угля в Украине ожидается в объеме 6 млн. тонн.
Чтобы решить эту проблему, чиновники предлагали даже расширять склады, правда, непонятно, за какие средства. Эксперты оценили, что такое «решение» обойдется ТЭС в 100 млн. грн., а девать запасенный уголь все равно будет некуда.
Здесь же стоит отметить, что увеличение складов — это все равно временная мера, решение о применении которой принято, мягко говоря, спонтанно. Необходимо стратегически смотреть на процессы, происходящие в энергетике, и задумываться о корнях проблемы: почему сократился экспорт электроэнергии, с какой целью структура отпуска электроэнергии перераспределена в пользу атомщиков, к чему приведет снижение тарифов для тепловой генерации и введение в практику «ручного» распределения средств в энергорынке в обход установленных правил и т.д.
Потребности ТЭС в угле резко снизились. Производственный спад в промышленности, особенно у металлургов и химиков, привел к снижению потребления электроэнергии в Украине почти на 15%. В общей сложности за пять месяцев 2009 года ТЭС Украины недопроизвели более 28 млрд. кВт-ч, что позволило бы сжечь около 12 млн. тонн угля.
Существенным фактором снижения потребностей теплоэнергетиков в угле является то, что НКРЭ по указке Минтопэнерго своими волюнтаристскими решениями снижает объемы закупки электроэнергии у ТЭЦ и ТЭС. Доля ТЭС в общей выработке электроэнергии в первом квартале 2009 года сократилась на 4% и продолжает падать. В то же время в структуре производства электроэнергии НКРЭ увеличивает долю атомщиков, которые работают на импортном ядерном топливе. Аналитики подсчитали, что снижение доли АЭС в рынке даже на 3% просто спасло бы ТЭС и шахтеров, замена даже одного блока АЭС мощностью 1 ГВт на блоки ТЭС позволит на 50% сократить избыток угля в Украине.
Кроме того, по сравнению с апрелем 2008-го экспорт электроэнергии в апреле нынешнего года сократился на 76%, что помешало тепловым генерациям сжечь около 2 млн. тонн угля.
В настоящее же время тепловые генерирующие компании сделали заложниками и финансовыми донорами решения проблем шахтеров. Так уж исторически сложилось, что все правительства в Украине боялись социального взрыва именно в шахтерской среде. Но сейчас явно упускается из виду, что если ТЭС из-за финансовых проблем вынуждены будут прекратить работу, то проблемы угольщиков от этого только обострятся. Кроме того, проблемы энергетиков мгновенно отразятся на промышленности и финансовой системе страны.
Скованные одной цепью
По данным инвестиционных аналитиков, теплогенерирующие компании закупали уголь в основном за счет кредитных средств. Для закупки угля генкомпании взяли через систему Оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) кредиты в сумме 1,5 млрд. грн. в счет будущего отпуска товарной продукции. Еще 1,7 млрд. грн. тепловые генерации вынуждены были самостоятельно взять у коммерческих банков практически под «честное слово». По меньшей мере, 80% этих средств было потрачено на уголь. Не следует забывать, что на общую суму в 3,2 млрд. грн. ежедневно начисляются банковские проценты, а в 2009 году кредитные ставки в украинских банках достигают заоблачных высот.
Отдельные генерирующие компании уже вынуждены львиную долю своих доходов направлять на погашение кредитов. Например, по «Западэнерго» размер таких платежей в июне 2009 года только по кредитам, взятым в ОРЭ, составит 145 млн. грн. (45% месячного дохода компании), а выплаты «Центрэнерго» достигнут почти 90 млн. грн. (25% месячного дохода). В противовес этому с января по июнь 2009-го уровень рентабельности теплогенераций снизился с -7,3 до -20%. Например, в мае уровень рентабельности «Донбассэнерго» упал до -17,3%, а у «Западэнерго» — до -16,5%. Больше всех пострадало «Днепроэнерго», которому НКРЭ установила наименьший среди теплогенераций тариф по отпуску электроэнергии в ОРЭ — 31,3 коп./кВт-ч, что привело к падению рентабельности компании в мае до -24,9%. Любой экономист скажет, что при таком раскладе ни одно предприятие долго не протянет.
Рентабельность тепловых генерирующих компаний падает, в том числе из-за снижения для них тарифов. Тарифы по закупке у тепловых генераций электроэнергии в ОРЭ были снижены с октября 2008 года до мая 2009-го на 20% — с 41,9 до 33,9 коп./кВт-ч, а для гидроэнергетики в 2009 году тариф был поднят аж на 66%.
Если правительство действительно хочет спасти тепловую генерацию, необходимо принимать решение не о снижении тарифов для ТЭС, а о их повышении.
Выкачивание средств из теплоэнергетики посредством снижения тарифа по отпуску в ОРЭ усугубляется еще и растущим объемом дотационных сертификатов в структуре Оптовой рыночной цены (ОРЦ), благодаря которым удерживаются супернизкие цены на электроэнергию для населения. Доля дотационных сертификатов в структуре ОРЦ уже превысила 30%. При снижении потребления электроэнергии в Украине на 15% в 2009 году объем дотационных сертификатов в структуре ОРЦ вырос к апрелю 2009 года по сравнению с апрелем 2008-го почти на 12%.
Промышленные потребители ежемесячно дотируют население на 1,5 млрд. грн., а сами при этом вынуждены сокращать объемы производства из-за растущих затрат в структуре себестоимости собственной продукции, которая в итоге становится неконкурентной.
Поэтому сейчас крайне необходимо преодолеть политические опасения, отказаться от популизма и принять решение о повышении тарифов на электроэнергию для населения. Сравнивая тарифы на электроэнергию для населения Украины и других стран, можно сказать, что для украинцев они самые низкие. Например, россияне платят в 1,5 раза больше, поляки — в 4,5, венгры — в 6 раз. Если повысить для бытовых потребителей цену на электроэнергию хотя бы на 25%, то до конца года это могло бы дать энергетике до 900 млн. грн. В конце концов, это позволило бы свободно вздохнуть промышленности, которая из последних сил борется с кризисом, а это новые рабочие места, стабильные зарплаты, уплата налогов и т.д. А у теплоэнергетиков в итоге появился бы шанс выполнить свои кредитные обязательства перед банками.
И хотя сейчас энергетики уже пытаются реструктуризировать свои кредиты по крайней мере до 2011 года, очевидно, что источников для погашения таких колоссальных долгов просто нет. Если банкам придется признать кредиты, выданные энергетикам, явными «невозвратами», то они будут вынуждены сформировать соответствующие резервы, что ударит по ликвидности банковской системы. Таким образом, проблемы угольщиков превратятся в проблемы банков, а значит, и их вкладчиков.
Неприличное прикрытие
Чтобы создать хотя бы видимость решения проблем энергетической отрасли, руководство Минтопэнерго и НКРЭ (которая, похоже, из независимого органа превратилась в департамент Минтопэнерго) пустились в еще одну авантюру. Результатом кулуарных договоренностей между Минтопэнерго и НКРЭ стало постановление НКРЭ №561 от 27 мая 2009 года, которое предписывает погасить долги перед угольщиками. При этом был создан опасный прецедент, который может повлечь за собой целую цепочку аналогичных нарушений и пошатнуть баланс на энергорынке.
Основой схемы частичного возврата средств угольным предприятиям стала реструктуризация долгов «Укринтерэнерго». Эта компания за 2008 год накопила перед ОРЭ долг в размере более 300 млн. грн. из-за кассовых разрывов по возмещению НДС государством. Теперь же государство возвращает «Укринтерэнерго» 239 млн. грн. долга по НДС. Средства автоматически поступают в ОРЭ в счет закрытия долгов «Укринтерэнерго». Со спецсчетов ОРЭ средства перераспределяются — в обход существующих правил — на счета всего трех генкомпаний — «Центрэнерго», «Донбассэнерго» и «Западэнерго», а те, в свою очередь, должны рассчитаться с ГП «Уголь Украины».
Все бы ничего, но описанная схема нарушила интересы целого ряда участников энергорынка, таких как НАЭК «Энергоатом», несколько ТЭЦ, генкомпании «Днепроэнерго» и «Востокэнерго». Причем последняя генкомпания из списка «обиженных» уже обратилась в суд с иском об отмене постановления №561. Ведь согласно Закону «Об электроэнергетике» все поступающие в ОРЭ средства должны распределяться пропорционально между всеми генерирующими компаниями, а не только между избранными.
На костях электроэнергетики
Пока руководство Минтопэнерго и подконтрольной ему НКРЭ под носом у премьера, похоже, проворачивает губительные для рынка аферы, используя рычаги ручного управления энергетикой и нагнетая неразбериху, отечественным теплогенерациям чудес ждать не приходится.
Скоро подготовка к зиме, и для этого предстоит изыскивать средства. Например, только для одной Херсонской ТЭЦ на эти цели потребуется около 40 млн. грн. В целом же по тепловой генерации эта сумма превышает миллиард гривен. Как уже говорилось выше, средств на это взять негде, привлекать новые кредиты — явно не выход, и возможности для этого уже ограничены. Представить себе новые «Алчевски» и социальный взрыв по всей стране — нетрудно.
Но, похоже, конечной целью организаторов этой акции является полный коллапс в энергетике и уничтожение теплогенерации для дальнейшей скупки активов энергокомпаний на фоне падения их стоимости. Гадать о том, кому именно это выгодно, украинские граждане, не ровен час, будут зимой 2009-го у холодных батарей и при выключенном телевизоре, сетуя на то, что их предприятие остановилось из-за прекращения поставок электроэнергии.