«Это событие исторического масштаба. Мы обнаружили в Черном море самое большое в истории страны месторождение природного газа. Объемы составляют 320 млрд кубометров. До 2023 года мы планируем начать поставлять его нашим гражданам. До сих пор мы полностью зависели от поставок энергоносителей из-за рубежа, тратили сотни миллионов долларов на это. Но в 2017 году мы восстановили нашу энергетическую стратегию, расширили флот исследовательских и буровых судов», — именно такими словами в августе президент Турции Эрдоган представил новое газовое месторождение, открытое на шельфе Черного моря.
После многих лет усилий и 80 «сухих» буровых скважин турецкое разведывательное судно «Фатих» нашло в экономической морской зоне Турции месторождение, запасы которого оценивают в 320 млрд кубометров газа.
Соседняя с нами Румыния на разведку и добычу газа в Черном море «мобилизовала» за последние 20 лет около 1 млрд долларов. Подтвержденные запасы — фактически на морской границе с Украиной — известны с 2012 года и оценены примерно в100 млрд кубометров.
Украине о наличии на нашем шельфе запасов газа известно еще из данных советской разведки. Согласно тем (уже «исторически ценным») данным, мы можем рассчитывать на наличие по меньшей мере 160 млрд кубометров газа на своей части шельфа (даже без учета оккупированного Россией Крыма). С возможностью добывать в год до 15 млрд кубометров. Что позволит стране фактически отказаться от импорта газа. И, по многим экспертным оценкам, существенно повлияет на стоимость газа внутри Украины. Вместо нынешнего уровня HUB+ (цена в европейском хабе плюс стоимость транспортировки в Украину) цены опустятся до уровня HUB- (цена европейского хаба минус стоимость транспортировки). На практике — минус 10‒15% от текущего уровня цен для потребителя.
Но! Реализация проекта такого масштаба и типа — дело очень и очень сложное по многим причинам. Риски, которые сегодня объективно существуют на украинском шельфе, значительно выше обычных коммерческих. Фактор оккупированного Россией Крыма, общая безопасностная ситуация из-за близости российских войск, возможные диверсии и политическое влияние делают невозможным приход мировых гигантов отрасли. Особенно в условиях низких цен на газ и значительного уменьшения инвестиций в разведку и добычу всеми крупными мировыми игроками. Для среднего уровня международных компаний проект с такими рисками в принципе большей частью неподъемный.
Еще один фактор — очень далекая от идеала и способности эффективно действовать украинская система выдачи разрешений и лицензий на соответствующие работы. Разрешительная система неэффективна, полна внутренних разногласий и известна фантастически долгими, по мировым меркам, сроками обработки документов. Сейчас она неспособна быстро провести процедуру выдачи необходимых для проведения разведки и начала добычи разрешений. Это дело на год-полтора даже в идеальной ситуации. А вместе с самой разведкой (и необходимыми техническими приготовлениями) по обычным украинским процедурам реальная добыча (даже в теории) не сможет начаться раньше, чем через десять лет. К сожалению.
Это сценарий без учета потенциального влияния «отравляющих пилюль». Так называется технология, которую применила Россия, например, к украинскому нефтеперерабатывающему комплексу. Четыре из шести украинских нефтеперерабатывающих заводов во время приватизации выкупили российские (или близкие к российским) «инвесторы», их закрыли и порезали на металлолом. Между прочим, сегодня в Украине есть десятки лицензий на добычу нефти и газа, выданных компаниям, которые не делают на своих месторождениях ничего. Совсем. Так называемые спящие лицензии. Поскольку, по украинскому законодательству, отобрать лицензию непросто (а если владелец может продолжать раздавать взятки и отбиваться в судах — почти невозможно), то добыча газа на таких месторождениях блокируется годами и десятилетиями. Нетрудно догадаться, что владельцы большинства компаний со «спящими» лицензиями — именно из России.
При этом представим, что Украина объявила конкурс на разведку на шельфе. Через ProZorro. Все по закону и в соответствии с процедурой. В рамках абсолютно законных процедур на этот конкурс проходит вполне внешне приличная компания. Даже из Европы. Или из одной из стран Каспийского региона. Выигрывает. И ничего не делает. Имитирует переписку, подписание соглашений. Имитирует год, два, три… Украина теряет время, а потом еще и значительные ресурсы на разрыв такого соглашения. А российские «инфлюэнсеры» довольно потирают руки.
Украина — не первая страна в мире, столкнувшаяся с тем, что разведка и дальнейшая разработка морского шельфа в рамках «обычного» типа организации бизнеса фактически невозможны. Или крайне неэффективны и будут продолжаться слишком долго. Именно поэтому большинство стран, начинающих активную разведку шельфа с целью дальнейшей организации добычи газа, делают это через использование национальных нефтегазовых компаний. Часто создают для таких проектов специальные упрощенные условия выдачи разрешительных документов и необходимых лицензий. Норвегия, Китай, Турция, Румыния, Мексика — во всех этих странах на многих месторождениях процесс разведки начинали аффилированные с государством компании. Как и первый, наиболее высокорисковый этап начала добычи. Дальше уже привлекаются гиганты индустрии, способные быстро масштабировать проекты добычи и организовывать большие объемы инвестиций.
Поскольку в случае с Украиной вопрос безопасности разведки и добычи действительно крайне серьезный, роль государства возрастает. Ведь другого более или менее эффективного инструмента обеспечения надзора над безопасностью, чем военные суда стран — членов НАТО, которые постоянно надзирали бы за регионом проведения работ, нет. Соответственно, без участия Министерства иностранных дел Украины и Министерства обороны обеспечить минимально приемлемые условия проведения разведки и бурения на шельфе невозможно.
Среди стран Черноморского бассейна Украина сейчас плетется в хвосте по разведке и добыче газа на шельфе. Догнать соседей будет весьма непросто. Необходима концентрация на этом направлении имеющихся в отрасли ресурсов государства. Необходима реализация Кабинетом министров и Верховной Радой Украины умной и взвешенной политики через предоставление специального статуса разведке и бурению на шельфе. Необходимо фокусирование МИД и Минобороны на реализации путей минимизации безопасностных и политических рисков.
Тогда на начало добычи на шельфе можно было бы выйти уже через два с половиной-три года. Есть шансы начать промышленную добычу уже через пять-пять с половиной лет. Приблизившись к тем результатам, которых уже достигли Румыния, Турция, Болгария. И которые с гордостью будет анонсировать президент Украины, так же, как Эрдоган.
Со всеми бонусами для бюджета страны в виде дополнительных налогов и ренты. В виде рабочих мест и развития собственной школы добычи газа на морском шельфе. В виде снижения рыночной цены на газ для украинцев и условий для привлечения действительно крупного международного инвестора в масштабную добычу газа в Украине.
А самое главное — добыча газа на шельфе Черного моря откроет двери настоящей энергетической независимости Украины. Этот ключ достоин усилий.