Существенное расширение списка фирм и компаний на украинском рынке газа, как водится, повлекло увеличение количества скандалов, связываемых с ними. При этом нелегко разобраться: какая же из компаний оскандалилась, а кого просто оскандалили.
А тем временем оскандаленный еще в конце 1994 года пионер «газового» рынка - корпорация «Республика» - до сих пор не знает точно, «на каком же она свете». Туркменские контракты сто раз уже переписаны, и «Республика» к ним не имеет никакого отношения. Как, в общем-то, не имеет отношения и к самой торговле газом. Но торговать ей есть чем: в «подземках» «Укргазпрома» за ней до сих пор числится 2222 млн. кубометров газа...
Впрочем, вспомнить историю с «Республикой» заставляет отнюдь не ее скандальная «слава». Во-первых, нравится кому-то или нет, но все современные торговцы газом в Украине пользуются той самой схемой «товарного покрытия», которую более двух лет назад внедрила (или, точнее, продолжила) корпорация «Республика». Во-вторых, при эксклюзивности стиля работы каждого из газоторговцев, все их товарные схемы «хромают», по причинам, наверняка связанным не только со сметкой торговцев. В-третьих, подхватившая эстафету в торговле туркменским газом американская фирма «Итера», в отличие от «Республики» абсолютно зависит от РАО «Газпром». Но более существенно то, что их общими усилиями Украина практически вытеснена с туркменского рынка. Причем, украинские товары там нужны и туда поставляются. Но при этом украинские производители и поставщики (а значит, и госбюджет) лишены возможности получать экспортную прибыль и налоги.
Учитывая это, вероятно, уместно вернуться к сегодня «замороженной» корпорации «Республика». Нынче ей вменяются немалые долги, но стоит вспомнить, что ей и помогли их «заработать». А что касается нарушений со стороны корпорации, то не лишним будет напоминание и о том, что многочисленные проверки с «пристрастием» не обнаружили никакого криминала. Тем временем, почуяв запах «жареного», нашлись желающие ущемить права самой «Республики».
В общем, за два последних года корпорация неоднократно побывала и в роли «обвинителя», и в роли «обвиняемого». Яркие моменты этой истории достойны более подробного рассказа, основанного исключительно на фактах и документах. А тем счастливцам, которым вообще не приходилось слышать о «Республике», напомним, что собой представляет эта корпорация.
Производственно-коммерческая корпорация «Республика» зарегистрирована 26 октября 1993 года в Киеве. В связи со сменой учредителей и величины их взносов, перерегистрирована 18 апреля 1994 года.
Учредители - 10 частных и акционерных предприятий.
23.2% уставного фонда корпорации принадлежит Reрublic Ltd.
В 1994 - 95 годах корпорация занималась торгово-посреднической деятельностью для покрытия долга Украины за 1993 год и оплаты поставок газа из Туркменистана в 1994 году, согласно постановлению Кабинета министров от 25 марта 1994 года.
Долг Украины за туркменский газ, сожженный еще в 1993 году, составлял к марту 1994-го 671.9 млн. долларов США. Уставный же фонд «Республики» - 50 млн. карбованцев - по официальному курсу в середине первого квартала 1994 года составлял приблизительно 4 тысячи долларов США.
Забегая наперед, скажу, что и сейчас два этих факта связываются для выяснения подоплеки того, почему якобы не могла быть истребована гарантия от «Республики». Объясняют это просто: слишком несопоставимые суммы долга и уставного фонда. В этом смысле достаточно, вероятно, заметить, что большинство фирм, которые сегодня торгуют газом в стране, имеют контракты на суммы, в несколько десятков раз превышающие их уставный капитал... Если оперировать исключительно такими категориями, очень легко договориться до того, что никому нельзя ничего доверять...
Гарантом «Республики», в том числе и долговым, являлось само украинское правительство. Как предписано вышеназванным постановлением, корпорации предоставлялись определенные льготы для выполнения обязательств.
Теперь, не вдаваясь в специфику, напомним, сколько, чего и кому поставила «Республика».
Документы «Укргазпрома» за подписью В.Коломеева, заместителя председателя правления (а теперь первого зама председателя Госнефтегазпрома), подтверждают, что в 1994 году в адрес корпорации «Республика» из Туркменистана поступило 9 млрд. 209.2 млн. кубометров газа. Стоимость этого товара по тем временам составляла 460.460 млн. долларов США. «Республика» закупала газ по цене 50 долларов за одну тысячу кубометров газа. А с учетом стоимости транзита по России цена газа на границе Украины составляла 55 долларов.
Из протокола взаиморасчетов с Туркменистаном следует, что в течение того же 94-го года денежными средствами и поставками товаров корпорацией фактически зачтена сумма в 283976.8 тыс. долларов США, в том числе оплачено 400 млн. долларов. Кроме того, за 1995 год корпорацией поставлено товаров на общую сумму около 177 млн. долларов, в т.ч. принято к зачету - 117 млн. долларов. А судьбу остальных товаров (на 60 млн. долларов) предстоит еще решить.
Каких-либо особых гарантийных обязательств от самой корпорации в уже названном правительственном постановлении не требовалось. Поэтому после многочисленных скандалов и оскандаливаний корпорацию-то и обвинить было особо не в чем. Кроме долгов. И уж точно нелегко найти основание, чтобы привлечь ее к ответственности. Кроме долгов. Не Туркменистану, которые погасило правительство. А в основном бюджету и предприятиям, которые отгружали через «Республику» свои товары в счет оплаты долга, а также банкам, предоставлявшим кредиты.
Не нашли и сколь-нибудь существенных обвинений и на «товарищеском суде» - заседании рабочей группы комиссии по вопросам бюджета Верховного Совета, которое состоялось 8 апреля с.г. Депутаты рассматривали, прямо скажем, нетипичную для себя проблему -- «урегулирование вопросов собственности на природный газ, поставленный из Туркменистана, между государством и корпорацией «Республика». Надо отдать им должное: парламентарии однозначно резюмировали, что вопрос собственника газа является прерогативой судебной власти. И «вмешиваясь в этот процесс, законодательная власть превысит свои полномочия». Депутатам показалась неприятной перспектива создания прецедента втягивания Верховного Совета в рассмотрение хозяйственных споров. А исполнительной власти - Кабмину - они посоветовали самостоятельно разобраться с этим вопросом и при необходимости обратиться в суд.
Если правительство воспользуется таким советом, опять же, может возникнуть прецедент. Если же в очередной раз начнет самостоятельное разбирательство с «Республикой», то, видимо, корпорации еще долго предстоит пребывать в «замороженном» состоянии.
О чем спор? Сегодня - в основном о «залоговом» газе.
Правда, еще летом прошлого года после очередной проверки Минфин официально отказался от прежде заявляемых претензий. И «Укргазпром», в общем-то, «залоговый товар» пока не сплавлял. Однако и «Республика» к нему не имеет пока допуска. Этот самый газ, утверждают специалисты, является - по своей юридической сути - ликвидным активом корпорации.
Стоимость этого пассивного в настоящее время капитала - 176 млн. долларов. Если сравнить эту сумму с долгами «Республики», то очевидно, что ее должно хватить на погашение основной их части. А если учесть, что в судебном порядке истребовано и теперь «Республике» должны «возместить» еще около 400 тысяч кубометров газа, ею уже давно оплаченных, то сумма активов корпорации увеличится еще на 32 млн. долларов.
Можно долго выяснять, как и почему это все произошло, придумывать и искать версии. Но достаточно очевидно уже сегодня, что не просто обстоятельства (мол, карта не та выпала) не способствуют окончательному разрешению «Республика»нского скандала. За каждым конкретным сюжетом этой истории угадываются силуэты очень даже конкретных людей, лоббирующих интересы определенных структур. Их цель даже не завуалирована: любым способом блокировать и не дать возможности нормально работать корпорации «Республика», усилиями которой в 1994 году в значительной степени разрешились украинские энергетические проблемы. За что ее «благодарили» и по сей день «благодарят».