UA / RU
Поддержать ZN.ua

МОСКВА ЗА НАМИ!

Памяти украино-туркменских газовых отношений Переговоры правительственных делегаций Украины, во...

Автор: Евгений Колесник

Памяти украино-туркменских газовых отношений

Переговоры правительственных делегаций Украины, возглавляемых первым вице-премьером Павлом Лазаренко, в Киеве, Москве и Ашгабате закончились подписанием ряда соглашений и протоколов о планах поставок энергоносителей в Украину в 1996 году. Россия и Туркменистан пообещали поставить в Украину соответственно 50 и 20 млрд. кубометров газа. Этот минимум по сути является внутриукраинской квотой, определенной правительством.

С обоими импортерами Украина договорилась о том, что в следующем году госконтракта в прежних объемах не будет. Правительство Украины отказалось выступать гарантом оплаты газа, который будут покупать частные или акционерные компании. Возможно, что полномочия на закупку в рамках госконтракта 10 - 15 миллиардов кубометров газа получит какая-то фирма - для потребностей населения. (Добываемых в Украине 18,5 млрд. кубометров газа для этой категории потребителей недостаточно.)

Контракт на транзит российского экспортного газа будет заключаться отдельно от контракта на импорт газа Украиной. Сие должно означать, что российский «Газпром» не будет зачислять стоимость транспортных услуг «Укргазпрома» в счет погашения задолженности украинских потребителей. При этом правительство, еще до подписания непосредственного контракта газовых предприятий Украины и России, расписалось в том, что ставка транзита составит 1,75 доллара за транспортировку каждой тысячи кубометров газа по 100 км украинских газопроводов.

Все вышеописанное с подачи уполномоченных членов правительства Украины преподносится гражданам как несомненное достижение украинской внешней политики в области энергоносителей. И, между прочим, подчеркивается, что впервые за историю независимой Украины член правительства г-н Лазаренко не только проявил недюжинное знание проблемы энергоносителей, но и боролся, как лев, «буквально за каждый цент» при согласовании цен и тарифов.

Куда скромнее оценили заслуги украинского первого вице-премьера в России и даже в Туркменистане. Без ложной скромности российские масс-медиа констатировали, что российское акционерное общество «Газпром» получило монопольное право на украинский газовый рынок. Для этого «Газпрому» не понадобилось даже право собственности на украинские магистральные газопроводы и подземные хранилища газа.

И, судя по всему, это именно тот редкий случай, когда россиян трудно заподозрить в предвзятости. Если, конечно, называть вещи своими именами.

Если правительство отказалось от закупок, то зачем договариваться о цене?

Интересное развитие «газовые» переговоры обещали уже 1 ноября, когда для пущей убедительности в Киев пожаловал председатель правления российского «Газпрома» Рэм Вяхирев.

Надо заметить, что как раз подоспело время платить по счетам реструктуризованных долгов. Украинское правительство подготовилось к приему, задолго до этого приняв соответствующее постановление о судьбе облигаций внешнего займа, которые были обещаны россиянам еще к 1 сентября. Однако, как заявлял вице-премьер Р.Шпек на сессии в парламенте уже в ноябре, облигации «Газпрому» еще не переданы.

Впрочем, с текущими платежами за российский газ Украина - правда, по словам только представителей Госнефтегазпрома - превзошла все российские ожидания, уплатив почти 90% необходимой суммы к началу ноября.

Тем не менее, украинское правительство в лице г-на Лазаренко нашло аргументы, дабы убедить Рэма Вяхирева в обязательности Украины. Так или иначе, но после переговоров за «семью замками», даже без участия самих украинских газовиков, был подписан протокол о поставках в Украину 50 млрд. кубометров газа. Тогда же россиян ознакомили с новой украинской концепцией закупок газа и разделения контрактов, а также с новшеством в виде биржи энергоносителей.

Биржа энергоносителей: утопия или инструмент суперрегулирования?

Интересно, что в самой Украине до сих пор мало кто осведомлен о нюансах этой самой концепции. Раз десять говорилось о создании энергетической биржи, где якобы будет продаваться и газ. Но никто из ораторов так и не удосужился объяснить сам механизм этой затеи. В газовом предприятии - «Укргазпроме» - также никто толком не знает, что такое эта биржа и «с чем ее едят». Но, видимо, был смысл в том, чтобы сначала заручиться поддержкой самих продавцов газа, прежде всего российского «Газпрома».

Представители газовых компаний - из числа как западноевропейских покупателей российского газа, так и занятых газовым бизнесом в Украине - сообщили, что в мире нет газовых бирж как таковых. Как, впрочем, не торгуют на биржах и электроэнергией. Исключение составляют нефть и отдельные нефтепродукты.

Многолетний опыт компаний, торгующих газом, зиждется на прямых и, в основном, долгосрочных контрактах на закупку. В принципе, возможность создания биржи энергоносителей ими допускается. Однако всех опрошенных представителей компаний смущает техническая и бюрократическая сторона заключения сделок на воображаемой бирже: опыта такой работы не существует, а в Украине и подавно. Но существо вопроса даже не в этом - в конце концов, при желании, действующую в Украине сеть газопроводов можно снабдить соответствующей техникой и обеспечить необходимыми кадрами. Главной причиной отсутствия энергетических бирж специалисты газовой отрасли называют элементарную ненадобность таких структур. У них, кроме того, возникает опасение, что в современных украинских условиях биржа - рыночный по своей природе механизм - рискует превратиться в абсолютно антирыночную структуру отсеивания предложений. Хотя бы потому, что на всякое предложение, которых и сегодня в Украине более, чем достаточно, должен быть не только спрос, но и платежеспособный покупатель.

Судя по реакции участников киевских переговоров, Рэма Вяхирева украинская идея о бирже не привела в восторг. И это понятно: до сих пор «Газпрому» с трудом удавалось «выколачивать» долги с одного «Укргазпрома», на который могло нажать правительство Украины. А теперь ряды должников могут пополнить многочисленные компании; да еще при том, что за них правительство Украины не ручается. Словом, россияне мягко скорректировали украинские планы, согласившись на участие негосударственных, но «надежных» компаний, зарекомендовавших себя в течение 95-го года - в качестве эксперимента. Надежность же должна быть определена украинским правительством (в ходе тендера, отбора по личным симпатиям или другим способом?). Тем более, что в начале года при скромных попытках неукраинских компаний поучаствовать в газовом бизнесе правительством было заявлено, что лучше пусть этим займутся, если уж это неизбежно, хоть и частные, но украинские фирмы-резиденты: и налоги они уплатят в свою казну, и контролировать их все же легче, чем иностранцев.

Нет надежнее гарантий, чем «личная уния» члена правительства

Между тем, нельзя сказать, чтобы российскому «Газпрому» было в новинку заключать контракты на закупку газа непосредственно с торговцами. Среди западноевропейских и даже восточноевропейских покупателей российского газа в ряду торговцев вряд ли найдется непосредственно чье-либо правительство. Как правило, газовым бизнесом заняты торговые компании - как государственные, так и частные. И трудно представить, что личная уния члена правительства, например, Франции или канцлера Германии гарантировали бы обязательность Gas de France и Ruhrgas таким образом, как это делалось в Украине.

Но даже допускаемый российскими газовиками украинский эксперимент нуждается в гарантиях. Требуемое «Газпром» получил: ставка транзита согласована с украинским правительством и в 1996 году составит 1,75 доллара за транспортировку «Укргазпромом» 1 тысячи кубометров российского экспортного газа по 100 км украинских газопроводов. Три предыдущих года цена транзита формально значилась 1,73, а фактически была около 0,64 долл. Разница зачислялась в счет оплаты газа для потребностей Украины.

И вот здесь возникает вопрос: зачем украинскому правительству понадобилось договариваться о цене транзита (даже без формального присутствия представителей «Укргазпрома»), если этот вопрос в компетенции газовых предприятий России и Украины?

Задать его вынуждают два обстоятельства. Во-первых, представители «Укргазпрома» категорически отказались комментировать соглашение. Во-вторых, некоторые члены российской делегации из числа руководства «Газпрома», видимо, от нежданной удачи, сгоряча обмолвились, что российский «Газпром» был готов согласиться в споре о величине ставки транзита даже на 2 доллара. До этого «Укргазпром» выставил цену в 2,28 доллара, вероятно, также допуская возможность уступить до 2 долларов.

По большому счету, рамочное соглашение о ставке транзита не является обязательством «Укргазпрома». Но вряд ли после согласия вице-премьера украинские газовики рискнут заикаться о своих интересах. «Укргазпром» на сегодня - государственное предприятие, а посему правительство может позволить себе, как и прежде, отдать его в залог. И, как выясняется, не только «Газпрому», но и одному из украинских губернаторов. На днях стало известно, что с высочайшего соизволения вице-премьера Павла Лазаренко глава «Укргазпрома» Богдан Клюк был вынужден «не возражать» против создания самостоятельного газотранспортного предприятия все в той же Днепропетровской области. Говорят, Богдан Клюк совершенно подавлен такой «необходимостью». Судя по ситуации вокруг газового хозяйства Украины, его руководитель скорее согласился бы отдать свою руку на отсечение, чем растащить газопроводы по региональным квартирам.

Самостоятельность же Днепропетровской области в вопросе транспорта газа практически может означать, что губернатор Днепропетровщины как «газовый барон» оной получает право по-своему (!) усмотрению направлять потоки газа, идущие и к соседям, например в Запорожскую область. В «Укргазпроме» говорят, что задолго до вышеописанных событий Запорожская область уже оставалась на «холодном пайке», потому что в Днепропетровске уже тогда прежде всего позаботились о собственных нуждах. И это было только начало.

Впрочем, остается еще надежда, что газотранспортную магистраль «Укргазпрома» все же не растащат по региональным княжествам. Хотя бы потому, что тогда господину Лазаренко некому будет «голову сносить», ежели российский «Газпром» начнет жаловаться на несанкционированный отбор российского экспортного газа. Как-никак, это может оказаться делом личной чести первого вице-премьера.

Туркменский газ Украина купит у «Туркменросгаза» (читай «Газпрома»)

Отвоевав 2 цента у «Газпрома», через две недели украинская правительственная делегация во главе с первым вице-премьером отправилась «покорять» Ашгабат.

Туркменбаши с Рэмом Вяхиревым также подготовились ко встрече на высшем уровне, подписав буквально за день до приезда украинской делегации соглашение о совместной добыче и реализации туркменского газа. И 15 ноября высокую украинскую сторону уведомили, что право реализации 100% экспортируемого Туркменистаном газа в будущем году принадлежит туркменско-российскому акционерному обществу «Туркменросгаз». Соответственно условия контракта на поставку газа в Украину будут обсуждаться с этим предприятием.

Несмотря на подписание учредительного договора о создании «Туркменросгаза», величина взноса сторон и доля в уставном фонде окончательно еще не определены. Предполагается, что контрольный пакет предприятия будет принадлежать государственной газовой компании Туркменистана, 44% - российскому «Газпрому», 5% - частной американской ITERA International Trading Corр.

На месте последней могла оказаться любая другая компания. Но суть соглашения от этого не меняется: российский «Газпром» в союзе с американским капиталом получил полный контроль не только за добычей туркменского газа, но и за его транзитом в третьи страны.

И все же примечательно, что именно ITERA может стать третьим соучредителем «Туркменросгаза». И вот почему. Названная американская компания в мае получила право реализовать 12 млрд. кубометров туркменского газа на украинском рынке по соглашению с зарегистрированной на Кипре (российской, кипрской?) газоторговой «Омранией» (заключившей контракт с туркменской стороной на экспорт газа в Украину). Однако «Укрресурсы» (если помните, указом Президента Украины эта государственная акционерная компания уполномочена обеспечить закупку и оплату туркменского газа в 1995 году) блокировали выполнение «Омранией» контрактных обязательств. После чего кипрская компания переуступила свой контрактный газ новозеландской, то есть американской ITERA.

30 мая ITERA подписала контракт с некой российско-украинской компанией, позволяющий последней экспортировать 12 млрд. кубометров туркменского газа в Украину в 1995 году. Однако и этот контракт не был реализован.

Во что обошлась Украине коммерческая хватка «Укрресурсов»?

Ответом на вопрос, почему негосударственные компании не получили у «Укрресурсов» позволения на торговлю туркменским газом в Украине, может быть, помимо прочего, то, что компании предлагали тот же туркменский газ, но значительно дешевле. При этом, согласно установленным указом Президента правилам, разница между контрактной закупочной ценой и установленной ценой реализации в Украине должна была отчисляться торговцами в бюджет. И если посмотреть на цены заявленных контрактов, получается, что «Укрресурсы» были бы просто неконкурентоспособны по сравнению с негосударственными продавцами. Было бы очень заметно, что государственной компании «Укрресурсы», мягко говоря, не совсем удалось позаботиться о выгодности контракта. Правда, из-за нереализованных предложений негосударственных фирм, например российско-украинской «ОЛГаз», бюджет потерял около 100 миллионов долларов (в виде несобранных налогов и разницы между закупочной и внутренней ценами за газ). Но, вероятно, это оплата имиджа государственной компании.

Туркменская экспортная квота на 1995 год предусматривала участие негосударственных компаний. На их долю отводилось около 14 млрд. кубометров туркменского экспортного газа (из общей квоты в 25 млрд. кубометров газа).

С горем пополам «Укрресурсы», заключившие контракт с Туркменистаном на импорт 11 млрд. кубометров газа, реально смогут оплатить около 10 млрд. Уже с начала ноября они ограничили импорт газа с 42 млн. кубометров в сутки до 5 млн. Для сравнения: сегодня среднесуточное потребление газа в Украине - не менее 280 млн. кубометров. Так что фактически «Укрресурсы» отказались от контракта.

При этом закупочная цена по условиям договора составляет с 1 октября свыше 85 долларов за 1 тысячу кубометров (с учетом транзита). Установленная в начале года цена газа на рынке Украины равняется 80 долларам. В украинской прессе пишут, что долг «Укрресурсов» за туркменский газ составляет около 60 млн. долларов. Кроме того, российскому «Газпрому» не оплачена задолженность в 53 млн. долларов - за транзит туркменского газа еще в 1994 году. Если помните, тогда правительственным агентом по закупке и оплате туркменского газа была назначена «Республика». До сих пор неясно, будет ли зачтен ее газ, хранящийся в Украине, в качестве оплаты долга за транзит.

Азы политической арифметики

Но вернемся к переговорам в Ашгабате. «Туркменросгаз» предложил Украине на 1996 год газ в объеме 20 млрд. кубометров. Закупочная цена туркменского газа на 1996 год - 42 долл./1 тыс. кубометров (на границе Туркменистан - Узбекистан).

Российский «Газпром» намерен установить ставку транзита туркменского газа до границ Украины по своим трубопроводам в 1,5 долл./1 тыс. куб.м/100 км.

Предполагается, что право импортировать туркменский газ получат негосударственные компании, в основном украинские фирмы-резиденты.

В настоящее время государственная «Укрресурсы» обсуждает условия контракта на закупку туркменского газа в 1996 году.

Но столь лояльные условия закупки туркменского газа, вероятно, не стоит воспринимать как чью-либо уступку. Практически российский «Газпром» при таких условиях «держит в узде» и Туркменистан, и Украину.

После создания «Туркменросгаза» Туркменистану очень надолго, если не навсегда, «заказана» экспортная дорожка и экспортная цена. Светит ему за свой газ получить максимум внутреннюю цену продажи газа в России (а это в лучшем случае около 40% цен мирового рынка).

Украину же российский «Газпром» наказал дважды. Во-первых, воспеваемая у нас диверсификация источников энергоносителей (то есть попытки избежать зависимости исключительно от российского «Газпрома») теперь даже формально (а на практике это могло происходить и прежде) начинается и заканчивается в России. Во-вторых, нетрудно догадаться, что «Газпром», еще год тому назад предлагавший Украине покупать газ только у него, и не собирается транспортировать «за тридевять земель» туркменский газ. Украина будет получать газ российский. Но ей придется оплатить «транзитные услуги» российских газовиков. А те, в свою очередь, еще раз «снимут» плату за транзит с потребителей туркменского газа - с таких же «независимых» в газовом смысле стран, как и Украина, - в Закавказье и Средней Азии.

С учетом этих обстоятельств результат борьбы первого вице-премьера Украины «за каждый цент» выглядит весьма сомнительным достижением.