UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЛУКОЙЛ»: МЫ ПРИШЛИ НАВСЕГДА

Нефтяная компания «Лукойл» образована на базе созданного в 1991 году концерна из трех нефтедобывающих предприятий Сибири — «Лангепаснефтегаз», «Урайнефтегаз» и «Когалымнефтегаз»...

Автор: Георгий Малинский
Одесский НПЗ принимает гостей

Нефтяная компания «Лукойл» образована на базе созданного в 1991 году концерна из трех нефтедобывающих предприятий Сибири — «Лангепаснефтегаз», «Урайнефтегаз» и «Когалымнефтегаз». Первые буквы их названий и составили ставший вскоре знаменитым логотип компании.

Президентом компании стал заместитель министра энергетики СССР Вагит Алекперов.

В течение следующих десяти лет компания стала крупнейшей среди российских нефтяных компаний. В 2000 году добыча нефти составила 77,4 млн. тонн. Доказанные запасы нефти «Лукойла» — крупнейшие в мире.

В «Лукойл» входит более 500 предприятий. География деятельности компании охватывает 40 регионов России и 25 стран мира.

Десятую годовщину независимости Одесский нефтеперерабатывающий завод встречал в «пятнистом» виде. Часть оборудования уже сияла «серебрянкой». А на другой господствующим все еще оставался цвет ржавчины. Но рыжего цвета остается все меньше и меньше — на заводе идет реконструкция, а значит, он работает и будет работать.

Собственно говоря, нефтеперерабатывающий завод без нефти — груда металлолома. И в последние годы именно такая перспектива все чаще «светила» украинским нефтепереработчикам. От Советского Союза Украине осталось оборудование, способное переработать за год 52 млн. тонн нефти, однако собственная добыча в Украине около 4 млн. тонн. К тому же, нефти с каждым годом поступало все меньше и меньше, ежегодная переработка нефти в стране сократилась в четыре-пять раз. Перспектива списания установок в утиль стала вовсе не абстрактной. Например, на Лисичанском НПЗ треть мощностей именно так и списали.

Тяжелое положение сложилось на самых старых, приморских нефтеперерабатывающих заводах. Особенно в Одессе, где угроза закрытия НПЗ со старым оборудованием (послевоенной постройки) была особенно острой. Ведь у завода помимо общих проблем (вроде стремительного сокращения поставок нефти) случилась и более страшная беда — он потерял основных клиентов. В советское время примерно два миллиона получаемых нефтепродуктов из почти четырехмиллионной выработки НПЗ — это был флотский мазут, используемый судами Черноморского пароходства и военного флота. С распадом СССР сначала ушли военные, а через пару лет «растворился» и украинский флот. Вместе с ним для одесского завода исчез и рынок сбыта половины продукции. А значит, и перспективы выхода из кризиса стали весьма туманными.

Предстояло одновременно решать несколько задач: увеличивать загрузку и искать покупателей. Причем для всего этого нужна была модернизация, а для нее — деньги. Денег не было, потому что не было покупателей. В общем, классическая картина заколдованного круга.

Разорвать этот круг помогла приватизация и, как стало модным выражаться, приход на предприятие эффективного собственника. В середине 1999 года контрольный пакет Одесского НПЗ приобрела российская нефтяная компания «Лукойл». После чего завод сменил вывеску, теперь его официальное название — ОАО «Лукойл-Одесский НПЗ». Причем изменение довольно верно отразило суть: начался новый период жизни Одесского НПЗ уже в составе крупной нефтяной компании. А это уже иные, более жесткие правила, но и иные, более широкие горизонты.

Наследство новому собственнику досталось не слишком завидное. Одесский НПЗ представлял собой набор простаивающего оборудования, где вместе с вполне современной установкой гидроочистки начала 90-х можно было увидеть нагревательные печи полувековой давности. За годы хронических простоев предприятие обросло долгами и многомесячными задержками зарплаты.

Все эти проблемы предстояло решать и решать быстро. Чем, собственно, «Лукойл» и занялся, погасив долги перед бюджетом и сотрудниками и начав претворять в жизнь широкую программу модернизации. За прошедшие два года всех проблем, естественно, решить не удалось, но зато обозначилась перспектива.

В первую очередь нужно резко улучшить качественные показатели: ассортимент и качество продукции, глубину переработки. И если десять лет назад завод выпускал в основном мазут и дизельное топливо, то сейчас стоит задача о полной сертификации к 2003 году всей выпускаемой продукции под евростандарт.

Что касается модернизации завода, то работы здесь предостаточно. Десятками лет, когда гнали в основном мазут, считалась вполне достаточной глубина переработки нефти на уровне 50%. Не слишком изменилось положение и до конца 90-х. Между тем, как считают специалисты завода, в перспективе этот основной показатель можно увеличить до 80%, а значит, возрастет производство бензина и дизельного топлива.

И такая программа уже принята. Как сообщил президент «Лукойла» Вагит Алекперов во время посещения Одесского НПЗ накануне Дня Независимости, сумма инвестиций на реконструкцию завода в ближайшие два года составит ежегодно 10—15 млн. долл. Общая же сумма инвестирования в ближайшие пять лет — более 70 млн. долл.

Уже до конца 2002 года планируется завершить реконструкцию установки атмосферно-вакуумной трубчатки (АВТ), что позволит увеличить отбор светлых нефтепродуктов. Сейчас завершен первый этап ее реконструкции стоимостью 3,2 млн. долл. В результате завод уже увеличил объем производства дизтоплива на 2—3%. На втором этапе предполагается заменить две почти реликтовые нагревательные печи, работающие аж… с 1949 года, и некоторое другое оборудование. Это обойдется компании еще в 2,5 млн. долл. В будущем году будет полностью завершен процесс автоматизации работы этой установки, что позволит повысить гибкость процесса, улучшив качество выпускаемого продукта. На это потребуется еще 1,5 млн. долл.

На заводе уже сейчас налажено производство качественного топлива для реактивной авиации. Причем оборудование обеспечивает выпуск ежемесячно 5 тыс. тонн высококачественного авиационного топлива. Всего в нынешнем году в реконструкцию Одесского НПЗ «Лукойл» инвестирует порядка 7 млн. долл.

До конца следующего года компания построит установку изомеризации бензина стоимостью 15 млн. долл., и завод улучшит качество высокооктановых бензинов (марок А-92, А-95 и А-98).

Повышение качества продукции позволит увеличить загрузку завода. Впрочем уже сейчас коэффициент использования установленной мощности Одесского НПЗ — самый высокий в Украине.

Тем не менее именно вокруг загрузки НПЗ в середине года возникли проблемы с Фондом госимущества Украины. Поводом стали объемы поставки «Лукойлом» нефти на НПЗ. Согласно условиям договора на покупку, ежегодно на завод должно поступать 2,4 млн. тонн (т.е. 200 тыс. тонн в месяц). Однако в прошлом году в связи с тем, что завод почти три месяца простоял на реконструкции, поставки были несколько сокращены. В итоге возник конфликт с ФГИ. Правда, в самой компании его так предпочитают не называть, говоря о «расхождениях».

Сейчас компания предлагает ФГИ (на период завершения реконструкции завода) изменить инвестиционные условия к договору купли-продажи. В частности, сократить требуемый объем годовых поставок нефти с 2,4 до 1,8 млн. тонн. Взамен заводу обещают дополнительные инвестиции, а Украина получит продукцию более высокого качества.

Кстати говоря, в «Лукойле» понимают позицию ФГИ. Как заявил генеральный директор координирующей деятельность НПЗ в Украине компании «Лукойл-Украина» Николай Каденюк: «Если бы Фонд не прореагировал, то его могли бы обвинить в нарушении украинского законодательства, требующего расторжения договора купли-продажи при невыполнении покупателем инвестобязательств».

Со своей стороны, Фонд госимущества в общем признает справедливость предложений «Лукойла», однако считает, что решение вопроса об изменении инвестиционных условий относится к компетенции Кабинета министров. По словам председателя ФГИ Александра Бондаря, самостоятельно он не может решить эту проблему и отозвать иск из хозяйственного суда Одесской области. Впрочем, как только Кабмин согласится с предложениями «Лукойла» и даст соответствующее распоряжение, Фонд сразу согласен подписать мировое соглашение.

Скорее всего так и будет. Тем более после того, как «Лукойл» однозначно поддержал во время посещения завода Президент Украины Леонид Кучма. Предприятие ему явно понравилось, и он заявил, что украинская сторона должна быть рада, что «Лукойл» пришел в Украину — «надолго, если не навсегда».

Президент заявил, что в настоящее время, благодаря сотрудничеству с «Лукойлом», Одесский НПЗ загружен нефтью и предприятие стало совсем другим. Разработана десятилетняя программа модернизации предприятия, завод уже получил около 20 млн. долл. инвестиций.

Желающих же расторгнуть договор продажи пакета акций Одесского НПЗ Президент посоветовал «гнать в три шеи» и сообщил, что поручил соответствующим структурам решить с «Лукойлом» вопрос о необходимых изменениях в договоре. Сейчас поручение Президента рассматривается в уже переименованном Минэкономики. Очевидно, что вопрос будет быстро урегулирован, поскольку конфликта никто в общем и не жаждет.

Значительно серьезнее другие вопросы. В первом полугодии сложилась интересная ситуация, когда Одесский НПЗ оказался единственным в Украине нефтеперерабатывающим заводом, уплачивающим акцизы на вырабатываемые нефтепродукты. Он заплатил 74% от общих поступлений в бюджет по этой статье (кроме него платил еще небольшой Шебелинский газоперерабатывающий завод). Все остальные аналогичные предприятия от этой почетной обязанности уклонились, предпочитая отбиваться от нее с помощью юристов. Одесский же НПЗ за первое полугодие заплатил свыше 61 млн. грн. И эти средства вошли в себестоимость нефтепродуктов завода, соответственно увеличив их цену и снизив конкурентоспособность на рынке. А ведь условия игры должны быть равными для всех — т.е. все должны или платить, или не платить.

К тому же деньги нужны и на другие проекты. В частности, предприятие рассчитывает решить проблему энергообеспечения. Сейчас завод потребляет порядка 10 МВт электроэнергии из сетей «Одессаоблэнерго». Стоит это недешево, к тому же регион энергодефицитный и электроэнергии зачастую просто не хватает. Вскоре эти проблемы должны уйти в прошлое. В будущем году будет построена оборудованная газовой турбиной комбинированная ТЭЦ мощностью 12 МВт, которая будет вырабатывать не только электроэнергию, но и технологический пар. На заводе уже выделили место под ее постройку и утверждают, что через четыре-пять месяцев после начала строительства введут ее в эксплуатацию. В настоящее время уже завершен тендер, в котором участвовали четыре компании, в т.ч. швейцарская АВВ, российская «Пермские моторы» и украинское научно-производственное объединение «Заря» (Николаев). И именно с «Зарей» скорее всего и будет подписан контракт на поставку газотурбины. Так вот, требуемый объем затрат на сооружение ТЭЦ — порядка 7—8 млн. долл., что заметно меньше суммы уплаченных предприятием акцизов.

В конце концов средства не помешали бы и развитию социальной инфраструктуры. Об этом многие забывают, но «Лукойл» всегда считал: чтобы люди хорошо работали, им надо создавать для этого нормальные условия. Поэтому уже в первом полугодии 2001-го, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, средняя заработная плата 1200 работников Одесского нефтеперерабатывающего завода более чем удвоилась, достигнув 1255 грн. Кроме того, более двух миллионов долларов инвестируется в завершение строительства комплекса заводоуправления, прачечной и двух столовых. К слову, своя столовая на заводе, существующем с 1937 года, появится впервые.

Однако и решение социальных вопросов, и модернизация, и повышение качества выпускаемых нефтепродуктов в конечном счете преследуют главную задачу — обеспечить сбыт продукции. И от того, насколько успешно она будет решена, напрямую зависит будущее завода. Ведь в конце концов «Лукойл» — не благотворительная организация, а коммерческая структура. Вагит Алекперов, говоря о проектах «Лукойла», заявлял: «Если проект не приносит в среднем 15% рентабельности, мы его не рассматриваем». Другое дело, что для ее получения компания готова первоначально вложить десятки миллионов долларов в реконструкцию, терпеть несколько лет убытки, но в конечном счете она собирается получить от этого прибыль. И это нормальный подход — убыточные проекты не нужны никому.

Так как сейчас Одесский НПЗ интегрирован в структуру «Лукойла», это частично решает проблему реализации нефтепродуктов. Так, по словам председателя наблюдательного совета ОАО «Одесский НПЗ», президента компании «Лукойл Европа холдинг лимитед» Ралифа Сафина, прямогонный мазут в рамках кооперации между заводами компании поставляется на принадлежащий «Лукойлу» болгарский Бургасский НПЗ; вакуумный газойль — на лукойловский НПЗ в Румынию.

Однако бензин и основная часть дизельного топлива предназначаются именно для реализации на украинском рынке. И за прошедший год сделано много для развития сети собственных и арендованных АЗС. Ключевыми областями для компании являются: Одесская, Николаевская, Винницкая, Ивано-Франковская, Житомирская, Киевская и Автономная Республика Крым.

Сейчас сбытовая сеть «Лукойл-Украина» насчитывает 56 автозаправочных станций. Как раз перед Днем Независимости в Одессе открыли новую АЗС. Помимо этого еще 18 автозаправочными станциями располагает «Лукойл-Крым». Будет построена и сеть собственных хранилищ нефтепродуктов, что позволит обеспечить гарантированные поставки топлива в ключевые регионы, а главное — обеспечить высокое качество. Сейчас компания арендует около десятка нефтебаз в разных областях Украины, но уже стала обзаводиться и собственными. Одна из них в ближайшие недели вступит в строй в Борисполе (Киевская обл.). Емкость ее первой очереди (обошедшейся в 2,4 млн. долл.) составляет 6 тыс. тонн бензина и дизельного топлива. Сейчас на нее уже завозят топливо, и вскоре состоится церемония официального открытия. До конца года «Лукойл-Украина» планирует закончить вторую очередь нефтебазы, построив хранилище сжиженного газа. Всего компания предполагает иметь 15 подобных нефтебаз.

Одновременно будет продолжаться развитие системы собственных автозаправок. На первом этапе их число увеличится до 100, а потом и до 150. Речь идет не только о собственных заправках, но и арендованных, и работающих по договорам франчайзинга. В июле «Лукойл-Украина» уже начала продажу нефтепродуктов по договорам франчайзинга на шести автозаправочных станциях в Киевском регионе, в том числе на четырех, расположенных в Киеве. Вообще Киев занимает особое место в планах компании. Еще два года назад планировалось строительство десяти современных автозаправочных комплексов. Однако из-за проблем с оформлением земельных участков проект реализуется медленно. Впрочем, рано или поздно новые АЗС войдут в строй.

Компания заинтересована также в участии в приватизации «Киевгорнефтепродукта», почти 40% пакет которого недавно выставлялся на продажу. Первая попытка провести конкурс по его продаже не состоялась, однако «Лукойл» готов поучаствовать в следующей. Как говорит Николай Каденюк: «Мы бы с удовольствием участвовали в конкурсе по «Киевгорнефтепродукту». Мы хотим войти в город Киев».

Будут реализовываться и другие проекты. Уже успешно выходит из кризиса калушский концерн «Ориана». Сейчас рассматриваются варианты сотрудничества с бердянским предприятием по производству смазочных материалов «АЗМОЛ».

Вообще, по мировым меркам «Лукойл» — компания очень молодая, ей всего-то десять лет. Столько же и независимой Украине. Вот уже третий год как они развиваются вместе. Первые результаты неплохие — но это только начало длинного пути. Ведь «Лукойл» действительно пришел навсегда…