UA / RU
Поддержать ZN.ua

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОНЕПОНИМАНИЯ

Как известно, нет более верных способов всерьез и надолго испортить отношения, чем взять взаймы или дать в долг...

Автор: Владимир Писковый

Как известно, нет более верных способов всерьез и надолго испортить отношения, чем взять взаймы или дать в долг. Вполне возможно, что депутаты Запорожского облсовета предыдущего созыва знали об этом не хуже других. Но слишком уж велико было желание, выражаясь казенным языком, воплотить в жизнь планы социально-экономического, научно-технического и, само собой разумеется, национально-культурного развития региона. Тем более что основная работа была уже почти выполнена в виде принятия соответствующей программы. Дело оставалось за малым — найти деньги. Поиски эти хотя и не отличались изобилием вариантов, но и усилий особых не требовали, поскольку желанные средства находились буквально под рукой.

В области вырабатывается каждый шестой киловатт-час украинской электроэнергии. Прежде всего потому, что здесь размещена крупнейшая в Европе атомная электростанция. Соответственно, именно Запорожской АЭС и надлежит обеспечивать порядка 70 процентов бюджетных поступлений налога на прибыль, или почти четверть общего объема доходов областного бюджета. До 1996 года эти пропорции, в принципе, соблюдались. Но с утратой станцией статуса юридического лица и преобразованием ее в обособленное предприятие НАЭК «Энергоатом» положение резко изменилось. Что, в общем-то, тоже вполне закономерно, поскольку региональные проблемы для головного киевского офиса компании попросту отошли на задний план. По мнению областных властей, компания искусственно завысила размер прибыли в структуре тарифа на электроэнергию, преследуя цель достройки блоков Ривненской и Хмельницкой станций. Этот дисбаланс привел к тому, что на всех этапах расчетов за электроэнергию стали возникать так называемые мертвые деньги, получить которые попросту невозможно. Тем не менее они стали базой для начисления налоговых обязательств и роста цен на произведенную продукцию во всех отраслях экономики. В результате уже в 1998 году долг станции бюджету составлял 260 млн. грн., имея устойчивую тенденцию роста. Сумма, что и говорить, приличная, и располагай область такими средствами, она была бы в состоянии решить если не все, то значительное количество социально-экономических проблем, обозначенных в разного рода разработанных программах. Однако, как говорится, близок локоть...

Кардинальным решением проблемы могла бы стать инициатива областных властей по возвращению юридического статуса АЭС на круги своя. Тем более что оснований для этого вполне достаточно, учитывая, мягко говоря, нелегитимность решения о преобразовании станции в обособленное подразделение НАЭК. Однако подобный вариант неизбежно повлек бы за собой серьезный конфликт с центром, затевать который местным властям препятствовали отсутствие то ли желания, то ли решительности. Они предпочли действовать в оригинальном экономическом жанре.

Года три назад с подачи госадминистрации сессия облсовета приняла решение о предоставлении атомной станции временной финансовой помощи на 100 млн. грн. Наверное, излишне объяснять, что о полноценных средствах изначально не было и речи. Поскольку такую сумму взять попросту было неоткуда даже при очень большом желании. Весь фокус заключался в том, что в качестве источника кредита были определены долги АЭС перед бюджетом. Проще говоря, финансовая сделка скорее сводилась к джентльменскому соглашению: мы (то есть областные власти) как бы забываем о вашей (то есть атомной станции) недоимке по налогу на прибыль, но через год оговоренную сумму пожалуйте. Не слабо, правда?

Естественно, о расчетах за помощь «живыми» деньгами речь не шла, финансовый механизм базировался исключительно на взаимозачетной схеме. Исходя из этого, сессия и поручила облгосадминистрации учесть предусмотренные решением доходы и расходы в проекте бюджета на 2000 год. На том и порешили.

Поначалу результат сделки оказался для области вполне удовлетворительным. Так, в 2000 году благодаря порядку взаимозачетов, утвержденных 2104-м правительственным постановлением, кредит позволил погасить недоимку бюджетных организаций за потребленную электроэнергию. Но дальше события приняли неожиданный оборот. И, наверное, не только потому, что с той поры в области произошло три смены руководства. Просто правительство предоставило предприятиям топливно-энергетического комплекса льготы, списав ранее начисленные налоговые обязательства. А это уже побуждало к несколько иным оценкам соглашения о финансовой помощи. Не то чтобы руководство атомной станции напрочь отказалось от договорных обязательств, просто энтузиазм в их выполнении резко пошел на убыль. Область же хотя и получила около 40 млн. грн., но и к оставшимся 60 млн. интерес не утратила. Это вполне объяснимо, ведь дела с наполнением бюджета по-прежнему обстоят далеко не лучшим образом. Даже несмотря на то, что внешне картина представляется более-менее благополучной.

По итогам первого полугодия доходная часть бюджета практически выполнена. Недобор составил всего один процент. Казалось бы, он не играет существенной роли, так как речь идет всего-навсего о 43 тыс. грн. Но, оказывается, и это, по мнению властей, «составило большие трудности в финансировании расходов». Деньги пришлось выделять только преимущественно на нужды, предусмотренные защищенными статьями. Да и то за полгода были полностью израсходованы средства на пособия малообеспеченным семьям. А финуправление вынуждено было брать кредиты, поскольку другой возможности для ликвидации кассовых разрывов не существовало. Поэтому о надлежащих затратах по капвложениям и выполнению программы социально-экономического развития региона оставалось только мечтать. Деньги на эти цели предусмотрены за счет доходов от приватизации коммунального имущества. И хотя выполнение плана по приватизации не вызывает опасений, рассчитывать на особый эффект, увы, не приходится. Максимум, что удастся получить к концу года, — 4,5 млн. грн. Не густо. Иное дело — долг атомной станции. Без этих денег, как ни крути, план социально-экономического развития останется лишь благим пожеланием.

Само собой разумеется, местные власти такая перспектива нисколько не устраивает. В области прекрасно осведомлены в том, что по итогам первого полугодия НАЭК получил с энергорынка «живых» денег почти на полмиллиарда больше, чем год назад. Но при этом объем финансирования текущих эксплуатационных расходов в компании не только не увеличился, а даже сократился. Правда, ненамного. Основную массу расходов составили налоги, от чего поимел прибыль государственный бюджет, но никак не местные. Вывод, казалось бы, очевидный — в диалоге с энергокомпанией местным руководителям следует более напористо отстаивать региональные интересы. Но, если мне не изменяет память, причины, из-за которых власти смирились с лишением АЭС статуса юридического лица, уже упоминались. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что очередной виток борьбы за региональные интересы вполне вписывался в рамки традиционной схемы.

Официальный публичный старт был дан на торжественном собрании, посвященном Дню независимости, когда в своем выступлении председатель обладминистрации Евгений Карташов заявил буквально следующее: «Диссонирующим примером отсутствия чувства регионального патриотизма, игнорирования интересов граждан является позиция руководителя Запорожской атомной станции Пышного Владимира Максимовича. Решением областного совета перед ним была поставлена задача по возвращению в областной бюджет финансовой помощи в сумме восемнадцать миллионов гривен. Но сегодня мы получили лишь немного больше двух миллионов. Свое негативное отношение к этому факту высказали и депутаты областного совета. Ведь последствием такой «работы» может стать невыполнение программы капитального строительства, а также подготовки к зиме социальных объектов области». Итак, виновник предстоящих неурядиц определен, и последующие события получили развитие в соответствии с законами жанра.

На недавней сессии облсовета недоумение позицией руководства атомной станции от лица обладминистрации выразил заместитель председателя Александр Син.

— По сути, руководство атомной станции устранилось от активного решения проблемы возврата финансовой помощи, — сказал А. Син, — и полностью закрыло себя аргументами, что такой финансовый план им утвердила вышестоящая организация. Мы это понимаем, но, тем не менее, не видим активных действий руководителя станции. Это, во-первых. Во-вторых, материалы, которые представило областное КРУ, свидетельствуют о многочисленных случаях отвлечения, нецелевого использования средств и завышения АЭС закупочных цен. Возможно, часть нарушений относилась к периоду работы предыдущего генерального директора, но это, на наш взгляд, не снимает ответственности и с ныне действующего, который должен недостатки ликвидировать и за счет этого выполнить обязательства перед областным бюджетом. Тем более что ситуация усугубляется, поскольку в случае принятия решения и проведения активной стадии банкротства НАЭК «Энергоатом» возврат средств в областной бюджет будет заблокирован. А у руководства атомной станции не существует приоритета по возврату финансовой помощи. Зато есть страдания по поводу того, что незачем было соглашаться на нее изначально, поскольку долги энергетикам и так списали, когда принимали бюджет прошлого года. Дескать, нас заманили в ловушку.

Но порицанием дело не ограничилось. По предложению планово-бюджетной комиссии на рассмотрение сессии был вынесен вопрос об инициировании разрыва контракта с генеральным директором АЭС, если в ближайшее время долг не будет возвращен. Так слово за слово разговор переместился в плоскость упреков. Мол, когда у станции возникли проблемы с пуском СХОЯТ, областная администрация оказала атомщикам поддержку. Да и в процессе передачи соцкультбыта в коммунальную собственность власти не были в стороне, выступив союзниками станции. В конечном итоге все свелось к тому, что атомная станция хоть и находится не территории области, но к региональным проблемам безразлична.

— Обвинения в непатриотизме совершенно не соответствуют действительности, — выразил свою оценку генеральный директор ЗАЭС Владимир Пышный. — Атомная станция никогда не уходила от участия в реализации региональных программ, и тому есть немало примеров. Мне сейчас сложно комментировать, насколько правильным было решение о выделении финансовой помощи. Но в любом случае договорные обязательства необходимо выполнять. Правда, изначально предполагалось, что делаться это будет по безбанковским схемам расчетов, то есть путем погашения недоимки бюджетных организаций за потребленную электроэнергию. Но, к сожалению, сейчас об этом забыли. А поскольку предприятие переживает серьезные финансовые сложности, возврат помощи мы можем осуществлять только за счет жесткой экономии средств, выделенных на хозяйственные нужды. При этом нельзя забывать, что станция должна выполнять первоочередную задачу — обеспечивать безопасную выработку электроэнергии. В сложившихся условиях это весьма непросто. Поэтому мне все же больше импонируют высказывания о том, что сегодня предпочтительнее объединиться в поисках необходимых ресурсов. А они есть, хотя, к сожалению, пока только на бумаге. Скажем, баланс дебиторско-кредиторской задолженности АЭС убедительно свидетельствует о положительном сальдо в размере 862 млн. грн. Именно столько нам должны за отпущенную электроэнергию. Сейчас этой проблемой занимается межведомственная правительственная комиссия. По итогам ее работы будет издано постановление Кабмина, которое и определит сроки погашения задолженности. Уверен, что в процессе формирования бюджета на следующий год и у правительства, и у парламента не возникнет разногласий относительно того, чтобы эти расчеты были произведены как можно раньше.

Все эти доводы, равно как и перспективы разрешения конфликта, известны областным властям ничуть не хуже. Поэтому, наверное, председатель обладминистрации подвел итог непродолжительной дискуссии просьбой исключить из решения сессии пункт о недоверии руководителю АЭС. Дескать, припугнули и ладно. Правда, время для показательных воспитательных процессов выбрано не самое удачное — как-никак два из шести энергоблоков АЭС находятся в капитальном ремонте, — поскольку зима не за горами. И хотя трудности она сулит одни на всех, но зато ответственность предполагает персональную. Так что деваться некуда — с определением виновных предпочтительнее заняться загодя...