UA / RU
Поддержать ZN.ua

МУДРЫЙ, НЕМУДРЫЙ — ВЫБИРАЙ: КТО ТЫ, КАКОЙ...

За последние лет пять–семь впервые, пожалуй, на минувшей неделе без уже привычного ажиотажа состоялось событие, непосредственно относящееся к сектору газа...

Автор: Алла Еременко
{Фото УНИАН}

За последние лет пять–семь впервые, пожалуй, на минувшей неделе без уже привычного ажиотажа состоялось событие, непосредственно относящееся к сектору газа. В ходе визита в Украину президента Туркменистана Сапармурада Ниязова, кроме иных важных межгосударственных соглашений, завизировано и обоюдное украинско-туркменское — «газовое».

Туркменистан согласился в ближайшие пять лет (2002—2006 гг.) поставить в Украину 250 млрд. кубометров газа. По 42 доллара за 1000 кубометров. Формула расчета: 50х50. Другими словами, 50% стоимости туркменского газа Украина (в лице НАК «Нефтегаз Украины») должна будет оплатить валютой, а другую половину — товарами и предоставлением строительных и иных услуг. Хочется надеяться, что то и другое НАКу по плечу.

Хотя изначально Украина рассчитывала на то, что туркменский газ удастся купить по 38 долл. за 1000 кубометров (в этом году туркменский газ импортируется по цене 40 долларов за 1000 кубометров)... Впрочем, формула расчета 50х50 в принципе оставляет возможность для разумного «маневра».

Туркменистан после почти двухлетнего перерыва в 2000 году возобновил поставки газа в адрес НАК «Нефтегаз Украины». И, по данным этой компании, на момент начала украинско-туркменских переговоров расчеты за туркменские газопоставки 2000 года завершились еще в середине апреля 2001 года. В общей сложности украинской стороной оплачено 110 млн. долларов, причем 45,6 из них — валютой. Товаров в счет оплаты газа отгружено на сумму свыше 64 млн. долларов. И даже, говорят, долгов за прошлогодние поставки нет. За поставки туркменского газа в этом уже году НАК к началу мая оплатил 300,7 млн. долларов: свыше 220 млн. долларов — валютой, товарами — на сумму 80,5 млн. долларов. «Нефтегаз Украины», не в пример прежней практике, нынче все свои обязательства перед Туркменистаном выполняет. Еженедельно проводит частичную предоплату заявленных объемов газа и даже осуществил авансовый платеж в 10,5 млн. долларов, как это предусмотрено контрактом с «Туркменнефтегазом». Так что Украина в лице НАКа и в самом деле, если так и дальше пойдет, имеет шанс получить в следующем году до 40, а затем ежегодно до 2006 года и до 50 млрд. кубометров туркменского газа.

Если формально рассматривать «газовое» соглашение Украины и Туркменистана, то стоит задуматься: зачем Украине ежегодно 50 млрд. кубометров туркменского газа. При нынешнем «раскладе» вроде бы и незачем: 18 млрд. кубометров — свои (НАК и иже с ним); около 28—30 млрд. — российский газ как плата «Газпрома» за газотранзитные услуги «Нефтегаза Украины» (а точнее — ДК «Укртрансгаз»). Это как бы данность. Остальное — так называемые коммерческие газопоставки при посредничестве группы компаний Itera, в том числе поставки «туркменского» газа. Иначе говоря, ежегодно российский «Газпром» и группа компаний Itera контролировали украинский «газовый баланс». Уже потому, что ежегодно обеспечивали импорт газа в Украину в объеме более двух третьих от потребностей украинского рынка газа.

И коль уж НАК «Нефтегаз Украины» решился (в возможной перспективе) на ежегодные 50 млрд. кубометров туркменского газа для украинских газопотребителей, сии намерения пока еще государственного «газового» монополиста, очевидно, имели вескую мотивацию.

В этом контексте, наверное, возможен и такой вариант: с помощью Туркменбаши Украина (в этом случае, возможно, в лице Президента) намерена если еще пока не окончательно избавиться, то как минимум ослабить «газовую» зависимость от РФ (в лице «Газпрома», конечно).

Теория проста: до 18 млрд. кубометров газа добывается за год в Украине; если максимально сократить так называемые технические «потери» газа (например, с 7 до 1,5—2 млрд. кубометров), то годовой «газовый» баланс Украины вполне может ограничиться для начала 65—70 млрд. кубометров газа. Как минимум 50—55 млрд. кубометров газа ежегодно за несколько последних лет — это российская «газовая» квота на украинском рынке.

В 2001-м (дай Бог) значительную часть этой квоты займет туркменский газ (если звезды станут благоволить в том числе «российским кишлакам»). Во всяком случае, контракт НАКа с «Туркменнефтегазом» предусматривает импорт до 30 млрд. кубометров туркменского газа в Украину в 2001 году. А уж потом...

Не уверена, что сегодня, например, Россия «благословит» украинско-туркменскую «газовую пятилетку». Но рано или поздно это все равно должно было случиться. В той или иной форме те или иные руководители прежнего «Укргазпрома», а теперь НАК «Нефтегаз Украины», а также представители правительства Украины рассказывали о намерениях договориться с «Газпромом» о денежной оплате газотранзитных услуг. Договориться не удавалось. Более того, российский «Газпром» и слушать не хотел о том, что ему, дескать, придется не газом рассчитываться с Украиной за услуги по транзиту его товара в Европу и на Балканы, а «живыми» денежками. Мол, вы братья-украинцы сначала подворовывать газ из транзитной трубы прекратите, да по старым счетам заплатите, а там видно будет. Подворовывать прекратили, и даже россияне это вынуждены были публично признать. Но не все так просто.

Аккурат перед приездом в Украину Туркменбаши в Москве активизировался арбитражный процесс в отношении НАК «Нефтегаз Украины». Оно бы и хорошо: наконец-то юрлица в газовом бизнесе пришли к нормальным формам разрешения споров. Но больно уж «ко времени» пришлось это разбирательство. Несколько ранее Московский горсуд и Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате России удовлетворили иск компании, зарегистрированной в Монако, к НАК «Нефтегаз Украины» на сумму свыше 88 млн. долларов. Сумму эту хотят взыскать с НАКа за несакционированный отбор газа в объеме почти 1,5 млрд. кубометров. Предыстория вопроса: российский «Газпром», как давно и обещал украинской стороне, застраховал в страховом обществе газовой промышленности «Согаз» транзит своего газа по территории Украины от несанкционированного отбора газа на период с 1 ноября 1998 года по 31 декабря 1999 года. Этот страховой договор затем был перестрахован в зарубежных компаниях. А в январе прошлого года «Газпром» заявил об убытки за период, признанный страховым случаем. Была проведена и выплата страхового возмещения на вышеозначенную сумму. Но теперь страховщик получил право требовать компенсации за ущерб с виновника наступления страхового случая. Виновником таковым был назван «Нефтегаз Украины», к которому и был предъявлен иск в Международном коммерческом арбитраже при ТПП России. НАК в свою очередь в марте нынешнего года пытался опротестовать свою вину и решение коммерческого арбитража в Московском горсуде, заявляя, что арбитраж вынес решение по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением. Не устроила НАК и процедура отбора состава арбитров. Выражаясь нормальным языком, НАК фактически упрекает россиян в «подтасовке» решения в пользу российской стороны. Но Верховный суд РФ отказался пересмотреть дело о долге НАКа. И произошло это именно в начале мая, когда стало известно о намерении Украины и России подписать пятилетний договор о поставках в Украину до 50 млрд. кубометров туркменского газа ежегодно. Возможно, что это просто совпадение. Но и без того понятно, что «Газпрому» очень не хочется терять емкий украинский рынок газа и очень удобно держать Украину в должниках. Да и выпускать через Украину конкурентный туркменский газ, да еще в таких объемах, «Газпрому» не с руки. Так что скорее всего всеми доступными способами россияне будут пытаться «сорвать» украинско-туркменское соглашение.

И даже несмотря на доселе невиданную обязательность «Нефтегаза Украины» в отношении Туркменистана, впору вспомнить и о старой украинской задолженности. Госдолг Украины перед Туркменистаном имеет длинную историю — с 1993 года. Но мало того, что долг этот не погашается, так Туркменистан еще и вынужден был, как и другие кредиторы Украины, понервничать, когда Украина объявила, что прекращает обслуживание своих внешних долгов, покуда не решится вопрос с Парижским клубом кредиторов. Надо напомнить, что несколько лет назад украинская задолженность уже была реструктуризирована Туркменистаном с отсрочкой выплаты. Но сегодня Украина рассчитывает на реструктуризацию Туркменистаном в рамках Парижского клуба 281,7 млн. долларов (просроченная сумма платежей из них составляет 140, 8 млн. долларов). В марте украинская делегация пыталась убедить Парижский клуб в том, что, мол, Туркменистан — стратегически важный для Украины партнер и что крайне необходимо достигнуть договоренности о реструктуризации украинской госзадолженности перед этой страной. Но ни о чем конкретно пока договориться не удалось. Единственное, что вселяет пока спокойствие, так это заявление С.Ниязова о том, что, мол, Туркменистан понимает ситуацию и может пока месяц-другой подождать до разрешения проблемы с Парижским клубом. И потом, если уж Россия со своим дефолтом рассчитывает на отсрочку и реструктуризацию своего многомиллиардного долга тому же Парижскому клубу кредиторов, то, скажите, почему Украина не может рассчитывать и добиваться реструктуризации своей значительно более скромной внешней задолженности, в частности перед Туркменистаном? Процедура эта, конечно, не из легких, но кто может быть уверенным, что делать этого не стоит, ведь, как известно, под лежачий камень вода не течет.

Кроме того, Туркменбаши прекрасно понимает, что если он не поддержит Украину, то и его государству будет несладко. Ведь россияне, как уже говорилось, вовсе не заинтересованы в выходе туркменского газа на европейский рынок. Украина же в этом смысле и в самом деле стратегический союзник Туркменистана, так как при разумном подходе может способствовать выходу на международные рынки туркменского газа. И если теоретически перспективный проект создания нового газотранспортного маршрута Туркменистан—Азербайджан—Грузия—Украина—Западная Европа (через Каспийское и Черное моря) это еще пока дело будущего, то уже сегодня Украина имеет некоторый запас транзитных мощностей, которые может предложить Туркменистану. Это очень хорошо понимают в российском «Газпроме». Поэтому и пытаются «застолбить» за собой все возможные маршруты транспортировки и рынки сбыта энергоносителей. Поэтому и стремятся держать Украину в должниках и сбывать ей свой газ хотя бы в качестве платы за транзитные услуги НАК «Нефтегаз Украины». У россиян, вероятно, есть и другие аргументы, дабы притушить активность украинско-туркменского газового сотрудничества. И, возможно, скоро мы об этом узнаем. Но то, что Украина и Туркменистан действительно активизировали экономическое сотрудничество по многим направлениям, это факт. Внешнеторговый оборот двух стран уже в прошлом году в 1,9 раза превысил показатели 1999 года (тогда он составлял 588,7 млн. долларов). А за первые три месяца нынешнего года товарооборот увеличился, по сравнению с сопоставимым периодом 2000 года, в 2,4 раза. И составил сумму 291 млн. долларов. Так что, похоже, дело сдвинулось. И остается только надеяться, что у украинцев и туркмен хватит терпения и мудрости снова не побить горшки. Даже если кто-то этому и будет стараться содействовать. Так или иначе, а подписание пятилетнего украинско-туркменского газового договора свидетельствует о появлении некой последовательной тактики в вопросе обеспечения энергетической стабильности и безопасности Украины, как, впрочем, и Туркменистана.

На открытом заседании межведомственной рабочей группы по вопросу контроля за приватизационными процессами в ТЭК Украины (о чем мы расскажем в следующем выпуске «ЗН»), состоявшемся во вторник в здании комиссий ВР, депутат М.Ковалко, в частности, напомнил поговорку о том, что немудрые люди становятся впереди, чтобы их все видели, а мудрые — сзади, чтобы всё видеть. Интересно, где окажется Украина и ее ТЭК в контексте украинско-туркменского сотрудничества и во взаимоотношениях с Россией?