Министерство топлива и энергетики разработало законопроект «О реструктуризации задолженности субъектов предпринимательской деятельности Украины, возникшей вследствие неполных расчетов за энергоносители».
Законопроект предполагает проведение инвентаризации задолженности субъектов топливно-энергетического комплекса с дальнейшим ее списанием и реструктуризацией. В частности, инвентаризации подлежат долги потребителей электроэнергии перед энергопоставщиками (и другими поставщиками товаров или услуг), энергопоставщиком перед оптовым рынком электроэнергии (ОРЭ), ОРЭ перед производителями, производителей перед Госкомитетом по государственному материальному резерву, национальной акционерной компанией «Нефтегаз Украины» и ее дочерними предприятиями, а также угольщиками.
Кроме того, необходимо провести инвентаризацию кредиторской задолженности по платежам в бюджет (и начисленным на них штрафным санкциям), задолженность бюджета по льготам и субсидиям и возмещению НДС. При этом на срок действия закона устанавливается, что указанная задолженность не может быть взыскана путем продажи имущества должника.
По данным Минтопэнерго, на 1 июня долг потребителей перед энергопоставщиками составлял 8,971 млрд. грн., долг энергопоставщиков перед ОРЭ — 13,963 млрд. грн., долг ОРЭ перед генерирующими компаниями — 14,1 млрд. грн. Генерирующие компании, в свою очередь, 6,559 млрд. грн. должны поставщикам топлива, 1,728 млрд. грн. — в бюджет, 861 млн. грн. — по кредитам, 3,7 млрд. грн. — другим кредиторам.
После этого из объема инвентаризованной задолженности списывается та ее часть, которая признана судом безнадежной. Предполагается также отработать механизм списания путем отнесения к безнадежной задолженности, взыскание которой невозможно.
Законопроект также разрешает производителям электроэнергии создать отдельное подразделение, передав на его баланс равнозначные суммы кредиторской и дебиторской задолженности.
Принятие решения о создании такого же подразделения при госпредприятии (ГП) «Энергорынок» и присоединении к нему подразделений энергопроизводителей возложено на Кабинет министров. Затем при наличии замкнутой цепочки должников между потребителями, производителями электроэнергии, ГП «Энергорынок», Госкомрезервом, НАК «Нефтегаз Украины», угольщиками, другими поставщиками и бюджетами проводятся взаиморасчеты (с урегулированием этой возможности на законодательном уровне). Взаиморасчеты проводятся, в частности, путем использования банковских кредитов, векселей, временно свободных бюджетных средств.
Законопроект также предусматривает возможность выпуска целевых облигаций со сроком погашения 5–10 лет для расчетов с бюджетом.
Оставшуюся сумму долгов после их списания и сокращения путем взаиморасчетов предполагается реструктуризировать на пять лет при условии ежемесячного погашения равномерными частями. Такая задолженность не подлежит индексации и начислению штрафных санкций и взысканию путем продажи имущества должника (при условии своевременных выплат).
Проект также предусматривает возможность рефинансирования долгов генкомпаний и ГП «Энергорынок» путем применения ценовых надбавок к оптовой цене электроэнергии. Порядок проведения рефинансирования определяют Кабинет министров и Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ).
В настоящее время проблемой инвентаризации долгов предприятий ТЭК занимается рабочая группа при совете энергорынка.
Как известно, из-за нерешенности долгов задерживается приватизация девяти областных энергоснабжающих компаний (облэнерго). Ожидается, что окончательные условия приватизации облэнерго Кабинет министров утвердит на заседании 6 августа.