UA / RU
Поддержать ZN.ua

На пепелище совести

За два года на объектах БРСМ погибли 11 человек, более 10 стали калеками, тысячи человек годами будут потреблять пищу и воду с бензопренами и прочими канцерогенами, образовавшимися в результате сгорания 20 тыс. т топлива. Но бизнес БРСМ работает и будет работать: ведь чиновникам нужны деньги, а людям - дешевый бензин. Очереди на заправках БРСМ как стояли, так и стоят…

Автор: Сергей Куюн

Год назад на нефтебазе БРСМ в Василькове произошел пожар, который уже признан крупнейшим в истории Украины.

В те жаркие во всех смыслах дни казалось, что на этот раз одиозной фирме беглого экс-министра энергетики Эдуарда Ставицкого точно придет конец. Васильковское зарево осветило все потроха этого бизнеса, вскрыв и производство фальсификата с неуплатой акцизов, и нарушения всех норм промышленной и экологической безопасности, что в итоге привело к гибели сотрудников нефтебазы и спасателей. В любой цивилизованной стране от такого бизнеса не осталось бы камня на камне, но только не в Украине. Мало того, что БРСМ продолжает спокойно работать, нас всех, похоже, ждет еще более тяжелое испытание - отсутствие наказания виновных... В целом история с аварией на БРСМ - это история большой украинской коррупции и красноречивый приговор всей правоохранительной системе.

Пожар начался 8 июня 2015 г., погасить его не удавалось почти неделю. Погибли шесть человек и 14 попали в больницу с ожогами и признаками удушья. Причины аварии установили практически сразу: посетившие место аварии тогдашний премьер-министр Украины Арсений Яценюк, министр внутренних дел Арсений Аваков и глава ГСЧС Николай Чечеткин заявили, что на нефтебазе производили топливный фальсификат, в процессе изготовления которого и произошло возгорание. Кроме того, быстро всплыли множественные нарушения норм строительства и эксплуатации объекта, что и стало основной причиной трагедии. Тогда пообещали быстро наказать виновных…

Беда, которую ждали

Очень скоро стало очевидным, что дело попытаются замять, каким бы невероятным это ни казалось на фоне васильковского пепелища. Однако эта беда обнажила абсолютный паралич как властей разных уровней, так и правоохранителей.

Особняком здесь стоит Госслужба по чрезвычайным ситуациям. Выяснилось, что буквально за месяц до трагедии пожарные составили акт по результатам проверки базы, выявив 52 (!) нарушения. Хранилище вообще не было введено в эксплуатацию и не имело права работать, отмечается в отчете правительственной комиссии по итогам расследования причин аварии.

Почему нефтебаза не была закрыта? Ответа нет. Причем объект этот функционировал с нарушениями начиная с 2001 года. В ходе следствия выяснилось, что хоть какие-то (но не все) документы у базы есть только на резервуарный парк в 2000 кубометров, то есть на первоначальный склад нефтепродуктов, который приобрела БРСМ.

Но впоследствии трейдер расширил ее почти в 15 раз, до 28 тыс. кубометров, не получив никаких разрешений. Между тем в нескольких десятках метров находится воинская часть, напичканная ракетами и снарядами, а по другую сторону расположена другая, еще более мощная нефтебаза.

"Обваловки на базе не было, внешней системы тушения тоже, отсутствовали пенообразователи… Из-за расположения резервуаров на наклонной местности топливо лилось в пожарный водоем, его нельзя было использовать при тушении", - рассказал во время слушаний, состоявшихся 24 июня в Киевской облраде, директор департамента гражданской защиты Киевской ОГА Игорь Аксенов. По его словам, первопричиной возгорания стало использование персоналом незащищенной перекачивающей мотопомпы, которая во время перекачки топлива дала искру.

"На сегодняшний день территория нефтебазы под Васильковом - это частная собственность. Раньше наше ведомство привозило сюда несколько научно-исследовательских институтов. Земля должна проходить рекультивацию и восстановление. Некоторые работы планировали осуществлять абсолютно бесплатно. В частности, очищали пожарный водоем. Сейчас нефтебаза охраняется службой безопасности компании, что там творится - неизвестно. Мы не можем попасть на эту территорию", - рассказал Игорь Аксенов.

"Я пытался связаться с кем-нибудь из владельцев нефтебазы, это нереально. Ни один телефон не отвечает. Хозяина нет. Есть только юристы "БРСМ-Нафты". Владельцев не было даже на правительственной комиссии во главе с экс-премьер-министром Арсением Яценюком, снова пришли юристы", - добавил Аксенов.

Казалось бы, выводы должны быть сделаны и трагедия не должна повториться. Как бы не так! Дело в том, что в Киевской области у БРСМ есть еще одна база - в Переяславе-Хмельницком. И там ГСЧС обнаружила такие же нарушения!

"Там (на нефтебазе БРСМ в Переяславе. - С.К.) аналогичные нарушения: недостаточное расстояние от резервуаров до насосных станций, не оборудован пожарный пост, отсутствует пенообразователь, нет замкнутой обваловки резервуаров, нет проездов для пожарной техники, нет систем раннего оповещения о пожарной безопасности", - заявил представитель ГСЧС Руслан Буханец в ноябре 2015 г. на отраслевой конференции Petroleum Ukraine 2015.

Думаете, база закрыта? А хранилище в Переяславе будет помощнее васильковского, там еще и мощная газонаполнительная станция в ее составе… Получается, что сами пожарные отчасти виновны в трагической гибели своих коллег в июне 2015 г., ведь они месяцем ранее могли закрыть данный объект.

Что же касается других силовых органов, то здесь не менее удручающая картина.

"В ближайшее время результаты расследования будут оглашены и они будут впечатляющими!" - пообещал на васильковском пепелище министр внутренних дел Арсен Аваков в июне 2015-го. Он добавил, что "руководство нефтебазы активно сотрудничает со следствием". Прошел год, а ни результатов, ни руководства нефтебазы никто не видел (о "блестящей" работе МВД мы поговорим ниже).

"Следователями Государственной фискальной службы начато досудебное следствие по факту неуплаты почти 230 млн грн налогов ООО "Укртрансоил-2009", которое входит в группу компаний "БРСМ", - сообщили в те июньские дни информагентства.

"Установлено, что служебные лица одного из предприятий, входящего в группу компаний "БРСМ", а именно: ООО "Укртрансоил-2009", в период 2014–2015 гг. совершили противоправные действия, следствием которых стала неуплата в бюджет налогов на общую сумму почти 230 млн грн, в том числе 188 млн грн акцизного налога, не уплаченных при производстве и реализации моторного топлива", - говорилось в сообщении ГФС. Прошел год, о результатах этого расследования никто не слышал…

СБУ. Ведомство тогда открыло производство по статье "Экоцид", так как ущерб окружающей среде и здоровью людей в результате прямого сгорания 20 тыс. т нефтепродуктов не подлежит никакому сомнению. Но это дело было закрыто сразу после увольнения главы службы Валентина Наливайченко тем же летом 2015-го…

Местные власти: не подали ни единого иска против БРСМ. Представитель Васильковской РГА на упомянутых слушаниях пожаловался, что у местных властей нет денег даже на судебный сбор (как выяснилось, составляет несколько тысяч гривен). Местная сельрада не судится, так как ждет результатов следствия и признания виновных, после чего обещает подать иск от громады на возмещение ущерба, который, к слову, также не посчитан.

Об отношении властей к трагедии говорит тот факт, что слушания в Киевраде инициировали не депутаты от Васильковского района, а депутат Иван Ступак, представляющий Иванковский район. По его словам, жителями окрестных сел, которые больше всего пострадали от пожара, в Обуховский районный суд подано 570 исковых заявлений на возмещение только морального ущерба на общую сумму более 400 млн грн.

Адские виражи следствия

Как уже отмечалось, вместо молниеносного расследования, обещанного Арсеном Аваковым, следствие очень быстро увязло. И тогда, и сегодня есть все основания считать, что произошло это не из-за процессуальных трудностей, а с целью развалить дело с прозаичной целью - уйти от наказания виновных в этой трагедии. Несколько раз расследование останавливалось, а "разбудить" следователей удавалось лишь пресс-конференциями и публикациями в СМИ, говорит адвокат погибших и покалеченных в огне спасателей Александр Мирошник.

"Цель всех манипуляций следователей и прокуроров - отстранить пострадавших от дела и избежать компенсации ущерба семьям погибших и травмированных спасателей", - уверен Мирошник.

Промежуточный результат годичного расследования это подтверждает. В апреле дело было разделено на два: в одном пострадавшими выступают семьи сотрудников нефтебазы, а обвиняемыми - четверо руководителей нефтебазы. Во втором деле, выделенном в отдельное производство, потерпевшими выступают пострадавшие спасатели и их семьи, а обвиняемыми… руководство ГСЧС.

"Логика следователей такова: за пострадавших сотрудников нефтебазы будут отвечать руководители нефтебазы, а в гибели пожарных виновно руководство ГСЧС, мол, не так гасили. То, что причиной пожара стало нарушение норм безопасности владельцем нефтебазы, во внимание, видимо, не берется", - говорит адвокат. По его словам, это делается с целью отгородить БРСМ от ответственности и выплат компенсаций пострадавшим пожарным, а также постараться спасти руководство базы от наказания.

"Поскольку в этом процессе мы не являемся пострадавшей стороной, то лишены доступа к материалам дела, а значит, не можем влиять на его ход", - объясняет Мирошник тактику следствия, которое, по его мнению, полностью действует на стороне БРСМ. Адвокат уже подал иск по признанию спасателей пострадавшей стороной в этом процессе.

В целом же расследование васильковской трагедии полностью идентично процессу, связанному с другой аварией на объекте БРСМ - заправочной станции в Переяславе-Хмельницком, которая взлетела в воздух в результате взрыва сжиженного газа в апреле 2015 г. Там следствие также длилось год, обвинения были выдвинуты каким-то клеркам и подрядчикам, но в результате никто так и не ответил за гибель пяти человек (во всяком случае, об этом ничего не известно). Показательно, что БРСМ не выделила деньги даже на похороны своих сотрудников, погибших в результате той трагедии.

***

На примере бизнеса БРСМ можно писать учебник по истории коррупции в Украине и ее последствиям для граждан. Вначале был Эдуард Ставицкий, который, будучи главой компании "Надра Украины", отписал государственную дачу "Межигорье" Виктору Януковичу, получив путевку в большую жизнь. Рост на госслужбе быстро монетизировался, что позволило взять под крыло неприметную сеть заправок под неказистым названием БРСМ (аббревиатура от не менее благозвучного "БытРемСтройМатериалы"). Благодаря админресурсу и "в поте лица заработанным" деньгам Ставицкого, сеть начала расти как на дрожжах. С 2010-го по 2014 г. она выросла с 25 до 140 станций. Мощная "крыша" позволила строить заправки и нефтебазы где попало и как попало, с нарушением всех норм безопасности. Те же возможности позволили начать полномасштабное производство топливного фальсификата без уплаты акцизов, что, снова-таки, обеспечило получение колоссальных прибылей. Эти деньги были использованы для того, чтобы "зарешать" с верхушкой, прокуратурой, МВД, налоговой все "вопросы", которые начали возникать после Революции достоинства.

За два года на объектах БРСМ погибли 11 человек, более 10 стали калеками, тысячи человек годами будут потреблять пищу и воду с бензопренами и прочими канцерогенами, образовавшимися в результате сгорания 20 тыс. т топлива. Но бизнес БРСМ работает и будет работать: ведь чиновникам нужны деньги, а людям - дешевый бензин. Очереди на заправках БРСМ как стояли, так и стоят…