UA / RU
Поддержать ZN.ua

МИНУС «ИТЕРИЗАЦИЯ» ВСЕЙ СТРАНЫ...

Если бы в 2000 году сказали, что через два года «Итера» «вылетит» с украинского рынка газа и это мало кто заметит, на человека посмотрели бы минимум, как на не совсем адекватного...

Автор: Игорь Маскалевич

Если бы в 2000 году сказали, что через два года «Итера» «вылетит» с украинского рынка газа и это мало кто заметит, на человека посмотрели бы минимум, как на не совсем адекватного. Тогда проблема была совершенно другой: отдавать ей половину украинского рынка или все-таки можно чуть поменьше? В планировавшемся тогда Юлией Тимошенко предприятии СП «Оптовый рынок газа» половина акций предназначалась именно «Итере». И дело было отнюдь не в острой любви к российско-американской оффшорке. Просто все прекрасно понимали: «Итера» — это такая разновидность «Газпрома» в СНГовском исполнении.

Возникнув в 1992 году как компания для поставки продовольствия и консервов в Туркмению, в середине десятилетия она ракетой взлетела вверх. И дело было в общем не в выдающемся профессионализме, хотя позже появился и он. Основной причиной была экономика. После распада СССР бардак во внутренних расчетах на просторах бывшей империи затронул и ТЭК. Нарастающий кризис неплатежей и тотальная бартеризация расчетов потребовали новых методов работы. Во-первых, умения работать с бартером, а во-вторых, некоторого разделения политической и коммерческой составляющей. Так как «Газпром» везде и всюду ассоциировался с правительством России, нужен был внешне независимый оператор — тут-то и появилась «Итера».

В конце 90-х годов сложилось своеобразное разделение труда — «Газпром» занимался экспортом в дальнее зарубежье, а «Итера» — в страны СНГ. Правда, в жизни все обстояло сложнее. К примеру, кроме СНГ, «Итера» работала и на платежеспособных рынках Прибалтики, конкурируя там с «Газпромом». Кроме того по ряду сделок получила от ОАО несколько месторождений газа. Однако основным коньком итеровцев были поставки среднеазиатского газа в Украину, объемы которого доходили до 35 млрд. кубометров.

«Итеру» всегда выгодно отличало от других операторов стремление к системному бизнесу. Ей удалось выйти из амплуа «чистой» оффшорки и накопить самостоятельные активы: те же газовые месторождения, пакеты акций предприятий и проч. Многочисленные дочерние компании дали ей полное право называться международной группой компаний. В лучшие годы ее оборот достигал нескольких миллиардов долларов.

При этом украинский сегмент бизнеса всегда являлся очень весомым, составив в 1996—2001 годах половину от общего объема газа. «Итера» являлась эксклюзивным транспортером газа из Туркменистана до границы с Украиной, зарабатывая на этом приличные деньги. По разным оценкам, это давало ей в год доход от 150 до 200 млн. долл. Получая в качестве оплаты за транзит до половины перекачиваемого газа, она не без выгоды реализовывала его у нас.

Правда, внешне происходящее (как и бизнес остальных газотрейдеров) выглядело душераздирающе. Задекларированный на украинско-российской границе газ по 64—65 долл. нередко продавался внутри страны за 40-45 долларов. Однако при такой торговле компания не только не вылетала в трубу, напротив цвела и крепла. Секрет живучести объяснялся просто. Угрожающе выглядевшая цена 65—80 долл. являлась зачетной ценой для расчетов бартерными поставками. Сюда закладывались все будущие дисконты.

В общем все было почти идеально, но в 2000—2001 годах ситуация резко изменилась. С уходом Рема Вяхирева и приходом команды Алексея Миллера период «итеризации» «Газпрома» завершился. От старого руководства стали быстро избавляться. А вчерашнего фаворита начали «прессовать» по всему фронту. «Итере» пришлось расстаться со многим, что она уже считала своим, вернуть большинство месторождений «Газпрому», а в прошлом году дошло и до самого ценного — прав на поставку газа в Украину. Собственно говоря, идея отобрать его появилась еще в 2001 году, но тогда обошлось. Однако по мере наведения порядка на газовом рынке Украины все чаще задавались вопросом: а при чем тут, собственно, «Итера»? Компания создавалась для замыкания расчетов в бартерной экономике. Бартер «ушли», и она оказалась не нужна.

Ирония ситуации заключается в том, что практически дословно оправдался прогноз одного из руководителей группы: «На наш взгляд, цена 45—50 долл. за 1000 кубометров газа в оплате деньгами вполне реальна. В ближайшее время нам будет нужно выходить на уровень оплаты газа не ниже его себестоимости 60 долл. за 1000 куб м. Украина в состоянии процентов 60 оплачивать денежными средствами, но для этого требуется большая работа внутри самой Украины с предприятиями, с потребителями газа. Кроме того, для этого требуется и организация рынка, воспитание и поддержание дисциплины расчетов, жесткий спрос за состояние расчетов и наличие воли для того, чтобы отключать неплательщиков».

Все так и произошло. В 2002 году дочерняя компания НАКа — «Газ Украины», продав 42,27 млрд. кубометров внутри страны, получила 90,4% оплаты (в т.ч. 88,9% деньгами). В переводе на любимые народом доллары реальная цена продажи газа за деньги составила 35 долл., а в промышленности — до 60.

Для сравнения еще в 1999 году «Итера» при поставках газотрейдерам иногда соглашалась на 10% денег (6,5 долл.), а остальное готова была принять бартером. Когда на 2000 год она потребовала деньгами не менее 36% (23 долл. из 64 долл. за 1000 кубометров газа), это жутко шокировало тогдашних украинских трейдеров. «За газ — деньги, это же нонсенс». Возмущались они зря — через два года они почти молча платили втрое больше и все чаще по предоплате.

В общем, все произошло так, как в «Итере» и предсказывали, но только без нее. На каком-то этапе она стала откровенно мешать — ее цены оказались ниже уровня цен НАКа. Хотя прошлым летом, когда НАК устроил газотрейдерам варфоломеевскую ночь, фактически запретив реализовывать газ дешевле 60 долл., «Итере» еще сделали маленький реверанс. Она вошла в новую схему поставок на крупные предприятия. Ей даже пообещали до 20% рынка. Однако и она была обязана поставлять газ по ценам не ниже, чем НАК.

Впрочем, это длилось пару месяцев. Все больше украинский газовый рынок превращался в нормальный, где за реализованный газ можно получить денежный платеж, а, значит, «Итера» все больше становилась пятым колесом в телеге. Причем как в Украине, так и в России.

К тому же «Итере» откровенно переплачивали за транзит. В 2002 году «Нефтегаз» закупил в Туркмении 34 млрд. кубометров газа по 42 долл. за 1000 куб. В оплату за транспортировку «Итера» получила 41% газа (13,9 млрд. кубометров). По оценкам экспертов, транспортировка туркменского газа обходится в 16,8 долл. за 1000 кубометров, а от операторских услуг «Итера» получала доход более 6 долл. за 1000 кубометров.

Отдавать такие деньги компании не хотелось. Акционеры «Итеры» — это вообще интересный вопрос. В первоначальную байку об американских учредителях никто и никогда не верил. Несмотря на многократные опровержения «Итеры» и трогательные рассказы о «синтезе американского и российского капитала», в ее аффилированности с «Газпромом» тоже многие не сомневаются. То же международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s, оценивая риски на среднеазиатском газовом рынке, вполне четко определило его как «зависимый от «Газпрома», который прямо и косвенно (через аффилированную группу «Итера») определяет как объемы среднеазиатского газа, транспортируемого в Европу, так и конъюнктуру конечных рынков этого газа».

В 2001 году появилась более правдоподобная версия. Согласно ей, 26,01% акций Itera Group NV находились в трастовом управлении в пользу ее президента Игоря Макарова, а 60,99% акций аккумулированы в двух фондах акционерного капитала сотрудников и находились в управлении трастовой компании Van Doorn FSI Ltd. Еще 13% акций — у иностранцев. Так как пенсионные фонды находились на оффшорах, то российская пресса прокомментировала все это не без юмора: «Итера» принадлежит народу… Виргинских островов».

По мере «опрессовки» компанию вынуждали раскрываться все больше и больше. Сначала сообщили, что акционеров около 70, но руководителей «Газпрома» среди них нет. В марте этого года г-н Макаров уже заявил, что ему лично принадлежит 46% акций Itera Group NV.

Весной 2002 «Газпром» нашел «Итере» замену на внутреннем рынке — ООО «Межрегионгаз». Именно эта компания поставляла газ потребителям в России и тогда же была назначена и координатором поставок газа в СНГ и страны Прибалтики. Правда, два месяца спустя данный приказ был отменен. Но не надолго. «Межрегионгаз» вытеснил «Итеру» из Свердловской области России. А осенью прошлого года стало ясно, что доживает последние недели и контракт на транзит газа в Украину.

На фоне возвращения части месторождений «Газпрому» у «Итеры» была выкуплена доля в СП по поставкам газа в Армению. Вдобавок «Газпром» заявил и о планах возврата утраченных рынков сбыта газа в Украине и Закавказье.

Меняю «Итеру» на Eural. Со скидкой

Первоначально ожидалось, что «Газпром» самостоятельно займется транзитом. Но в декабре обнаружилось, что схема будет сложнее. Место «Итеры» занял новый посредник — зарегистрированная в венгерской деревне Чабды фирма Eural Trans Gas.

Ее создали специально под эту сделку 6 декабря 2002. Днем раньше в Москву прибыл ее будущий гендиректор, бывший министр образования Венгрии Андрас Кнопп. А уже через несколько дней в качестве гендиректора он подписал от имени компании Eural TG контракт с ОАО «Газпром» о транспортировке газа из Центральной Азии до границ России и Украины. В уставе Eural TG (ее капитал аж 12 тыс. долл.) записано, что компания осуществляет трейдерские услуги по оптовой торговле сырьевыми материалами, горючим и энергоресурсами.

Согласно договору, Eural TG будет ежегодно поставлять «Нефтегазу Украины» 36 млрд. кубометров туркменского газа. «Газпром», координируя транзит, получит 6 долл., когда газ идет по территории Казахстана, и
1,09 долл. за 1000 кубометров на 100 км за транзит по территории России. Расстояние российского транзита исчисляют как 586 км. Венгры получают от Украины в оплату своих услуг денежный эквивалент 13,7 млрд. кубометров газа, что в свою очередь эквивалентно 603 млн. долл. Из этих средств Eural TG платит «Газпрому» за транспортировку 486 млн. долл. (в т.ч. 229 млн. за транзит по России ). Исходя из этого Eural TG зарабатывает 117—120 млн. долл.

При этом «Газпром» и НАК намерены выкупить акции этой компании поровну, соответствующе поделив и прибыль. По расчетам главы НАК «Нефтегаз Украины» Юрия Бойко, эта схема позволит снизить стоимость транзита туркменского газа с 41 до 38% его валового объема.

Еще ранее то же самое сказал и зампред главы «Газпрома» Александр Рязанов: «Появление Eural TG — это результат компромисса интересов «Газпрома» и НАК «Нефтегаз Украины». При этом использование Eural TG дает «Газпрому» и НАКу равные дополнительные доходы».

На этом Украина сэкономит около 1 млрд. кубометров газа на транспортировке по сравнению с условиями «Итеры». «Газпром» и «Нефтегаз Украины» привлекли Eural Trans Gas для транзита туркменского газа в Украину в 2003 году, чтобы снизить стоимость транзита. Тем самым Украина компенсирует повышение цены газа в Туркмении с 42 до 44 долларов.

Вообще, появление посредника вызвано стремлением оптимизировать налоги. В конце декабря 2002-го Венгрия в рамках борьбы с оттоком капитала сделала зарубежным инвесторам заманчивое налоговое предложение. Их компании, зарегистрированные до 1 января 2003 г., могли по-прежнему платить налог на прибыль по очень низкой (3%) ставке. Единственным условием являлось то, что акционерами фирмы должны быть иностранцы, а гендиректором — венгр. Eural как раз под эти условия и создавалась. И свои 3% от прибыли Венгрия получит.

Сама налоговая льгота будет действовать в Венгрии до 31 декабря 2005 года, что почти совпадет со сроком данного договора (2003 по 2006 г). Очевидно, что потом будут искать новую схему. По поводу появления нового оператора была попытка устроить шум, впрочем, быстро заглохшая и показавшая разве что наличие «слива» информации в высших эшелонах «Газпрома». Забавно, что если в России кричали об упущенных налогах, то в «украинский вариант слива» включили еще и местного «авторитета» Семена Могилевича, о котором, правда, раньше никто не слышал. Так как в России он абсолютно неизвестен, там об этом не говорили вовсе. Впрочем, поезд уже ушел. Откат на исходные позиции уже маловероятен.

Хотя на начало июня акции венгерской компании еще не выкуплены. По словам Ю.Бойко, «был подписан протокол о ее (компании) выкупе на паритетных началах. Принято решение правления о выкупе первой части акций Eural Trans Gas, и мы сейчас проводим переговоры с российской стороной, чтобы они тоже так сделали. Сам Eural TG — это инструмент. Завтра это может быть «Нефтегаз Украины», «Газпром» или другое юридическое лицо».

Что касается Москвы, то там заявлено, что менеджмент «Газпрома» намерен подготовить предложение совету директоров о покупке 50% акций Eural TG. Скорее всего, это произойдет уже после собрания акционеров. Согласно одному из прорабатываемых вариантов первоначально акции компании выкупит работающая на среднеазиатском рынке международная группа VITOL GROUP. А уже у нее эти акции будут выкуплены россиянами и украинцами. Лишний посредник в лице известной группы позволит избежать обвинений в скороспелом происхождении нового трейдера.

Согласно балансу газа на 2003 год, из Туркменистана в Украину предполагается поставить 36 млрд. кубометров. Из них 31,5 млрд. закупит (по прямому контракту с ГТК «Туркменнефтегаз») НАК «Нефтегаз Украины». Цена газа на туркменско-узбекской границе — 44 долл./1000 кубометров; половина оплаты — валютой, половина — товарами с рассрочкой на три месяца. Расчетная цена газа на украинской границе — 50 долл./1000 кубометров. Еще 4,5 млрд. кубометров составит газ, полученный в качестве оплаты за выполненные украинскими подрядчиками инвестпроекты в Туркменистане.

Насколько можно судить по достаточно отрывочной информации, основные причины задержки с покупкой акций вызваны стремлением сторон максимально обезопасить себя от изменений позиций партнера. В частности, Украине совсем не улыбается один из вариантов, согласно которому транзит будет осуществляться не до российско-украинской границы, а до западной границы страны. В этом случае новый трейдер и сам мог бы продавать газ в той же Венгрии. Между тем, в прошлом году НАКу удалось резко увеличить свой экспорт. В этом году он надеется продать за рубеж более 6 млрд. кубометров газа.

10 декабря 2002-го «Нефтегаз Украины» заключил контракт с российским «Газэкспортом» на экспорт 5 млрд. кубометров газа. По словам Ю.Бойко (интервью в «Зеркале недели»), «согласие «Газпрома» было получено в период обсуждения условий поставок в Украину туркменского газа в ноябре—декабре прошлого года. Тогда мы подписали пакет из четырех соглашений, одно из которых регулировало экспорт. Я думаю, это выгодное соглашение и для России по целому ряду причин… Поэтому мы пришли к соглашению о том, что подавляющая часть нашего экспорта — где-то около 5 млрд. кубометров — пойдет через экспортные контракты самого «Газпрома». Благодаря этому Украина получает стабильную и прогнозируемую экспортную выручку, а у «Газпрома» появляются дополнительные ресурсы газа, которыми он может маневрировать, например, на спотовом рынке».

Помимо этого НАК самостоятельно экспортирует около 1,5 млрд. кубометров газа по трем контрактам с европейскими компаниями. Объем экспорта за первый квартал текущего года составил 2,25 млрд. кубометров. Кроме традиционных экспортных направлений (Венгрия, Польша, Румыния) начались интенсивные поставки в Германию, куда ушло примерно 1,3 млрд. кубометров.

Для сравнения: за весь 2002 год НАК экспортировал 1,5 млрд. кубометров газа. Интересно, что по данным таможни количество газа было несколько меньше 1,153 млрд. (общая сумма 138,3 млн. долл.). Зато цена реализации, по данным таможенников, получается отменной — 120 долл./1000 кубометров.

Ну а в нынешнем году именно предэкспортное финансирование спасло туркменский контракт Украины. Благодаря этому удалось перекрыть срыв платежей со стороны генерирующих компаний Минтопэнерго, накопивших за три месяца 56 млн. долл. свежих долгов.

Доходы от экспорта перекрыли «черную дыру» генерации и обеспечили расчеты за туркменский газ. Более того, удавалось даже выдерживать график погашения долгов прошлых лет. По словам Ю.Бойко, «при ежемесячных закупках туркменского газа примерно на 60 млн. долл. «Нефтегаз Украины» в первом квартале благодаря экспортным контрактам ежемесячно платил более 80 млн. долл., погашая долги 2001 года». В общем, сейчас идет обкатка новой схемы, и пока что очевидных сбоев на международном участке не происходит.

Что касается «Итеры», то о ней мы еще неоднократно услышим. Компания-то никуда не делась. Более того, по заявлению Игоря Макарова, в ближайшие месяцы она планирует возобновить поставки газа в Украину. Тем более что ресурсы у нее есть.

Сейчас «Итера» старается удержаться на рынках СНГ — было заявлено, что компания заинтересована в приобретении 34% акций литовской газовой компании Lietuvos dujos и ведет переговоры с литовской стороной. Реализуется и совместный проект с «Лукойлом» в Узбекистане, где подготовлены документы по СРП, и в Туркменистане — СП «Зарит».

«Итера» намерена консолидировать свои добывающие и сбытовые активы самостоятельно. После консолидации запасы компании составят около 1 трлн. кубометров газа: «Итере» и аффилированной с ней TNG Energy принадлежит более 60% акций «Таркосаленефтегаза» и более 70% — «Сибнефтегаза». В 2003 году компания планирует инвестировать в добычу газа до 200 млн. долл., основной объем инвестиций будет направлен в развитие Берегового месторождения в ЯНАО.

В общем, все смотрится достаточно солидно. Однако когда Макаров вспомнил, что в 2002 году компания реализовала около 62 млрд. кубометров газа потребителям в России, Украине, Беларуси, Казахстане, Молдове, государствах южного Кавказа и Балтии, то это уже скорее ностальгия. Украину (и не только) из этого списка уже можно вычеркивать.