Сегодня рынок газа в Украине состоит по сути из двух неравноценных сегментов - домохозяйств и промышленно-коммунального сектора, которые фактически функционируют отдельно друг от друга и с ценовыми параметрами, отличающимися в разы. Отлична и система учета газа, потребляемого разными категориями. Эти и многие другие обстоятельства делают неотложной необходимость привести украинский газовый рынок к европейским стандартам.
Конечно, основной принцип либерализации - потребитель имеет право выбирать себе поставщика, а поставщик может выбирать круг своих потребителей - звучит привлекательно, хотя многим в Украине может казаться недостижимой целью. Однако в странах ЕС, в частности у наших соседей - Словакии, Польше, такие отношения между потребителями и поставщиками газа постепенно становятся реальностью. Конечно, пока речь идет о довольно скромной доле потребителей, в основном промышленных, которые получили возможность выбирать поставщика. Но эта тенденция уже стала необратимой.
В Украине же реалии совсем другие. На фоне процессов скрытой монополизации, уничтожения конкуренции можем получить реформу газового сектора, которая будет только выглядеть как европейская, а по духу станет псевдореформой с квазирыночной псевдоконкуренцией. В этом контексте определяющими будут содержание и дух реформы НАК "Нафтогаз Украины".
Европейские принципы реформирования компаний энергетического сектора заключаются прежде всего в разделе их по видам деятельности: добыча, транспортировка, распределение, реализация газа. Однако без создания нормальной конкурентной среды такой раздел не будет иметь большого значения, а только приведет к дальнейшей фрагментации существующего квазирынка с сохранением монополизма и создаст условия для непрозрачной приватизации газовой отрасли отдельными олигархическими группами. Очертания такой "приватизации" уже проявились.
При этих условиях сохранение нынешней модели газового рынка, базирующейся на долгосрочном контракте с "Газпромом", вернет нас в 1990-е годы, когда причастные к власти олигархи поделят регионы и закрепят в них свой монопольный статус. А Антимонопольный комитет Украины, как обычно, не увидит нарушений антимонопольного законодательства.
Вместе с тем отход от долгосрочного контракта с дальнейшей либерализацией рынка газа может привести к появлению прямых газпромовских поставок конечным потребителям, то есть таким образом контроль над внутренним рынком газа в Украине плавно перейдет к российской газовой монополии.
Следовательно, без диверсификации источников поставок газа и без появления на рынке Украины европейских игроков настоящая либерализация рынка газа невозможна.
Если выделить дочернюю компанию "Нафтогаза" "Укртрансгаз" в нынешних экономических и политических реалиях, то это прямой путь или к "белорусскому сценарию", или к двустороннему (с "Газпромом" и на его условиях) консорциуму по управлению газотранспортной системой (ГТС) Украины под руководством "Газпрома". Сегодня, когда Украина находится в мягкой изоляции со стороны ЕС, вероятность формирования трехстороннего консорциума практически нулевая. На европейском рынке происходят кардинальные изменения, ведущие европейские энергетические концерны, выполняя Третий энергопакет, осуществляют раздел бизнеса, что со временем как член Энергетического сообщества должна сделать и Украина.
Сложно представить, что у кого-то из европейских грандов возникнет желание войти в состав призрачного трехстороннего консорциума по управлению украинской ГТС, чтобы через очень короткое время получить проблемы с европейским энергетическим законодательством уже на территории Украины. Стоит взглянуть на соседнюю Словакию, из круга владельцев ГТС которой выходят немецкий и французский акционеры. Мало верится и в то, что, выйдя из Словакии, которая является членом ЕС и выполняет свои обязательства в рамках европейских директив, эти компании придут в Украину с ее олигархическими правилами игры, главное из которых - игра без правил. Похоже, консорциум по управлению украинской ГТС - это уже проект позапрошлого дня, которому не суждено осуществиться.
Выделение добывающих компаний, к чему уже сейчас готова властная команда, приведет к быстрому - в течение 2013 года - изменению их статуса с подконтрольных тем или иным олигархам в легально приватизированный актив той или другой бизнес-империи. Это крест на социальном газе для населения и переход на самые высокие в Европе цены. Само по себе это не так и страшно, но в случае предоставления определенных и безусловных социальных гарантий.
Итак, реформирование "Нафтогаза" для Украины - это балансирование над пропастью, в которую может упасть энергетика страны из-за малейшего ошибочного не то что шага, но даже движения. Спасительный баланс можно найти, применив для трансформации НАК "Нафтогаз Украины" схему ITO (independent transmission operator - независимый оператор по транспортировке), предусмотренную в европейском законодательстве. Она дает возможность при разделе компании сохранить ее вертикально интегрированную структуру и собственность (государственную) на сети. Но управлять ими должна дочерняя (управляющая) компания-оператор под жестким контролем независимости работы газотранспортной системы.
Такая организация "Нафтогаза Украины" будет способствовать проведению единой отраслевой политики, аккумуляции средств, участию в международных проектах, ограничению рисков, а также частичной приватизации компании с реализацией IPO на одной из европейских площадок. Привлекательность такого шага очевидна, ведь улучшение финансовых показателей, привлечение средств для модернизации устаревших основных фондов, повышение рыночной капитализации, улучшение структуры капитала и кредитного рейтинга, приобщение к европейской корпоративной культуре ведения бизнеса помогут компании выживать. В этом случае подготовка к IPO покажет реальное состояние рынка газа и реальное положение "Нафтогаза", поскольку ни один европейский инвестор не купит акции компании, которая не имеет четких перспектив и стратегии развития и работает на нестабильном рынке, где цены часто не позволяют производителям даже компенсировать затраты.
Наряду с реформированием газового рынка Украина должна обеспечить в ближайшие годы создание технических возможностей для приема газа из альтернативных источников. В этом контексте важное значение приобретают проект строительства терминала для приема сжиженного природного газа и создание технических возможностей для получения газа от поставщиков из ЕС, используя ресурсы спотового рынка Евросоюза. Трудно также переоценить значение сотрудничества с соседней Словакией при поддержке и мониторинге этого процесса со стороны Европейской комиссии.
После диверсификации источников поступления газа и интеграции украинского рынка в европейские можно будет провести и более глубокий раздел. Такие составляющие процесса либерализации, как независимость регулятора рынка, свободный доступ к газотранспортным сетям, наверно, нужно развивать уже сейчас.
При этом еще одним камнем преткновения на пути реформ может стать работа газораспределительных предприятий, так называемых облгазов. Хотя во многих из них в последнее время сохранялись значительные государственные пакеты акций, НАК "Нафтогаз Украины" уже давно потеряла реальный контроль над ними, проиграв в мутной воде украинского корпоративного законодательства более прытким олигархическим структурам борьбу за влияние на менеджмент. Сейчас путем приватизации облгазов эта победа закрепляется юридически.
Эти предприятия обеспечивают владельцам не только стабильный бизнес. Контролируя билинговую и телеметрическую систему, они по сути формируют региональные балансы, предоставляют информацию государственным учреждениям о том, кто сколько потребил и потерял газа. По роду деятельности облгазы имеют деловые отношения с большинством промышленных предприятий региона, при этом им все должны и они всем должны. Да и кран при отключении неплательщиков крутят, опять-таки, они. Поэтому руководство и владельцы облгазов - желанные гости в местных органах власти, и к их пожеланиям стараются прислушиваться.
При проведении либеральных реформ именно эти предприятия могут создать препятствия на пути свободного доступа к сетям, поскольку, кроме распределения газа, они им еще и торгуют. Поэтому облгазы, в свою очередь, подлежат разделу по видам деятельности. При этом очень важно надлежащим образом решить, кто и на каком основании будет управлять газовыми сетями, большая часть которых находится в государственной собственности.
К сожалению, существующие в украинском законодательстве правовые формы передачи газопроводов в эксплуатацию не позволяют полноценно решить все возникающие при этом проблемы, в частности относительно неделимости целостных имущественных комплексов, отчуждения и списания имущества, привлечения инвестиций и многие другие. Очевидно, что для урегулирования такого важного вопроса необходим отдельный законодательный акт.
Без надлежащего реформирования облгазов их концентрация в руках одной структуры может стать ключом к монопольному контролю рынка газа. И в таких условиях этой структурой может стать именно "Газпром".
И в завершение. В нынешних условиях невозможно полноценно реформировать какой-либо из рынков энергоносителей отдельно. Например, газовые проблемы не решить без кардинальных изменений на рынке тепла, производители которого являются одними из ключевых потребителей газа и неплательщиками за него. А рынок газа и угля в его нынешнем виде препятствует работе и реформированию рынка электроэнергии. И решить эти и многие другие проблемы можно только в рамках полноценной энергетической стратегии, направленной на интеграцию украинской энергетики в европейское энергетическое пространство.