UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЛУКОЙЛ-УКРАИНА». ГОД БОЛЬШОГО РЫВКА

Окончание года — это и повод для подведения итогов, и время составления новых планов. Для компании «ЛУКОЙЛ-Украина» уходящий 2002-й был переломным...

Автор: Василий Днепров
Топ-менеджеры компании «ЛУКОЙЛ-Украина» обсуждают итоги года

Окончание года — это и повод для подведения итогов, и время составления новых планов. Для компании «ЛУКОЙЛ-Украина» уходящий 2002-й был переломным. В конце прошлого года ее возглавила новая команда менеджеров во главе с Александром Нерушем. Поставленная перед ним задача была предельно сжатой: компания должна стать лидером на украинском нефтерынке. Впервые украинцы смогли познакомиться с «ЛУКОЙЛом» шесть лет назад, когда начало активную деятельность дочернее предприятие — ЗАО «ЛУКОЙЛ-Крым». За короткое время оно стало неоспоримым лидером рынка нефтепродуктов на полуострове. Сейчас «ЛУКОЙЛ» повторяет крымские успехи на всей территории страны. Сегодня основу высшего менеджмента предприятия с иностранными инвестициями «ЛУКОЙЛ-Украина» составляет крымская команда, успешно применяющая накопленный опыт на всей территории страны.

Проведенный анализ показал, что в Украине необходимо создать жестко управляемую вертикально-интегрированную холдинговую компанию. Еще недавно у «ЛУКОЙЛа» было 15 в достаточной степени самостоятельных филиалов в нашей стране. Их деятельность не всегда удавалось оперативно координировать. За последний год полностью реорганизована вся структура взаимоотношений в компании.

В рамках реорганизации Александру Нерушу были предоставлены дополнительные полномочия. Он получил статус личного представителя президента ОАО «ЛУКОЙЛ». Другими словами, центр принятия оперативных решений (и ответственности за них) был полностью перенесен в Украину, что несомненно повысит их оперативность. При этом основные изменения произошли в самой ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина». Основной принцип прост: каждый должен делать свое дело и отвечать за последствия своих решений.

Это привело к сокращению структурных единиц с 15 филиалов до 5. Филиальная сеть выделена в пять крупных территориально-производственных управлений — Киевское, Западное, Юго-Западное, Восточное и Крымское. Одновременно была быстро реорганизована инфраструктура. За последние полгода «ЛУКОЙЛ» закончил создание дочернего банка, реорганизовал систему транспортировки и хранения продукции. Все непроизводственные структуры выделены в отдельные предприятия, дочерние компании. Были созданы новые структурные подразделения — появились дочерние предприятия для обслуживания смарт-карт, транспортных и охранных услуг. Такая специализация позволила значительно повысить качество работы всех подразделений.

Общее управление взял на себя «ЛУКОЙЛ-Украина».Теперь все проекты «ЛУКОЙЛа» в нашей стране, включая «ЛУКОР» и Одесский НПЗ, координируются из Киева.

Итоги этого года стали своего рода визитной карточкой новой команды. За год была практически достигнута одна из стратегических задач ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина» — реализация всех светлых нефтепродуктов Одесского НПЗ через собственную розничную сеть. Если раньше таким образом реализовывалось порядка 20% произведенных нефтепродуктов, то теперь соотношение радикально изменилось. Теперь через свою сеть реализуется до 90%. «ЛУКОЙЛ-Украина» стал одним из крупнейших операторов розничного рынка. Его сеть АЗС сегодня включает 159 заправок в 13 регионах страны. В течение следующего года их количество возрастет до 200. При этом, кроме модернизации и строительства новых АЗС в традиционных регионах присутствия, компания намерена выйти и на новый для себя рынок Востока Украины — Донецкой, Днепропетровской и Запорожской областей. Поставлена задача, чтобы в любом регионе автомобилист на основных трассах мог получить услуги компании. Это касается и обеспечения топливом по сервисным карточкам «ЛУКОЙЛа». В начале 2002 года сервисное обеспечение АЗС было выделено в отдельное предприятие — ДП «ЛУК-Сервис». В Украине система «ЛИКАРД» впервые была внедрена компанией «ЛУКОЙЛ-Крым». Специализированное предприятие «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард Украина» подключает к системе все АЗС «ЛУКОЙЛ-Украина».

Все это позволит решить главную задачу — предоставить клиенту максимальный сервис и одновременно максимально сократить собственные расходы. Доля нефтяной компании на украинском нефтерынке составит 15—20%. Естественно, что реализация всех этих планов будет происходить в условиях острой конкуренции. После прихода новых собственников выработка нефтепродуктов на отечественных НПЗ резко выросла, причем бензин и дизельное топливо все они стремятся сбывать в Украине. За рынок придется бороться — долго, упорно и целеустремленно.

Для оптимизации обеспечения топливом восточных регионов Украины «ЛУКОЙЛ-Украина» диверсифицирует переработку нефти, начав ее на Кременчугском НПЗ. Договоренность об этом достигнута с компанией «Татнефть». В ноябре на переработку поставлено около 50 тыс. тонн нефти. Планируется и в дальнейшем ежемесячно поставлять такие партии на Кременчуг.

Хотя при этом основное внимание будет уделяться, конечно же, собственному Одесскому НПЗ. В 2003 году «ЛУКОЙЛ» построит здесь установку изомеризации бензина стоимостью 10 млн. долл., что позволит увеличить глубину переработки нефти на 10%. До 2005 года на заводе войдет в строй установка висбрекинга стоимостью 30 млн. долл. С приходом российских нефтяников завод забыл, что такое простои, и сейчас работает на полную мощность.

В январе-ноябре 2002 года Одесский НПЗ увеличил переработку нефти по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 37,7%. Переработано 2,27 млн. тонн нефти, произведен почти миллион тонн светлых нефтепродуктов (бензина и дизтоплива). Сейчас завод не только обеспечивает качественным топливом Юг Украины, но и успешно вышел с ним на рынок Молдавии и Румынии.

Успешно развивается и выпуск реактивного топлива. Одесский НПЗ первым среди украинских производителей приступил к его серийному выпуску. Реактивное топливо получило сертификаты, подтверждающие его соответствие всем требованиям, предъявляемым к топливу высшей категории. В конце 2001 года был заправлен первый самолет в международном аэропорту «Борисполь». Чтобы обеспечивать воздушные суда реактивным топливом, создан топливно-заправочный комплекс «ЛУК-Авиа Ойл», который специализируется на реализации.

Уже подписаны контракты на поставку РТ крупнейшим украинским авиакомпаниям. В ближайшие годы планируется выйти на уровень продажи 30 тыс. тонн. С этой целью «ЛУКОЙЛ-Украина» активно участвует в модернизации хранилищ топлива, приобретает авиационные топливозаправщики на базе фирмы Scania. В дальнейшем ТЗК «ЛУК-Авиа Ойл» планирует расширить сферу своей деятельности, начав работу в других аэропортах Украины.

Дабы обеспечивать высокое качество продукции Одесского НПЗ, сегодня в структуре компании «ЛУКОЙЛ-Украина» созданы специальные группы, которые контролируют качество топлива на пути от завода-производителя к потребителю. Взят курс на обеспечение перевозок нефтепродуктов собственным транспортом, что полностью исключает потерю качества на этом этапе. С этой целью в начале 2002 года было создано специализированное предприятие «ЛУК-Транс». Оно обеспечивает перевозки автомобильным, железнодорожным и морским транспортом.

Отдельным направлением является сохранение качества топлива на этапе хранения. «ЛУКОЙЛ-Украина» пошел по пути строительства собственных нефтебаз или их полной аренды. На сегодняшний день собственные терминалы по хранению нефтепродуктов построены в Борисполе, Симферополе, Севастополе.

Борисполь стал опорным пунктом и для газовой программы компании. Причем построенная там газонаполнительная станция мощностью 10 тыс. тонн газа стала победителем Всеукраинского конкурса «Лидер топливно-энергетического комплекса-2002». Начало работы терминала позволило также заняться и прямым обслуживанием бытовых потребителей. В частности, населению оказываются услуги по заправке газовых баллонов. Терминал обеспечивает полный цикл работ со сжиженным газом, включая проверку, ремонт и наполнение бытовых баллонов. Ввод в строй второй очереди позволяет также эффективно решать экологические проблемы столицы Украины. Сейчас компания вместе с Киевским горсоветом реализует программу «Экология транспорта». Планируется переоборудовать под потребление газового топлива 55 тыс. автомобилей, а также создать в столице разветвленную сеть автомобильных газозаправочных станций. Это позволит на 10—13% сократить вредные выбросы в атмосферу Киева, а кроме того, получить весьма ощутимый экономический эффект. В течение ближайших двух лет компания планирует выйти на объемы реализации 35–40 тыс. тонн сжиженного газа в год.

Сегодня на 10 АЗС «ЛУКОЙЛ-Украина» уже работают газозаправочные модули. В следующем году их количество увеличится до 40.

Визитной карточкой «ЛУКОЙЛа» традиционно является производство масел. Тем более что нынешний год в Украине «ЛУКОЙЛ» объявил годом масел. Были резко активизированы работы по созданию дилерской сети по реализации фирменных масел и смазок. По итогам одиннадцати месяцев объем реализации в Украине этой продукции под маркой «ЛУКОЙЛ» превысил 100 тыс. тонн — вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года.

На сегодняшний день создана сеть центров распределения масел «ЛУКОЙЛ» в Киеве, Донецке, Днепропетровске, Кривом Роге, Ивано-Франковске, Луцке, Симферополе и Одессе. В результате дистрибьюторская сеть ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина» в настоящий момент насчитывает около 40 компаний. Предприятие вошло в тройку лидеров по объемам продаж масел в Украине и на сегодняшний день контролирует более 16% украинского рынка этой продукции.

В завершающую фазу вступает создание совместного предприятия «ЛУКОЙЛ-АзМОл» на базе крупнейшего производителя масел в странах СНГ — ОАО «АзМОл» (Бердянск). Уже начиная со следующего года начнет реализовываться скоординированная программа продвижения на рынок Украины брендов «ЛУКОЙЛ» и «АзМОл». Планируется, что будет сформирована единая сеть продаж этих двух компаний.

Преимущества сотрудничества с «ЛУКОЙЛом» заключаются в доступе к его высококачественной сырьевой базе. К тому же сырье — за счет организации прямых поставок — станет значительно дешевле. Крупнейший производитель базовых масел (основное сырье для моторных масел «АзМОла». — В.Д.) находится в Волгограде, что позволит снизить себестоимость бердянской продукции за счет невысоких транспортных издержек. Уже со второй половины текущего года «АзМОл» получает базовые масла. В случае создания СП, по оценкам специалистов «ЛУКОЙЛа», объем производства «АзМОла» удастся увеличить в два раза в течение ближайших трех- пяти лет. Хотя, в сущности, «ЛУКОЙЛ» сотрудничает с бердянским заводом уже сейчас.

Еще одним преимуществом создания СП специалисты «ЛУКОЙЛа» считают прямой доступ «АзМОла» к системам сбыта и управления качеством российского гиганта. Так, недавно «ЛУКОЙЛ» получил на ряд своих масел сертификат American Petroleum Institute, что позволяет без проблем продавать такую продукцию в большинстве стран мира. В соответствии с технико-экономическим обоснованием инвестиционные потребности «АзМОла» в течение ближайших двух-трех лет составят порядка 4 млн. долл. За эти деньги планируется модернизировать действующее и приобрести новое оборудование.

Бизнес — вещь предельно жестокая, и остановившийся всегда отстает. В будущем году «ЛУКОЙЛу» предстоят еще более сложные задачи. К примеру, обеспечивая высочайшее качество обслуживания, сократить собственные расходы на тонну нефтепродуктов до европейского уровня, 8—10 % на тонну. То есть примерно вдовое. Нетрудно понять, насколько это будет сложно. Однако задача выполнима — гарантией тому служит шестилетний опыт компании.