UA / RU
Поддержать ZN.ua

Корпоративная несовместимость

Какой бы формой ни прикрывали Минэнергоугольпром и "Нафтогаз" содержание структурной и корпоративной реформы, суть в том, что они, или их руками, пытаются контролировать ускользающие потоки - ресурсные, а значит, и денежные. Разница в том, что НАК "Нафтогаз Украины" - хоть пока и на 100% государственное, но все же акционерное общество. И по плану или без него все идет к приватизации предприятий, входящих в группу "Нафтогаза". Так что объективно НАК должна быть заинтересована в эволюции своего бизнеса - уж лучше возглавить этот процесс, чем оказаться за его бортом.

Автор: Алла Еременко

Какой бы формой ни прикрывали Минэнергоугольпром и "Нафтогаз" содержание структурной и корпоративной реформы, суть в том, что они, или их руками, пытаются контролировать ускользающие потоки - ресурсные, а значит, и денежные. Разница в том, что НАК "Нафтогаз Украины" - хоть пока и на 100% государственное, но все же акционерное общество. И по плану или без него все идет к приватизации предприятий, входящих в группу "Нафтогаза". Так что объективно НАК должна быть заинтересована в эволюции своего бизнеса - уж лучше возглавить этот процесс, чем оказаться за его бортом.

Минэнергоугольпром не коммерческая организация, а элемент, орган государственный исполнительной власти. На сегодняшний день некоторые предприятия топливно-энергетического комплекса, как говорится, еще находятся в его ведении. Хотя с каждым годом базовых предприятий энергоотрасли с госсобственностью становится все меньше.

Минэнергоугольпром фактически не управляло "Нафтогазом Украины" с 2000-х годов. Это было прерогативой президентов и премьеров. Почетная миссия министерства сводилась к подписанию контрактов с менеджерами НАКа и руководителями компаний, входящих в эту группу. Да и то только с теми, с кем велят вышестоящие товарищи. После принятия весной 2015 г. парламентом Закона "О рынке природного газа" стало очевидно, что даже эту почетную миссию у Минэнергоугольпрома отберут.

Детонатором процесса стало декабрьское постановление Кабмина №1002 о срочной передаче 100% акций холдинга НАК "Нафтогаз Украины" в управление Министерства экономического развития и торговли. Хотя на самом деле революцию в управлении компаниями и всем госхолдингом "Нафтогаз Украины" призвана совершить реформа корпоративного управления (подробно см. ZN.UA №41 от 31 октября 2015 г.). Когда будет реально реформирован "Нафтогаз", еще посмотрим, но то, что бразды правления переходят к создаваемому на новых условиях наблюдательному совету как НАКа, так и входящих в его орбиту компаний, похоже, стало уже процессом необратимым. Более того, эту практику Минэкономразвития намерено воплотить во всех стратегически важных госпредприятиях. А после публичного скандала, разразившегося в связи с тем, что, по словам подавшего в отставку главы Минэкономразвития Абромавичуса, ему пытались навязать заместителей, один из которых претендовал на роль "смотрящего" за "Нафтогазом", о руководящей роли Минэнергоугольпрома, как и любого другого министерства, над НАКом и речи быть не могло.

Из орбиты Минэнергоугольпрома даже формальная власть над НАКом ускользает со скоростью света. В соответствии с правительственным постановлением "управление 100 процентами акций государства Публичного акционерного общества "Национальная акционерная компания "Нафтогаз Украины" осуществляет Министерство экономического развития и торговли". Согласно новому уставу компании "не допускается вмешательство и препятствование хозяйственной деятельности компании со стороны органов государственной власти, политических партий и общественных организаций, их должностных и служебных лиц". А также "управление корпоративными правами (акциями, долями) юридических лиц, акционером (учредителем, участником) которых является "Нафтогаз", компания осуществляет самостоятельно через свои уполномоченные органы в соответствии с уставом". Состав наблюдательного совета компании формируют пять человек, которых утверждает Минэкономразвития и торговли как акционер компании. Минэнергоугольпром должно было осуществить передачу акций "Нафтогаза" в Минэкономразвития в течение десяти дней. А "Нафтогаз" - "обеспечить в недельный срок государственную регистрацию устава" и принять до 1 апреля 2017 г. соответствующие документы.

Что остается Минэнергоугольпрому? Угольная, нефтеперерабатывающая и тепловая энергетика практически давно уже в частных руках. Теперь уводят еще и "Нафтогаз". А разрабатывать и внедрять государственную политику в приватизированном ТЭК неинтересно. Вот и появилось "общее видение Минэнергоугольпрома о распределении ключевых государственных активов в ТЭК среди государственных органов власти". А то что же получается - все Фонду госимущества и Минэкономразвития?! Нет уж, Минэнергоугольпром предлагает разделить те самые "ключевые госактивы" (коль иначе не получается) с Минэкономразвития. Словом, использовать веками проверенный принцип "разделяй и властвуй".

По версии Минэнергоугольпрома, озвученной 19 февраля министром Владимиром Демчишиным в ходе круглого стола, созванного ТЭКовским комитетом Верховной Рады, управление госпредприятиями, корпоративные права которых сегодня находятся у "Нафтогаза Украины", следует передать в управление Минэкономразвития, создав при этом госхолдинг. В него, считает Демчишин, должны войти: нефтегазодобывающие - ПАО "Укргаздобыча", ГАО "Черноморнефтегаз" (из нефтедобывающих министр назвал пока только полугосударственное
ПАО "Укрнафта"), перерабатывающие - ПАО "Укртатнафта" (Кременчугский НПЗ, контролируемый группой "Приват" Коломойского. - А.Е.) и другие предприятия, производители электроэнергии - НАЭК "Энергоатом", ПАО "Укргидроэнерго".

Более того, в Минэнергоугольпроме считают, что и структурную реформу "Нафтогаза" следует подкорректировать, оставив НАКу исключительно трейдинговые функции (поставщик последней надежды). Да и то лишь до окончания реформирования НАКа.

Минэнергоугольпром, по словам Демчишина, считает, что требованиям Третьего энергопакета будет соответствовать предлагаемая ими реорганизация управления - переподчинение Минэнергоугольпрому всех компаний-операторов, транспортирующих энергоносители: ПАО "Укртрансгаз" (включая ГТС и ПХГ как единую компанию), ПАО "Укртранснафта" (сегодня ее корпоративными правами, 100% акций которых принадлежат государству, реально начал управлять "Нафтогаз" - после долгого "самоуправления" "приватовским" менеджментом), а также государственной НЭК "Укрэнерго".

Словом, если эти планы Минэнергоугольпрома осуществятся, то по факту получится такой себе энерготранспортный монстр. Очень удобно: все потоки под единым контролем. Зачем тогда было огород городить с проевропейским газовым законодательством, Третьим энергопакетом, разделением функций и т.п.?

Вполне объяснимо, что "Нафтогазу" такая реформа ни к чему. НАК реформу, прежде всего корпоративного управления и структурную (себя и компаний холдинга), видит иначе. Не то чтобы версия "Нафтогаза" была неуязвимой, но все же она не так откровенно попахивает монополизмом. Хотя НАК и пытается сохранить за собой не сугубо трейдерскую функцию, уготованную ей министерством, а все же получить немалые права корпоративного управления (об этом чуть позже).

Первоочередной задачей в госкомпании считают выполнение требования законодательства об отделении деятельности по транспортировке газа, используя модель Ownership Unbundling (OU). Эта модель, уверяют в НАКе, предусматривает выполнение наиболее жестких требований к независимому оператору ГТС. Прежде всего, речь идет о его независимости.

Глава НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев призывает как можно скорее, желательно, до завершения судебных разбирательств с "Газпромом", создать новую компанию - оператора украинской ГТС для того, чтобы можно было привлечь в нее капитал иностранного инвестора.

Иностранный партнер (партнеры) в этом случае необходим прежде всего "для обеспечения комфорта и гарантии прозрачности (ГТС Украины. - А.Е.) для всех европейских партнеров", уверен Коболев. Но сначала предстоит провести структурную реформу как "Укртрансгаза", так и "Нафтогаза", а также внедрить общепринятые в цивилизованном мире нормы и правила корпоративного управления.

Андрей Коболев считает, что Украина может сохранить транзит газа только при условии привлечения иностранного партнера в ГТС. А также разрешения спора с российским "Газпромом". По его словам, около 73% дохода составляет плата за транзит "газпромовского" газа по украинской ГТС. "С россиянами мы либо договоримся о платежах по новым тарифам, либо заставим их это сделать (платить по новым тарифам. - А.Е.) через арбитражный суд", - уточнил глава "Нафтогаза".

Глава НАКа считает, что из структуры нынешнего "Укртрансгаза", оперирующего и газотранспортной системой (транспортировка), и подземными хранилищами газа (хранение), в новую структуру будет выделено до 70% объектов, входящих в нынешнюю инфраструктуру ГТС.

При этом новый оператор будет находиться уже не в корпоративной структуре "Нафтогаза", а напрямую подчиняться Фонду госимущества (или другому уполномоченному госоргану), которому и будут переданы в управление 100% госакций нового оператора ГТС. "Это предприятие под названием, допустим, "Магистральные газопроводы Украины" и будет оператором украинской ГТС", - напомнил глава "Нафтогаза".

Возможно, для кого-то это открытие. Поэтому напомню, что ZN.UA уже рассказывало о планах создания нового оператора ГТС и разделения функций "Нафтогаза" согласно требованиям Третьего энергопакета (см. №25 от 11 июля 2014 г., "Unbundling*. Попытка вторая", а также №20 от 6 июня
2014 г. "Unbundling*"). С тех пор ситуация изменилась - был принят прогрессивный Закон "О рынке природного газа". Теперь идеи разделения - это уже законодательная обязанность.

Оставлю пока за скобками этого материала болезненный вопрос разделения нынешнего оператора ГТС - ПАО "Укртрансгаз" и создание самостоятельного оператора по хранению газа. Уже потому, что вопрос этот окончательно не решен, и мнения на сей счет расходятся еще больше, чем взгляды Минэнергоугольпрома и НАКа на реформу корпоративного управления.

Но скажу, что Коболев подчеркнул, что в новую газотранспортную компанию, не обремененную обязательствами прежней, необходимо будет привлечь инвестора, чтобы не только сохранить транзит для Украины, но и не допустить реализации российского плана "Северный поток-2". Поэтому, уверен глава НАКа, необходимо спешить с ее созданием, так как процессы инвентаризации и другие, прежде всего юридические, вопросы займут много времени.

Глава "Нафтогаза" уточнил, что у "Укртрансгаза", выступающего сегодня оператором ГТС, в оперативном управлении пока останутся и подземные хранилища газа (12 хранилищ на континентальной территории Украины и Глебовское в аннексированном РФ Крыму; их общая мощность составляет около 31 млрд кубометров). Хотя, по его словам, и это подлежит обсуждению - ПХГ могут быть выведены в отдельную компанию. В частности, как считает Коболев, основываясь на изучении опыта европейских стран, отдельное предприятие-оператор, созданное на основе востребованных украинских подземных хранилищ газа, будет прибыльным и не должно входить в компанию, управляющую ГТС. Тем самым по отношению к ПХГ Украины будет нивелировано недоверие, десятилетиями культивируемое "Газпромом" у европейских газотрейдерских компаний, Еврокомиссии и Энергетического сообщества.

Также Коболев заявил, что приватизацию "Укргаздобычи" можно начинать только после того, как цена природного газа в Украине станет рыночной, то есть при условии, что добываемый в Украине и импортируемый газ смогут быть равно конкурентными, прежде всего по цене. Оптимистичный прогноз вывода цены газа на рыночный уровень - апрель 2017 г. Это будет реальным, уточнил Коболев, после проведения аудита, подтверждения запасов углеводородов на месторождениях и площадях, разрабатываемых госкомпанией "Укргаздобыча", очищения ее от нерентабельных активов и контрактов и избавления от паразитирующих на ней "партнеров".

Конечной целью реформы корпоративного управления и структурной реструктуризации НАК "Нафтогаз Украина" после 2017 г. (желательно к 2019–2020 гг.) в компании, по словам Коболева, видят приватизацию большинства госпредприятий - публичных акционерных обществ, корпоративными правами которых сегодня управляет НАК или которые еще юридически ей принадлежат.

В то же время министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин и возглавляемое им ведомство категорически против модели корпоративной реформы управления и структуры "Нафтогаза". Глава Минэнергоугольпрома две недели назад написал письмо в Европейскую комиссию и секретариат Энергетического сообщества, выразив по сути свое несогласие с моделью реформирования НАК "Нафтогаз Украины" и нефтегазовой отрасли.

"Нафтогаз", образно говоря, в долгу не остался. Так и получилось, что Минэнергоугольпром и НАК призвали секретариат Энергосообщества оценить предлагаемые ими модели корпоративного управления и структурной реформы "Нафтогаза" и энергоотрасли страны на соответствие требованиям Третьего энергопакета.

Стоит сказать, что роль третейского судьи в данном случае не совсем устраивает секретариат Энергетического сообщества. Как выразился его глава Янез Копач, это внутреннее дело Украины выбирать модель реформирования. Главное, чтобы она соответствовала Третьему энергопакету.

Я.Копач, к которому неделю назад письменно взывал Демчишин, в ходе круглого стола, организованного ТЭКовским комитетом парламента, сказал: "…знаком с обоими мнениями и моделями структурного реформирования и корпоративного управления "Нафтогазом". Секретариат Энергетического сообщества сейчас изучает обе модели, предлагаемые и Минэнергоугольпромом, и "Нафтогазом Украины".

Однако при этом он заявил: "Я вижу проблемные аспекты в обоих вариантах. И какой бы из них ни был признан наиболее соответствующим, он все равно потребует адаптации, и здесь решение за Украиной". По мнению главы секретариата Энергосообщества, необходимо не только оценить разработанные варианты на соответствие Третьему энергопакету и дать безапелляционную оценку, нужно также предложить варианты ее адаптации.

Янез Копач в принципе дал понять, каким будет ответ секретариата Энергосообщества. Но отметил, что проще всего сказать "да" или "нет" и что это было бы безответственно, так что надо предложить варианты решения проблемы. Поэтому секретариат Энергосообщества намерен пригласить 7 марта в Вену потенциальных и реальных доноров Украины и ее нефтегазового сектора, чтобы услышать и их мнение. Через неделю после этого, заверил Копач, секретариат даст аргументированный ответ.

Повторюсь, не стоит ожидать, что секретариат Энергосообщества будет растягивать по углам энергоринга Минэнергоугольпром и "Нафтогаз". Украине придется самой делать выбор. В рамках согласованного с тем же Энергосообществом Закона "О рынке природного газа". И не время тянуть одеяло на себя ни одной из заинтересованных политсил и государственных органов. Какими бы соблазнительными ни казались энерго- и денежные потоки. Для чего и кого задумана реформа энергоотрасли и "Нафтогаза"? Для потребителей! Они же пока почувствовали на себе только повышение цен на энергоносители и услуги по их доставке. И надеются, что НАК не превратится в такой себе корпоратив для ограниченного круга, за который нам всем придется дорого платить.