UA / RU
Поддержать ZN.ua

МОЛЧАНИЕ — ЗОЛОТО... В ЧУЖИХ КАРМАНАХ

Энергорынок Украины интересен, кроме прочего, и столь сложной и запутанной системой взаимоотношений между его участниками...

Автор: Игорь Маскалевич

Энергорынок Украины интересен, кроме прочего, и столь сложной и запутанной системой взаимоотношений между его участниками. Объясняется это достаточно просто — участники энергорынка друг друга переносят с большим трудом. В «стойло» гордо именуемое энергорынком их загоняли плеткой, и увиденное там им восторга не добавило. Кстати, и творцы этой чудной системы сейчас вовсе не претендуют на лавры ее создателей. Напротив, забившись во всякие щели (в основном бизнесовые), они тихонько подпевают оттуда что-то вроде «Мы этого не хотели», зарабатывая деньги кто на ветроэнергетике, кто на консалтинге, кто на российской энергии.

Ну а в самой «стае» не утихают дебаты на тему «кто съел наше сало?». Генерация постоянно обвиняет облэнерго в том, что они плохо платят за купленную электроэнергию. Те кивают на неплатежи и в свою очередь считают, что цена, по которой им ее отпускают, завышена относительно реальных расходов. Впрочем, и те, и другие не любят госпредприятие «Энергорынок», как не любили ранее и его предшественника — «Укрэнерго», за безобразно плохую организацию расчетов. Это, пожалуй, единственное, в чем они сходятся. Правда, еще года два назад можно было «вместе не любить» и «независимых поставщиков электроэнергии», активно демпинговавших чужой энергией на рынке. Однако даже простейшее наведение какого-то подобия порядка в расчетах в 2000 году свело долю «независимых» на близкую к нулевой, и сейчас о них почти забыли.

Картинку оживляет еще и то, что и сама генерация далеко не однородна. Представители компаний тепловой энергетики откровенно недолюбливают атомщиков, ну а те относятся к их проблемам с легким равнодушием (чтобы не сказать больше).

Что касается роли Минтопэнерго, то сейчас о нем уже мало говорят. В последние месяцы вряд ли кто сможет внятно сказать, чем оно конкретно занимается. Фактически энергетикой руководят без него вице-премьеры — сначала Юлия Тимошенко, теперь Олег Дубина.

Впрочем, главное — деньги. Их, несмотря на значительное улучшение ситуации в прошлом году, по-прежнему не хватает. И поэтому при их дележе постоянно возникают острейшие противоречия. Тем более что согласно дивному механизму «Энергорынка» все поступающие средства стекаются в один котел. Естественно, при этом постоянно возникает соблазн зачерпнуть из него побольше. Тем более что делятся они по правилам, меняющимся в прошлом году едва ли не два раза в неделю и поэтому мало контролируемым. И если их чуть-чуть скорректировать, то, учитывая, что ежемесячно через рынок проходит 1,2 млрд. грн., и эта малость иногда дает неплохой эффект. Сложилась развеселая картина: внизу твердо уверены, что их деньги потихоньку «деребанят», вверху невнятно оправдываются высшими приоритетами. Так и живут.

В апреле попробовали разобраться, куда ушли и как вернулись деньги, изъятые у участников рынка при чрезвычайных ситуациях, объявляемых в «Энергорынке» за последний год.

Кстати, несмотря на угрожающее название, на самом деле этот механизм редко связан с каким-то ЧП типа прошлогоднего гололеда. Обычно это простое изменение доли распределяемых средств в пользу одного из участников (как правило, тепловой генерации). Полученные средства в свою очередь идут кому-то из поставщиков газа или угля. Иногда поводом становились даже выплаты зарплаты шахтерам и т.п. В прошлом году число «чрезывычаек» едва не дошло до сотни. В этом году их стало поменьше, но тоже хватает. И всем было любопытно: сколько все-таки по ним «оттарабанили» средств? Особенно по этому поводу волновались облэнерго и несколько меньше НАЭК «Энергоатом». В апреле Совет «Энергорынка» даже создал целую комиссию для изучения этой проблемы. В мае комиссия отчиталась, и выводы получились любопытные. По тем данным, которые были предоставлены Совету, в 2000—2001 году по «чрезывчайкам» изменила направление движение вполне приличная сумма — 1,16 млрд. грн. Вся она ушла на тепловую генерацию. Очевидно, в эту сумму не вошли выплаты некоторым облэнерго в связи со стихийными бедствиями. На 1 апреля нынешнего года обратно вернули свыше половины — 652,8 млн. Остальное пока зависло…

Как и ожидалось, наиболее от всевозможных «чрезвычаек» пострадал «Энергоатом». На начало апреля из общей суммы долга в 506,1 млн. грн. ему задолжали 341,8 млн. грн. Причем, судя по динамике нарастания долгов, никто особо возвращать ему деньги и не собирается. И в этом году «Энергоатом» стал почетной дойной коровкой Оптового рынка: из общего объема накопленных за три месяца 182,5 млн. свежих долгов 95% приходятся на долю атомщиков.

Естественно, это не вызывает в компании восторга, ведь сумма, которую ему должны, уже эквивалентна 57 млн. долл., чего достаточно для перезагрузки свежим топливом Южно-Украинской АЭС или Ривненской и Хмельницкой станций вместе взятых. Не говоря уже о том, что атомщикам летом позарез нужны деньги на ремонты энергоблоков.

Забавно, но заодно предоставленные Совету «Энергорынка» данные показали и то, кто и как относится к недоплучению денег. Облэнерго (особенно приватизированные) реагируют на это предельно остро, поднимают шум как в правительстве, так и в прессе. Причем долгов за 2001 год перед ними нет вообще. Неплохая демонстрация умения бороться за свои права. В то же время «Энергоатом», с которого скачали в шесть раз больше, чем со всех облэнерго, практически молчит. Ну что ж, с него будут качать и дальше. «Энергорынок» — совсем не то место, где скромность поощряется, здесь всегда действовало прямо противоположное правило: кто смел, тот и съел… Возмущенное мычание в расчет не принимается.

Впрочем, неумение бороться за финансы — вообще характерная особенность государственных энергокомпаний. Порой складывается парадоксальная ситуация: на Совете «Энергорынка» представитель компании «Днестргидроэнерго» долго выпрашивал 6 млн. грн. Его настойчивость легко объяснима: в этот вторник во Львове должен был рассматриваться вопрос о банкротстве его компании из-за долгов на очень похожую сумму. Но при этом только по «чрезвычайкам» эта компания недополучила 5,1 млн. грн., о чем никто не вспомнил. А вспоминать придется. В этом году число приватизированных облэнерго резко возросло. Так что забирать у них деньги будет сложнее. А значит, на роль «богатого Буратино» облэнерго не пойдут. Надо думать, эту «почетную» обязанность и дальше оставят атомщикам и гидрогенерации. Если это их устраивает, они могут спокойно молчать и дальше. Благо, не впервой.