UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЛУКОЙЛ»: ПРОВЕРКА В ХОДЕ БОЯ

Поднятие флагов на новой сети автозаправочных станций всегда больше шоу, проходящее с поправкой на фантазию учредителей по одним и тем же правилам...

Автор: Василий Днепров
Президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов открывает новый офис «ЛУКОЙЛ-Украина»

Поднятие флагов на новой сети автозаправочных станций всегда больше шоу, проходящее с поправкой на фантазию учредителей по одним и тем же правилам. Так что все идет по заранее заданному кругу. Разрезание ленточек, девушки с хлебом-солью, воздушные шарики, песни, пляски и прочий антураж.

Придумать что-то новое тут трудно, да в общем и особого смысла нет — для любой компании это далеко не главное. Так что и подъем «лукойловских» флагов над автозаправочными станциями в Киеве, Николаеве, Калуше и Черкассах был только красивым оформлением завершения одного из этапов перестройки этой компании.

И присутствовавшее на разнообразных торжественных мероприятиях церемонии высшее руководство компании во главе с президентом «ЛУКОЙЛа» Вагитом Алекперовым, а также вице-президентом Ралифом Сафиновым оказалось в Киеве далеко не для протокольных мероприятий. Вагит Алекперов во время своего краткого пребывания в Киеве успел встретиться с Президентом, премьером и вице-премьером, деловыми партнерами.

Для компании «ЛУКОЙЛ-Украина» десант высшего руководства стал своеобразным смотром итогов происшедших за последние полгода структурных перемен.

Смотреть было что. Фактически за последние месяцы была полностью реорганизована вся структура взаимоотношений в компании. По словам Вагита Алекперова, «у нас в Украине около двух десятков компаний, которые мы объединили под общим руководством».

В рамках реорганизации руководителю компании «ЛУКОЙЛ-Украина» были предоставлены дополнительные полномочия. Он получил статус личного представителя президента ОАО «ЛУКОЙЛ». Другими словами центр принятия оперативных решений (и ответственности за них) был полностью перенесен в Украину, что несомненно повысит их оперативность. При этом основные изменения произошли в самой ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина». Основной принцип прост: каждый должен делать свое дело и отвечать за последствия своих решений.

Это привело к сокращению структурных единиц с 13 филиалов до 5. Территориально производственных управлений. Одновременно была быстро реорганизована инфраструктура. За последние полгода «ЛУКОЙЛ» закончил создание дочернего банка, реорганизовал систему транспортировки и хранения продукции. Все непроизводственные структуры выделены в отдельные предприятия, дочерние компании.

Естественно, что опорными предприятиями остаются два крупнейших объекта — Одесский НПЗ и калушский нефтехимический гигант «ЛУКОР». Остальное так ли иначе вращается вокруг них. Похоже, что летом к этим двум китам добавится третий — бердянский «Азмол». По словам В.Алекперова, он рассчитывает, что уже к июню закончится оформление и создание совместного предприятия. Успешное завершение переговоров позволит компании сделать скачок в масляном сегменте рынка энергоносителей.

Украина же получит эффективно работающее предприятие. В этом отношении характерен пример с наиболее молодым в Украине нефтехимическим проектом «ЛУКОЙЛа» — ЗАО «ЛУКОР», созданным на базе нефтехимического концерна «Ориана». В 2002 году оно получит инвестиций в размере около 20 млн. долларов. И это только начало. Предприятие остро нуждается в реконструкции основных фондов, разрушенных за долгие годы простоя в отсутствие сырья и денежных средств.

В 2001 году, впервые за последние четыре года, предприятие смогло начать капитальный ремонт основных фондов. Проведение капремонта позволило приступить к производству двух новых марок полиэтилена. В ближайшее время в процессе выполнения инвестиционной программы предусматривается полное обновление технологического состояния производства, что позволит вывести «ЛУКОР» на проектные мощности.

Первоочередным получателем дальнейших инвестиций будет олефиновое производство, с его наиболее высокорентабельной продукцией. В утвержденной инвестиционной программе модернизации ЗАО «ЛУКОР» планируется вложить 240 млн. долл. Проектов подобного масштаба в Украине до сих пор не было. Уже сейчас «ЛУКОЙЛ» является крупнейшим инвестором нефтяной отрасли Украины. При этом помимо прямых денежных вложений «ЛУКОЙЛ» продолжит обеспечение предприятия сырьем — дизельным топливом и прямогонным бензином. В прошлом году объем их поставок составил 449 тыс. тонн.

Заработавшее предприятие позволило начать реинвестирование в целый ряд социальных программ. Вряд ли стоит объяснять, насколько это важно для небогатой Ивано-Франковской области.

Сейчас подобные планы рассматриваются и относительно «Азмола». На первом этапе намечено удвоить производство масел и выйти с ними не только на украинский рынок, но и на рынки третьих стран.

В 2002 году реализацию масел производства этого предприятия планируется довести до 65 тыс. тонн наливных и 2,5 тыс. тонн фасованных, что составит 16–18% украинского рынка масел.

Одесское возрождение…

Одновременно с этим продолжается масштабная реконструкция Одесского НПЗ. По сравнению с 1999 годом объем инвестиций увеличится в десять раз.

В этом году объем инвестиционных средств в модернизацию Одесского НПЗ достигнет 19,6 млн. долларов. Акцент делается на резкое увеличение объемов производства высокооктановых бензинов и повышения их качества. В этом же году планируется ввести в строй установку изомеризации, что позволит увеличить долю высокооктановых марок в объеме выпускаемых бензинов до 90%.

Согласно программы модернизации завода, к 2005 году все производимые на Одесском НПЗ нефтепродукты будут отвечать требованиям, предъявляемым к топливам в странах Европейского Союза, а общий объем инвестиций в НПЗ составит 39,5 млн. долларов.

Все это особенно эффектно смотрится на фоне состояния завода накануне прихода ОАО «ЛУКОЙЛ». Тогда завод занимал последнее место по уровню загрузки, простои достигали восьми месяцев в году. Об эффективности проделанных работ лучше всего говорят следующие цифры. Если в 2000 году глубина переработки нефти составляла всего 48,8 %, то в этом году планируют выйти на уровень 58,7%. Через два года она достигнет среднеевропейского уровня и должна составить 79,8%.

В ближайшее время должна войти в строй установка изомеризации бензина. На очереди строительство висбрекинга. Все это резко повысит глубину переработки первичного сырья и качество производимой продукции. Завод уже сейчас стал первым в Украине НПЗ, получившим европейский сертификат качества ISO 9000. В ближайшие годы на евростандарт выведут все показатели, в том числе и социальные. Кстати, после прихода «ЛУКОЙЛа» на социальную сферу израсходовано порядка 5 млн. долл.

И все же как и на любом предприятии главное это реализация. Именно реализации продукции НПЗ подчинены все планы развития. Компания непрерывно выходит на новые рынки. В прошлом году был возобновлен выпуск реактивного топлива и сейчас ежемесячно им заправляется уже более сотни самолетов. Заключены контракты с ведущими национальными авиакомпаниями «Аэросвіт», «Международные авиалинии Украины», «Авиалинии Украины». В этом году будет поставлено не менее 15 тыс. тонн реактивного топлива, в следующем эта цифра будет удвоена.

И все же основное — сбыт бензина и дизеля. Поставлена жесткая задача — весь произведенный на НПЗ бензин и дизельное топливо (около 800 тыс. тонн) должны быть проданы в Украине через свои автозаправочные станции.

Компания заметно приблизилась к этой цели. Если в 2000-м через свои АЗС было продано только 5% бензина, то в прошлом году уже 33%. В шесть раз возросла и доля реализуемого через АЗС дизельного топлива.

Все же, как нетрудно заметить, до достижения планируемой цели — полной реализации продукции через собственную автозаправочную сеть — пока далеко. Требуется резкое расширение действующей сети АЗС. И оно проводится. Если на конец прошлого года «ЛУКОЙЛ» продавал горючее на 88 автозаправочных станциях, то уже сейчас их число достигло 126. В июне к ним должны присоединиться еще 10, в том числе пять херсонских. До конца текущего года число заправок под брендом «ЛУКОЙЛа» достигнет полутора сотен. Если в прошлом году через свои автозаправки было продано 112,5 тыс. тонн горючего, то в этом году эта цифра должна утроиться.

На 2002 год запланировано строительство 34 автозаправочных станций в Киеве и Киевской области, Черкассах, Житомире, Виннице, Ивано-Франковске, Одессе и Николаеве. Суммарно инвестиции в строительство АЗС составят более 11 млн. долларов. Еще порядка 19 млн. долл. будут направлены на приобретение существующих предприятий нефтепродуктообеспечения и реконструкцию станций компании.

Только в Киеве уже заключены два масштабных соглашения с компаниями «ТИКО» и «Этрекс», предусматривающие совместные инвестиции в развитие розничной сети АЗС столицы. Договора предполагают ведение бизнеса на паритетных началах. В результате реализации совместных проектов число заправок «ЛУКОЙЛа» в столице выросло до 24. Аналогичные контракты подписаны и с другими компаниями.

Расширится и зона присутствия ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина». Предприятие будет активно работать не только в Киевской, Одесской, Винницкой, Черновицкой, Николаевской, Херсонской областях и в Крыму, но и в Кировоградской, Запорожской, Черниговской, Полтавской и Волынской областях.

Для реализации масел будет создана сеть региональных филиалов в таких городах, как Киев, Одесса, Донецк, Днепропетровск, Харьков, Симферополь, Луцк. В Киеве компания планирует освоить 7—10% рынка, сделав акцент на розничной реализации.

В дальнейшем число автозаправочных комплексов и станций дойдет до 250. Одновременно будет развиваться и характерное для «ЛУКОЙЛа» направление по реализации сжиженного природного газа. Уже сейчас заправку им осуществляют десять автозаправок, до конца года их число увеличится до 60. В ближайшие два года компания рассчитывает выйти на уровень реализации 35 тыс. тонн сжиженного газа. Ведутся переговоры с городским властями Киева и Одессы о переводе части муниципального транспорта на этот сравнительно недорогой и экологически чистый вид топлива.

Резкое увеличение числа АЗС остро ставит и проблему сохранения качества бензина. Решение этой проблемы будет контролироваться на всех этапах от производства до продажи. Уже создано специализированное предприятие по перевозке нефтепродуктов — ДП «ЛУК-транс». На его баланс переданы все транспортные средства структурных подразделений ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина».

В задачи этой компании входит перевозка топлива автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. Уже приобретены большегрузные бензовозы фирмы Scania, а также проведены переговоры по закупке железнодорожных цистерн. «ЛУК-транс» также заключила договор с крупнейшим автоперевозчиком Украины — компанией «Укртрансавто».

Консолидация усилий и увеличение собственного транспортного парка уже позволили сократить сроки поставок и снизить риски потери качества перевозимых нефтепродуктов. Одновременно компания пошла по пути строительства собственных нефтебаз или их полной аренды. Уже построены терминалы в Борисполе, Севастополе и Симферополе. Емкость задействованных в работе нефтебаз составляет 48 тыс. тонн. В ближайшее время она будет расширена.

Естественно, что всем этим дело не ограничится. К концу второго полугодия все АЗС «ЛУКОЙЛа» должны быть подключены к системе продаж нефтепродуктов по пластиковым карточкам, что позволит сократить расходы на них до 20%. Будет развиваться рынок предоставления сервисных услуг, страхования и прочее.

А в общем поставленная задача довольно проста: заправки «ЛУКОЙЛа» должны стать самыми лучшими в Украине. В свою очередь это позволит усилить и увеличить присутствие этой компании на украинском рынке с нынешних менее чем 10% до 18—20%. Вряд ли это приведет в бурный восторг конкурентов, но выигрывает лучший. А оценку тому, кто им есть, будет делать покупатель. Состоявшийся после дождика в четверг смотр готовности показал, что «ЛУКОЙЛ» к вызову готов.