В последние месяцы тема экспорта украинской электроэнергии буквально не сходит с газетных страниц. При этом обращает на себя внимание тот факт, что огромное количество публикаций по экспортной тематике в отечественных СМИ обратно пропорционально цене вопроса. Об общеотраслевых проблемах отечественного энергокомплекса издания почти не пишут. Между тем именно от их разрешения зависит и будущее экспорта электроэнергии.
Немного о цене вопроса. В 2008 году Украина экспортировала 7,868 млрд. киловатт-часов электроэнергии на сумму
480 млн. долл.
Для сравнения: общее количество электроэнергии, произведенной электростанциями, которые входят в объединенную энергосистему страны, составило в прошлом году 191,688 млрд. киловатт-часов. При этом национальная экономика и население страны потребили в целом в измерении брутто — 185,150 млрд. и нетто — 147,706 млрд. киловатт-часов. Общая стоимость электроэнергии, которую энергопоставляющие компании поставили украинским потребителям в 2008 году, равна 52 млрд. грн.
Если округлить, объем экспорта украинской электроэнергии за рубеж немного превышает 5% объема ее фактического потребления внутри страны.
Однако дело не только в цифрах. Профессиональные энергетики прекрасно знают — коммерческие и ценовые перспективы отечественного экспорта напрямую связаны с экономическими и ценовыми перспективами работы отечественной энергосистемы в целом в контексте ее интеграции в общеевропейский энергорынок. То есть той энергосистемы, которая поставляет на сегодняшний день для внутренних потребителей электроэнергии в 20 раз больше, чем экспортирует, и от эффективности работы которой зависит, сохранит ли Украина свои конкурентные преимущества на европейских рынках. Или же, наоборот, превратится из экспортера в импортера электроэнергии из России и Европы.
Следовательно, перспективы экспортных или импортных электрических потоков в Украине нельзя рассматривать вне контекста работы как отечественной, так и соседних энергосистем.
К сожалению, на фоне активного внимания отечественных бизнес-групп и СМИ к поставкам электричества из Бурштынского энергоострова в Европу наблюдается совершенно мизерное количество публикаций, посвященных общеотраслевой проблематике электроэнергетики страны в целом. Быть может, в работе отечественного энергокомплекса, помимо вопросов, связанных с экспортом, больше не осталось других проблем? Однако вряд ли найдется в Украине компетентный специалист, который ответит на этот вопрос утвердительно.
Экспорт не с неба посылают
Оптимистические настроения по поводу якобы радужных экспортных перспектив украинской энергетической отрасли на протяжении многих лет зиждились на трех китах. Первый — это наличие в энергосистеме существенного профицита генерирующих мощностей в виде тепловых энергоблоков. Второй — наличие достаточных собственных запасов угля. И третий — это более высокие расценки на киловатт-час в европейских странах по сравнению с внутренним рынком.
В то же время, начиная с 2005—2006 годов в информационном пространстве страны стали все чаще встречаться высказывания отдельных экспертов из числа профессиональных энергетиков, которые начали предупреждать о возможности иного варианта разворачивания событий на экспортном направлении. К ним, в частности, можно отнести руководителя «Энергетической консалтинговой группы» Алексея Шеберстова, который в свое время акцентировал внимание на тех негативных процессах в энергетической отрасли, которые в перспективе могли превратить Украину из экспортера в импортера тока.
И хотя тот же г-н Шеберстов аргументировал свою позицию неудовлетворительным техническим состоянием отечественных ТЭС и отсутствием инвестиций в отечественную энергетику, правота высказываний эксперта подтвердилась гораздо раньше того момента, когда профицит тепловой генерации в стране должен был смениться ее дефицитом.
Ускорил события мировой экономический кризис, который кардинально изменил ценовую конъюнктуру на европейском энергорынке и с наступлением которого возникла необходимость оценить перспективы экспорта украинского электричества в Европу не только с точки зрения того, Иванов или Сидоров будет его контролировать. Так как контролировать вскоре, возможно, будет нечего.
Ценовой обвал
Спад потребления электроэнергии в Европе вследствие кризиса привел к существенному снижению цен на нее. К примеру, если в период предкризисного июльского ценового пика в 2008 году цены электричества в базовом ровном графике потребления в Германии и Франции достигали восьми-девяти евроцентов за киловатт-час, то на протяжении последних девяти месяцев цена по фьючерсным контрактам упала до 3—3,5 евроцента.
Так, по данным европейских энергобирж, в марте цена фьючерсов на второй квартал 2009 года в Германии составляла 3,35 евроцента за киловатт-час, а на 2010 год — 4,27 евроцента. Соответственно, во Франции фьючерсные контракты на аналогичные сроки оценивались в 3,24 и 4,27 евроцента за киловатт-час.
Схожие ценовые тенденции были зафиксированы в марте и в восточноевропейских странах. В частности, в Венгрии фьючерсные контракты на второй квартал 2009-го и на 2010 год котировались на уровне 3,46 и 4,95, в Словакии — 3,37 и 4,50, в Чехии — 3,07 и 4,45 евроцента за киловатт-час. Как известно, Словакия и Венгрия являются на сегодняшний день основными импортерами украинской электроэнергии.
Для сравнения: оптовый тариф на электроэнергию в украинском оптовом рынке в марте составил 39,7, а в апреле — 40,05 коп. за киловатт-час, что, согласно курсу НБУ, эквивалентно 3,84 евроцента.
То есть оптовая цена киловатт-часа электроэнергии на отечественном энергорынке, по которой госпредприятие «Укринтерэнерго» покупает электричество на экспорт, на сегодня превышает цены фьючерсных контрактов на базовую электроэнергию в европейских странах. Экспортная цена украинской электроэнергии в среднем на 17,5% выше оптовой рыночной цены и составляет порядка 4,5 евроцента. Европейские компании продолжают покупать сравнительно дорогую украинскую электроэнергию только потому, что имеют среднесрочные контракты, в которых четко прописаны обязательства сторон и предусмотрены штрафные санкции.
То ли еще будет
На этот факт, конечно же, можно было не обращать внимания, сославшись на предположение о том, что мировой экономический кризис является временным явлением и что по его завершении цены на электричество в Европе вновь повысятся до исходных рубежей в восемь-девять, а то и более евроцентов за киловатт-час. Если бы даже не одно, а сразу два «но».
Во-первых, никто не знает, когда этот самый кризис завершится, а также с какими ценовыми параметрами выйдет из него европейский энергорынок и когда. Во-вторых, оптовый тариф на электроэнергию в Украине не является статической величиной. Он постоянно увеличивается и имеет все предпосылки для роста в дальнейшем. Только в январе—ноябре 2008 года оптовая цена электричества в стране выросла на 46%. После чего президент В.Ющенко в связи с наступлением кризиса инициировал введение моратория на повышение энерготарифов на период до весны этого года.
Однако сколько тарифы ни замораживай, а расти они будут. Дальнейший рост цены украинского киловатт-часа неизбежен как в нынешнем году, так и в следующем. И для этого существует немало причин. Достаточно лишь сказать, что украинские тарифы практически не содержат в себе инвестиционной составляющей, необходимой для реконструкции отечественных тепловых энергоблоков, отличающихся критическим уровнем технической изношенности и полным несоответствием современным экологическим требованиям. Не предусмотрены в действующих тарифах и средства на реализацию ядерно-энергетических программ, а также на полноценную модернизацию электропоставляющей инфраструктуры.
Если добавить к перечисленному такие факторы, как отсутствие в Украине для потребностей энергетиков собственных запасов газа, а также дороговизну и низкое качество отечественного угля, то нетрудно догадаться об отсутствии конкурентных преимуществ энергокомплекса страны на внешних рынках.
Ударим по экспорту оптовым тарифом
Собственно, об этом свидетельствуют и неиспользуемые возможности Украины по передаче электроэнергии в соседние страны. Как правило, общественность под экспортом электроэнергии подразумевает поставки электричества в западном направлении из Бурштынского острова, максимальная экспортная способность которого не превышает 550 МВт.
В то же время остаются незадействованными сечения Украина—Россия мощностью 1800 МВт, Украина—Молдова — 1050 МВт и Украина—Беларусь — 800 МВт. Желающих экспортировать электричество в этих направлениях нет, так как цены на киловатт-час в России и Беларуси ниже, чем на украинском оптовом рынке. Молдова же в преддверии очередных выборов скорее всего по политическим причинам покупает электроэнергию производимую Молдавской ГРЭС (Приднестровье), которая контролируется россиянами.
Весьма призрачной с этой точки зрения выглядит и перспектива выхода Украины на рынок Литвы — россияне могут предложить прибалтийцам электроэнергию дешевле. Отказалась покупать украинское электричество в декабре 2008 года и Польша — из-за дороговизны.
Впрочем, Украина могла бы выйти на рынки упомянутых стран и сейчас, что было бы весьма не лишним в условиях кризисного простоя энергоблоков, если бы не искусственная и довольно популистская привязка покупаемого на экспорт электричества к цене оптового рынка.
В марте парламентарии такую привязку узаконили, приняв поправки к Закону «Об электроэнергетике», согласно которым вся экспортируемая электроэнергия должна покупаться в ОРЭ Украины по ценам внутреннего оптового тарифа, а право за доступ к свободным межгосударственным сечениям должно предоставляться исключительно через аукцион.
Этим законом депутаты фактически лишили украинские энергокомпании возможности наращивать объемы производства тока за счет расширения экспорта.
Сама идея привязки экспортных контрактов к цене ОРЭ Украины выглядит для энергетиков нелогичной и необоснованной.
Во-первых, украинский оптовый тариф на киловатт-час — явление в мировой практике отдельное. Цена ОРЭУ содержит в своей структуре затраты, совершенно к экспорту не относящиеся. К примеру, более 30% в оптовой цене приходится на перекрестное субсидирование, посредством которого промышленные потребители дотируют в основном население, покупающее ток по заниженной цене. Возникает вопрос: почему зарубежные покупатели отечественного тока должны оплачивать популизм украинских властей, упорно не желающих повышать цены на киловатт-час для бытовых абонентов? Кроме того, зарубежным потребителям приходится оплачивать заложенные в оптовой цене расходы на техническое переоснащение и капремонт горно-шахтного оборудования угольных предприятий, реструктуризацию угольной и торфодобывающей промышленности Украины, а также строительство пускового комплекса «Вектор». Если учесть, что в условиях либерализованных европейских энергорынков производители, поставщики и потребители продают электроэнергию напрямую друг другу по свободным рыночным ценам, привязка экспортных контрактов к оптовому тарифу в Украине выглядит особо невнятно.
Во-вторых, кто проиграл от того, что НАЭК «Энергоатом» с 1 декабря 2004 по 1 июля 2005 года экспортировал в Россию более 3 млрд. излишних киловатт-часов, покупая их в оптовом рынке для экспорта по той же цене, что и продавал в ОРЭУ? Сама энергокомпания таким образом загрузила простаивающий энергоблок и получила дополнительную прибыль. Возможно, экспортная цена могла бы оказаться и повыше, но факт остается фактом — отечественные генкомпании и тот же «Энергоатом» в настоящее время имели бы возможность реализовывать излишки своей продукции за рубеж по закупочным ценам ОРЭУ или выше, оплачивая НЭК «Укрэнерго» дополнительно расходы на транспортировку электроэнергии до границы. Приходи на аукцион, покупай сечение и экспортируй.
С этой точки зрения возникает закономерный вопрос: что для украинской энергетики важнее — минимизировать экспортные поставки электроэнергии до уровня максимально возможной продажной цены или все же максимизировать продажу электричества за рубеж за счет установления оптимальных и достаточных для энергосистемы тарифов?
Удивляет и позиция самих энергокомпаний, молчаливо наблюдавших за тем, как парламентарии принимали совершенно не выгодный для энергетиков законопроект. Если та же корпорация «ДТЭК», судя по сообщениям в прессе, считает экспорт электроэнергии для себя приоритетным видом деятельности, то почему бы ей не попытаться наладить экспортные поставки электричества в ту же Молдову? Или на Бурштыне свет клином сошелся?
Безусловно, авторы законопроекта закладывали в свой документ и позитивную идею в виде внедрения аукционов на межгосударственные сечения. Никто не станет отрицать, что экспорт электроэнергии должен осуществляться на прозрачных и конкурентных условиях. Госпредприятие «Укринтерэнерго» поставляет электричество из Бурштына по старинке и без законодательного оформления своей экспортной деятельности. В этом случае появляются условия для коррупционных сговоров и монополизации экспортных потоков отдельными трейдерскими структурами. Противостояние, развернувшееся вокруг борьбы за украинский экспорт в Европу начиная с 2005 года, является прямым тому подтверждением. Нет правил — есть постоянная борьба за контроль над потоком. При этом набор европейских дистрибьюторов «Укринтерэнерго», как и объемы покупаемого ими украинского тока, меняются после каждой смены правительства.
Чиновничье-теневую вакханалию в перераспределении экспортных поставок, конечно, следует прекратить. Однако как бы вместе с водой не выплеснуть и ребенка? Ведь межгосударственные сечения могут оказаться просто невостребованными.