UA / RU
Поддержать ZN.ua

НА КОНФЕРЕНЦИИ ОРЕС РЕШИЛИ НЕ СУЕТИТЬСЯ

На очередную конференцию стран-членов ОРЕС, состоявшуюся в Вене в конце прошлой недели, особых надежд никто не возлагал...

Автор: Оксана Приходько

На очередную конференцию стран-членов ОРЕС, состоявшуюся в Вене в конце прошлой недели, особых надежд никто не возлагал. Цены на нефть, в течение последних нескольких месяцев опустившиеся не только ниже заявленного ранее допустимого коридора в 22—28 долл., но и ниже 20 долл., с середины января начали стремительно, пусть и несколько зигзагообразно, карабкаться вверх. Наметившееся оживление глобальной экономики тут же подстегнуло спрос на «черное» золото, на добычу которого прошлогодним решением конференции ОРЕС было наложено ограничение. Так, сокращение квот для 11 основных организованных экспортеров нефти снизило общий объем ее добычи на 5 млн. баррелей в день, в результате чего совместными усилиями ОРЕС ежедневно выкачивает сейчас лишь 21,7 млн. баррелей. С учетом того, что всего в мире добывается 75 млн. баррелей в день, еще в прошлом году был сделан вывод о недостаточности усилий одних лишь членов организации.

Сложнее всего из независимых производителей нефти, от которых добивались «добровольного» ограничения ее экспорта, было «уломать» Россию. Это удалось сделать лишь после того, как члены ОРЕС продемонстрировали готовность опустить цены на нефть до 10 долл. за баррель и ниже, лишь бы заставить Москву прислушиваться к решениям организации. Мексика, Норвегия и Оман, также не входящие в ОРЕС, пошли на ограничения добычи нефти более охотно.

Впрочем, и сейчас основными противниками сохранения ограничений остаются США и Россия. Наступление летнего сезона, когда миллионы американцев начинают сжигать в бензобаках своих отнюдь не экономичных автомобилей еще больше бензина, чем обычно, пугает возможностью повторения памятных беспорядков на автозаправках. А Россия, для которой «добровольное» сокращение экспорта нефти совпало с вынужденными сезонными перебоями в транспортировке, норовит наверстать упущенное на внешнем рынке за зимние месяцы.

Правда, аналитики не сбрасывают со счетов и тот фактор, что гораздо сильнее, чем ограничения добычи нефти, начало оздоровления глобальной экономики и даже приближение летнего сезона, на росте цен на нефть сказались панические ожидания возможной атаки США против Ирака. По крайней мере, наиболее стремительный их взлет произошел после того, как президент США Джордж Буш метафорически охарактеризовал Ирак, Иран и Северную Корею как «оси зла».

Как бы то ни было, а министры ОРЕС выразили удовлетворение тем, что цены на нефть наконец-то оказались в отведенном для них коридоре. И хотя накануне они норовили перевалить за 25-долларовую отметку, тем не менее усредненная цена за неделю по семи сортам нефти составила 22 долл. за баррель, то есть оказалась на нижней границе коридора. Однако с учетом того, что эта тенденция сложилась буквально накануне нынешней, 119-й по счету, конференции ОРЕС, с конкретными мерами решено было повременить до 26 июня, когда должна будет состояться следующая встреча министров нефти и энергетики стран—членов этой организации. Возможно, к тому времени уже станет ясно, действительно ли мировой рынок испытывает дефицит нефти, и не приведет ли дополнительный выброс порядка миллиона баррелей в день к очередному ценовому катаклизму.

В документах предыдущих конференций ОРЕС есть решение об автоматическом сокращении или увеличении добычи нефти в том случае, если цена на нее выйдет из заданного коридора, однако до сих пор регулирование добычи осуществлялось в ручном режиме. Вот и сейчас, под давлением со стороны американского министра финансов Пола О’Нила, руководство Саудовской Аравии ясно дало понять, что оно не хотело бы ждать, пока цена на нефть подберется к оговоренным 28 долл. за баррель. Американцы считают для себя неприемлемым рост цен на нефть выше 25 долл. и имеют достаточно возможностей, чтобы внушить эту точку зрения большинству экспортеров нефти. А ведь апрельские фьючерсы на Нью-Йоркской бирже уже шли по цене 24,43 долл…

Тем не менее Рилвану Лукман, президент ОРЕС, главный советник президента Нигерии по энергетическим вопросам, заверил журналистов, что организация будет действовать лишь в том случае, когда цены на нефть превысят потолок в 28 долл. за баррель. Верить этому или нет? Многие аналитики подчеркивают, что выход цены за нижнюю границу коридора вовсе не привел к ранее обещанным санкциям. И в этом видят признаки взросления руководства ОРЕС, которое уже способно удержаться от истерических метаний в столь деликатном вопросе, как определение размеров квот.

по материалам зарубежной прессы