Этой весной мировой рынок энергоресурсов приготовил очередной сюрприз. Здесь надо сказать, что с начала 2009 года, когда цены на нефть вследствие кризиса оказались на дне, провалившись до 35 долл./барр., этот рынок преподносит потребителям исключительно неприятные неожиданности. С января прошлого года и по сей день цены на нефть двигаются только в одном направлении — вверх. Достаточно сказать, что к началу этого года динамика составила 100%, т.е. за год «черное золото» подорожало вдвое. Несмотря на заверения энергетических и финансовых аналитиков по поводу неготовности мировой экономики к такой цене на нефть и отсутствия причин для ее дальнейшего роста, нефть продолжает дорожать.
Недоумения мировой энергетической общественности усилил минувший март, на протяжении которого нефть плавно дорожала, а в самом конце месяца совершила скачок на 10,5% — с 77,8 до 85,6 долл./барр. Подчеркну, что это произошло за десять дней — с 26 марта по 6 апреля (затем великодушно откатилась до 83,5 долл./барр). Самое удивительное заключается в том, что это происходит вопреки всем законам нефтяного рынка. В частности, рост цен идет на фоне усиления курса доллара, что обычно оказывало на нефтяные биржи прямо противоположное влияние. Складывается впечатление, что полный «игнор» продемонстрировал рынок и к такому авторитетному ведомству, как Американский институт нефти, который на прошедшей неделе снова, 11-ю (!) неделю подряд, заявил об увеличении запасов нефти у крупнейшего потребителя планеты — США. Ранее это было способно обрушить цены и привести к массовому бегству спекулятивного капитала в другие сектора инвестирования, но только не сегодня… В разговорах с инвестбанкирами и нефтетрейдерами все чаще звучит цена 90 долл./барр., к которой, похоже, мир уже морально готов.
Для Украины, которая 90% своего нефтяного баланса черпает из импорта, мировые процессы не могли пройти незамеченными. В конце марта нервы сдали у владельцев автозаправок, которые вмиг перемахнули через отметку 8 грн. за литр бензина А-95 и 7 грн. за литр дизтоплива, приплюсовав 30—37 коп./л. Правда, большие от страха глаза быстро уменьшились, в том числе и благодаря окрику со стороны госведомств. Цены откатились на 10—15 коп./л, вернувшись на ожидаемый уровень. Точнее говоря, импортеры могли бы «бежать» и дальше, ведь растущие день ото дня входные цены диктовали такое движение. Однако в этой ситуации сказался фактор украинских заводов, который обычно делает плавной динамику цены в периоды роста мирового рынка. (Функцию «тормоза» выполняет этот фактор и на падении внешнего рынка, о чем кое-кто частенько забывает.) Между тем запасы сравнительно дешевой мартовской нефти на НПЗ постепенно замещаются более дорогими свежими ресурсами, а в импортных поставках о мартовских ценах уже почти ничто не напоминает.
Постепенное вытеснение из хранилищ дешевого сырья и топлива будет толкать цены на АЗС вверх. Размер этого повышения на данный момент можно оценить по темпам подъема цен в опте. За первую половину апреля оптовые цены на бензин А-95 выросли на 150—250 грн./т (12—19 коп./л), а на дизтопливо средняя цена поднялась на 250 грн./т (около 21 коп./л) и продолжает прибавлять в весе буквально ежедневно.
По мнению Леонида Косянчука, президента ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины», в третьей декаде апреля верхняя граница розничных цен переместится в диапазон 8,30—8,40 грн./л по бензину А-95 и 7,25—7,40 — по дизтопливу. «Не думаю, что в весенний период розничники будут нагнетать ситуацию в «дизельном» сегменте и, скорее всего, постараются компенсировать снижение маржи на ДТ некоторым ее увеличением на А-95», — говорит Л.Косянчук, уточняя, что при прямолинейном подходе расчет цен на ДТ превышает 7,50 грн./л.
В то же время существуют благоприятные факторы и ожидания, которые могут замедлить либо стабилизировать рынок. К ним, прежде всего, относятся немалые запасы ДТ, сформированные под посевную. (К сожалению, «бензиновый» сегмент такими запасами традиционно порадовать не может.) Ну и все же нельзя исключать охлаждение мирового рынка, так как объяснение столь высоким нефтяным котировкам сегодня могут найти немногие.