Падать с горки всегда больно, и чем она выше, тем больнее. Что сполна испытали на Кременчугском НПЗ (ЗАО «Укртатнафта»). Последний год двадцатого века оказался самым тяжелым за всю историю предприятия. Переработка нефти сократилась в два с лишним раза, он впервые стоял две недели из-за отсутствия нефти и прочее...
А тут еще по соседству, с приходом новых хозяев, встал на ноги Лисичанский НПЗ, заполняя рынок своей продукцией. Кременчугскому НПЗ стало очевидно, что если ничего срочно не менять, завод быстро потеряет свои доминирующие позиции на украинском рынке.
В первую очередь нужен был новый источник нефти. Прошедшие годы показали, что пламенной дружбы с татарами (в расчете на которую, собственно, и создавалось ЗАО «Укртатнафта») не вышло. На заре его создания, в середине 90-х, предполагалось, что НПЗ будет ежегодно получать из Татарстана 8 млн. тонн нефти. Однако второе полугодие 1995 стало единственным периодом, когда поставки соответствовали протоколу. Дальше все пошло по затухающей. В итоге к началу этого года вместо «протокольных» 44 млн. тонн было поставлено только 12,3 млн. тонн нефти. Причем напрямую, от ОАО «Татнефть», вообще лишь 1,2 млн. тонн. Татарстан, несмотря на то, что его структуры контролируют минимум 37,5% акций ЗАО «Укртатнефть», явно не считает поставки нефти на кременчугский завод приоритетом: в прошлом году они составили всего 0,47 млн. тонн. В общем, любви не вышло.
В итоге завод уже больше года ищет инвесторов, способных обеспечить его сырьем. Одновременно решили и разукрупнить бизнес завода, ведь никто не потянет сразу весь НПЗ с мощностью переработки 18 млн. тонн нефти в год. Выделили четыре отдельных производства, которые и будут предлагать партнерам. В качестве потенциальных инвесторов предполагались и «Казахойл», и «Казтрансойл», но ничего особенно путного из переговоров с ними не вышло.
Тем не менее по крайней мере одного найти удалось, правда, почти местного: с 1 июня одна из установок сдана в аренду «Кременчугской нефтяной компании». Это удовольствие ей обойдется в 24 млн. грн. в месяц. Плюс обязательства поставлять на завод ежесуточно не менее 5 тыс. тонн украинской и 5 тыс. тонн российской нефти и оплачивать услуги по переработке. Условия жесткие, но если компания их выполнит, то завод получит до 3 млн. тонн нефти (на 30% больше, чем за прошлый год). Среди основателей «КНК», помимо украинских нефтетрейдеров, еще и известная американская фирма «Каргилл» — это вселяет надежду, что завод в очередной раз «не кинут».
Параллельно НПЗ пробует сдать в аренду и вторую установку. На этот раз переговоры ведутся со «Славнефтью». Стороны настроены оптимистично и рассчитывают, что до конца лета будет подписан договор об аренде. Поставки нефти предположительно составят 3 млн. тонн. Уже сейчас «Славнефть» поставляет Кременчугскому НПЗ до 30 тыс. тонн газойля с Мозырьского НПЗ.
Если планы воплотятся в жизнь, завод вполне может выйти из кризиса и рассчитаться с давальцами, задолженность перед которыми мешает жить уже несколько лет. Определенные сдвиги есть: на начало 1995 года долг НПЗ составлял 1,13 млн. тонн нефтепродуктов, в начале этого — 0,447 млн. тонн. Конечно, владельцев «зависших» нефтепродуктов эта статистика не слишком «греет», но все-таки долги потихоньку гасят, а главное — не создают новых. Сейчас завод отгружает нефтепродукты в течение месяца, снизил плату за переработку. И хотя снижение собственных расценок за услуги особого восторга на заводе не вызывает, но тут уж не до жиру. Как сказал первый зампред правления Владимир Демехин: «Надо выживать и потихоньку подниматься».
Если не успеть подняться сейчас, рынок займут другие. А имея нефтепродукты, собственную сбытовую сеть (до сотни АЗС) и ряд установок, не имеющих аналогов в Украине, завод вполне может побороться за место под солнцем.
Кстати говоря, родное правительство как крупнейший акционер (43%) тоже могло бы поспособствовать или хотя бы не мешать.