UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЛУКОЙЛ–УКРАИНА»: РАЗВИВАЯСЬ НА ХОДУ

Приход российских компаний на украинский нефтяной рынок был в общем-то неизбежен. Мы сотни лет жили вместе, и если кто знает все о достоинствах и недостатках друг друга, так это русские и украинцы...

Автор: Василий Днепров
Александр Неруш

Приход российских компаний на украинский нефтяной рынок был в общем-то неизбежен. Мы сотни лет жили вместе, и если кто знает все о достоинствах и недостатках друг друга, так это русские и украинцы. К тому же весь нефтехимический комплекс Украины создавался с расчетом именно на российские ресурсы. Так что появление на украинских нефтегигантах новых владельцев было вполне логичным. Тем более что с собой они принесли не только сырье, но и новые технологии управления. А это часто не менее важно, чем простое восстановление производства.

Впрочем, россиянам тоже часто приходилось нелегко. Особенно тем, кто пришел раньше всех. От них ждали многого, и волей-неволей приходилось ожиданиям соответствовать. Нефтяная компания «ЛУКойл» ощутила на себе все прелести того, как быть пионером. Она пришла на юг Украины, в Автономную Республику Крым еще пять лет назад. И с этого момента постоянно наращивала свое присутствие. Потом была покупка практически остановившегося, задыхавшегося от отсутствия сырья Одесского НПЗ. Через некоторое время компания появилась на тоже «лежачей» калушской «Ориане» и сейчас очень близка к успешному завершению переговоров о совместной эксплуатации бердянского «АЗМОЛа». Да и на украинских автомагистралях все чаще встречаются автозаправки с бело-красным логотипом «ЛУКойл».

Конечно, продвижение по рынку не было усыпано розами. Случались и конфликты, и вынужденные паузы. Тем не менее компания уже прочно интегрировалась в экономику Украины. На юге и западе страны без нее уже трудно представить жизнь целых регионов.

И все-таки это было только начало. Сейчас начинается новый этап в истории развития предприятий «ЛУКойла» в Украине. Этап очень сложный, требующий одновременной реализации весьма противоречивых задач. Предстоит и расширить сферу деятельности, и консолидировать ее ключевые элементы. Дело это нелегкое, и за его осуществление возьмется новая команда предприятия с иностранными инвестициями «ЛУКойл—Украина».

С ноября ее возглавляет Александр Неруш. Свою задачу он сформулировал так: «Новая команда управленцев призвана обеспечить переход от производственной к маркетинговой, т.е. сбытовой ориентации, с изменением логики планирования». Внешне основная цель предельно проста — в продаже производимой продукции выйти на конечного потребителя. Реально это как раз наиболее сложный этап. Ведь предстоит в жесткой конкурентной борьбе убедить покупателя, что именно продукция «ЛУКойла» лучшая — как по качеству, так и по цене.

Поставлена и сверхзадача: весь произведенный Одесским НПЗ бензин и дизельное топливо в ближайшее год-два реализовывать в Украине через сеть лукойловских автозаправок. За год их число должно удвоиться — с нынешних 76 до 120—150. Заправки будут как собственные, так и арендованные.

Впрочем, нюансы взаимоотношений внутри компании потребителя интересовать не должны — он просто хочет быть уверен, что получит на «бело-красной» заправке полный комплекс качественных услуг. Очевидно, что добиться этого будет нелегко. Нынешнее развитие сети в самой компании считают недостаточным. Возникший дисбаланс между возможностями производства нефтепродуктов и сбыта объясняется отвлечением крупных средств материнской компании на ряд крупных проектов в Румынии, Болгарии. Да и сам «подъем» той же Одессы стоил недешево.

Сейчас придется действовать очень быстро. В целях концентрации усилий внутри самого «ЛУКойл—Украина» будет сокращено число структурных единиц. Вместо нынешних 13 филиалов создаются пять территориально-производственных управлений по регионам. Западное будет отвечать за Ивано-Франковскую, Черновицкую, Житомирскую и Волынскую области, Юго-Западное — за Одесскую, Винницкую, Николаевскую и Кировоградскую. Интересно появление Восточного управления, курирующего Черниговскую, Полтавскую и Запорожскую области. Для «ЛУКойла» это во многом новые регионы, где появление фирменных заправок будет происходить в острейшей конкурентной борьбе. Но ведь именно этого Украина, кажется, и добивалась, продавая заводы, — потребитель однозначно выиграет. Скоро будут открыты и новые автозаправки в Бердянске и Калуше.

Ну и, конечно, компания продолжит работу в Крыму. Тамошняя «ЛУКойл–Крым» уже прочно освоила рынок, построив современную нефтебазу и доведя собственную сбытовую сеть до 17 заправок. Высокую оценку ее деятельности косвенно подтверждает и тот факт, что именно руководитель крымской компании Александр Неруш теперь возглавил «ЛУКойл—Украина».

Не останется без работы и самый денежный (и, естественно, самый конкурентный) регион страны — киевский. Его будет курировать отдельное управление. Уже сейчас на основных въездах в столицу появились заправки компании, вскоре они будут и в самом городе. Причем, учитывая трудности с оформлением земельных участков, кроме строительства новых АЗС будут покупаться и перестраиваться под стандарты компании и существующие. Комплексы появятся в «спальных» районах города, где их сеть недостаточно развита, например, на Троещине.

Помимо этого планируется создание и отдельных дочерних компаний по обслуживанию пластиковых карточек, транспортировке нефтепродуктов и охране. Вообще в результате будет выстроена вертикально интегрированная цепочка предприятий, позволяющая контролировать весь процесс — от переработки сырой нефти до реализации готовых нефтепродуктов.

Будут расширяться и новые виды услуг. До конца следующего года компания планирует довести реализацию масел до 65 тыс. тонн, закрепив за собой порядка 16—18% этого сегмента украинского рынка.

Большие перспективы открывает и создание совместного с Украиной предприятия на базе бердянского «АЗМОЛа». За счет ресурсов «ЛУКойла» здесь надеются организовать ритмичную работу, увеличить производство и повысить качество выпускаемых масел, наладив их сбыт как в самой Украине, так и в третьих странах. То, что это вполне реально, подтверждает успешный опыт работы по «Ориане», получивший высокую оценку Президента страны, а также местных властей. Ну а рядовой потребитель в результате всего этого будет обеспечен высококачественной продукцией по доступной цене.

Расширится и программа реализации сжиженного газа. На лукойловских заправках и сейчас можно заправить им автомобиль, но теперь, по словам Александра Неруша, планируется выход на новый сегмент рынка — реализация сжиженного газа непосредственно населению.

На недавно построенной «ЛУКойлом» новой, самой современной в стране, нефтебазе в Борисполе намечается смонтировать оборудование для заправки обыкновенных газовых баллонов. Там же создадут и цех по проверке баллонов, их покраске и проч. Все эти проекты требуют серьезных инвестиций. Их предоставит и сам «ЛУКойл», и местные инвесторы. Сейчас среди украинских банков объявлен тендер на открытие кредитной линии в 10 млн. долл. Предложение вызывало большой интерес, и в тендере принимают участие шесть банков, в том числе и такие крупные, как «Аваль», Укрсоцбанк, Приватбанк, Морской транспортный банк. Полученные средства пойдут на организацию сбыта продукции.

Еще одна цель — значительное улучшение качества производимого в Одессе бензина. Поставлена задача, чтобы к 2004 году весь он соответствовал новым жестким стандартам Евросоюза. В начале следующего года планируется ввести в строй установку по изомеризации бензина на Одесском НПЗ. Причем в этот период — когда переработка завода будет сокращена — у потребителей не возникнет трудностей с приобретением топлива.

В общем, задач много, они трудные, но выполнимые. По словам нового гендиректора компании, «смысл этих телодвижений — добиться, чтобы потребитель выбирал нас не потому, что мы большие и красивые. Он просто должен быть уверен, что мы — лучшие».