UA / RU
Поддержать ZN.ua

КНУТЫ И ПРЯНИКИ

Два первых летних месяца этого года были чрезвычайно насыщены событиями, происходящими на рынке нефтепродуктов...

Автор: Олег Гавриш

Два первых летних месяца этого года были чрезвычайно насыщены событиями, происходящими на рынке нефтепродуктов. Причем изменения происходили с калейдоскопической быстротой и носили совершенно разную полярность. Забавно, что участники рынка нефтепродуктов — от владельца АЗС до владельца НПЗ — относительно спокойно реагировали на все эти изменения и жили отдельной от них жизнью. Отличительная черта этой жизни — давно забытая стабильность и уникальное спокойствие нефтерынка.

Базовые перемены

Июнь вобрал в себя все копившиеся с начала года законодательные и межгосударственные проблемы: льготный импорт дизтоплива при одновременном снятии НДС на экспортные нефтепродукты в России. В то же время нефть, вывозимая из РФ, оставалась под налоговым прессом — на неё выплачивался НДС и экспортная пошлина.

Фактически 1 июня стало точкой отсчета, когда импортные нефтепродукты, вытеснив отечественные, могли заменить позитивные тона в палитре рынка на негативные. Как признался каждый из руководителей четырех НПЗ — «Укртатнефти», «ЛиНОСа», «Лукойл-Одесский НПЗ» и «Херсоннефтепереработка», — они, почти по Станиславу Ежи Ленцу, «были распяты на циферблате часов».

Хотя в глубине души производители надеялись, что Верховная Рада сумеет пройти сквозь горнило лоббистских интересов и отменить де-факто не работающие льготы для импортеров.

Усилиями Минтопэнерго, Минэкономики и Минагропрома, при активном участии «Укртатнефти», «ТНК-Украина», «Лукойл-Украина», «Казахойл-Украина» и пассивном — «Галичины» и «Нефтехимика Прикарпатья» в конце июня это произошло де-юре. Александр Свердлов, директор департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минтопэнерго Украины, комментируя это событие, отметил, что «сегодня отмена льгот очень важна для украинских переработчиков нефти, благодаря которым мы видим стабильность на рынке нефтепродуктов, стабильность поставок нефти и даже рост запасов нефтепродуктов на заводских терминалах, чего не было несколько последних лет. Порядка 60—70% потребляемых Украиной нефтепродуктов — отечественного производства».

Следует заметить, что решение об отмене льгот было принято после того, как «Укртатнефть», «ТНК-Украина», «Лукойл-Украина» и «Казахойл-Украина» удалось убедить Минагропром в том, что заводы полностью смогут удовлетворить нужды крестьян в горючем на время уборочной. Эти НПЗ гарантировали, что оптовая цена тонны низкооктанового бензина или дизтоплива до сентября не выскочит за отметку в 1700 грн. Нарушить идиллию соглашения мог вступивший в силу с 1 июля российский Налоговый кодекс, делавший произведенную в Украине солярку дороже на 20% (на величину НДС) по сравнению с импортной.

Вот тут-то и удивило родное правительство, которое, говоря словами знаменитого российского политика 90-х Бориса Ельцина, «сделало рокировочку». Оно «обложило» российские нефтепродукты пошлиной, освободив нефть, — был введен НДС на импорт готового топлива. Это украинское решение было зеркальным отображением российского и было встречено с облегчением прежде всего российскими же нефтяными компаниями — «ТНК-Украина» и «ЛУКойл-Украина». Более того, обострилось чувство ответственности за зря прожитые без «Укртатнефти» годы у «Татнефти» и «Славнефти», что, правда, проявилось уже в августе.

В июле же правительство, после безрезультатных переговоров премьеров двух стран в Санкт-Петербурге, осознало, что «зеркальным» способом проблему не решить. Анатолий Кинах в начале августа обрисовал следующие шаги в этом направлении — правительство совместно с «Тюменской нефтяной компанией» и «Лукойлом» подготовит предложения по улучшению условий поставки нефти из России на украинские НПЗ. Причем украинский премьер отметил, что «это очень позитивно, когда субъекты рынка начинают влиять через свой экономический прагматизм на государственную и межгосударственную политику».

Тот же экономический прагматизм производителей сделал летнюю динамику цен на нефтепродукты предсказуемой.

Ценовая динамика

Отмена Верховной Радой льгот для импортеров «сельскохозяйственной солярки» коренным образом на динамику цен не повлияла. А отдельные попытки некоторых «аналитиков» увязать принятие закона об отмене льгот для регулирования государством отпускных цен на отечественных НПЗ с наметившимися было ростом стоимости этого вида горючего носили шапкозакидательный характер, «антиэнпезешную» направленность и не имели под собой никаких оснований.

На самом деле никакой романтики сговора против крестьян не было. Все объяснялось весьма прозаично — принятие закона совпало с началом сезонного роста средних оптовых цен, что подтверждал анализ динамики цен на эти виды топлива в июне–июле.

Практически две первые декады июня цены на нефтепродукты снижались. А в двадцатых числах июня, традиционно, с наступления активного периода отпусков, сопровождающихся массовым выездом на юга и дачи, начался рост цен высокооктановых бензинов. Этому же «помогли» и два производителя — «Укртатнефть» и «Лукойл-Одесский НПЗ», которые увеличили выпуск горючего под «аграрного потребителя» и при этом же уменьшили отгрузку на АЗС.

Кроме того, в конце июня останавливался на плановый ремонт главный поставщик его величества рынка «ЛиНОС». Все это, конечно, предсказуемо сказалось на рынке, но почему-то вызывало озабоченность у государственных мужей, которые по долгу службы должны испытывать тревогу, например, за сбор урожая. Важно отметить, что тот же «ЛиНОС» не прекращал отгрузку горючего с заводских терминалов, а «Укртатнефть» и «Лукойл-Одесский НПЗ» все горючее выбрасывали только на внутренний рынок.

В целом июньское повышение цен нельзя назвать серьезным, за исключением разве что бензинов марки Аи-98 и Аи-95, которые выросли за месяц почти на 3%. Остальные цены едва подросли на 1,5% по сравнению с майскими. Более того, средняя стоимость тонны бензина марки А-76 в опте 1 июля 2001 года была на 83 грн. ниже, чем на это число в 2000 году. В целом цена горючего по состоянию на 15 июня 2001 года была ниже аналогичных цен на это же число 2000-го, Аи-95 подешевел на 178 грн., а Аи-95 на 129 грн. В июле же, при том, что увеличился спрос на все виды топлива, наибольшие темпы роста в целом по Украине показали только бензины марок А-76, Аи-92. Максимальное же ценовое ускорение (от 2 до 9%) в разрезе регионов получили высокооктановые бензины. И все же этот рост, по сравнению с прошлогодними ценами на конец июля, выглядит как бег на месте.

Летом появились два важных симптома, которые характеризуют динамику цен по региональному признаку. Первый заключается в том, что в отличие от «эры хронического дефицита», когда в отдельно взятой области на одних автозаправках бензина не было, а на других разница в цене на одну марку бензина едва превышала одну-две копейки, этим летом разница достигала 5—16 копеек. В таких городах, как Харьков, Киев, Донецк, впору было заниматься «спекулятивными чартерными рейсами», закупая горючее на одной и продавая на другой АЗС. Второй — в конце июля доминирующую роль в образовании цены стали играть крупные региональные владельцы АЗС. Возможно, именно это обстоятельство стало некоторым раздражителем для правительства.

Правительственный кнут

Июльские решения правительства в отношение рынка горюче-смазочных материалов (ГСМ) вызывают некоторую настороженность. Их тон и направленность возвращали экономические отношения во времена партийной риторики и напоминали активный поиск ведьм. Стабильность рынка не подтверждала выпады в отношении загрузки производственных мощностей НПЗ, и они плавно переросли в плоскость наполнения бюджета. То есть, если заводы работают стабильно и не могут ответить за кризис на рынке, если средства в производство инвестируются вовремя и владельцы НПЗ не могут ответить за срыв инвестобязательств, то на горизонте замаячил призрак бюджетных потерь от неуплаты акцизных сборов с произведенных нефтепродуктов. При этом единственному плательщику акциза — «Лукойл-Одесский НПЗ» одной рукой дают конфетку, отмечая его «исключительность», а другой — бьют по голове, пытаясь отнять завод у хозяина в судебном порядке. То есть поиск виновных в срыве наполнения годового бюджета, которых назовут зимой, начался, как и положено, согласно пословице, летом.

Более того, в действиях премьер-министра и министров заметна, мягко говоря, дисгармония. В один и тот же день Анатолий Кинах отмечает, что правительство довольно работой российских инвесторов на украинских НПЗ, а Александр Шлапак, глава Минэкономики, — нет. Премьер-министр отмечает их прагматизм и положительную динамику работы, «экономический» министр — уход от акцизов и невыполнение приватобязательств. Логики, а уж тем более последовательности в этих событиях нет. Тем более что положительная оценка работы «Лукойл-Украина» и «ТНК-Украина» прозвучала из уст премьера вскоре после встречи с исполнительным директором «Тюменской нефтяной компании» Германом Ханом, в ходе которой, со слов последнего, обсуждались вопросы взаимодействия по улучшению условий поставок российской нефти в Украину и доступу российских и казахской компаний к аукционам по продаже украинской нефти. Причем Герман Хан высказал сдержанный оптимизм на справедливое для иностранных инвесторов решение этого вопроса.

Ответ же прозвучал из уст Александра Шлапака — введение ограничения на покупку нефти компаниями «ТНК-Украина», «Лукойл-Украина» и «Казахойл- Украина» экономически обосновано и будет продлено.

Очень сложно найти экономическое обоснование этому решению. В описках ответов, как говорил Чапек, наталкиваешься на вопросы. Во-первых, как можно обосновать это решение с точки зрения рентабельности продаж нефти? Элементарные подсчеты показывают, что цена украинской нефти на аукционе 25 июня, когда в нем принимали участие «ТНК-Украина» и «Лукойл-Украина», выросла с 776,08 до 836,35 грн. за тонну. Во-вторых, как можно сделать тоже с точки зрения правительственной озабоченности загрузкой трех НПЗ (с государственной долей собственности) — «Укртатнефти», «Галичины» и «Нефтехимика Прикарпатья» — нефтью вообще и украинской в частности? За семь месяцев 2001 года на «ЛиНОС», «Лукойл-Одесский НПЗ» и «Херсоннефтепеработку» поставлено только 6% всей добытой в Украине нефти. Не надо слыть экономистом, чтобы понять нелепость подобной заботы о госсобственности.

Тем более что три «частично государственных» завода давно свыклись с ролью пасынков, особенно когда заходит речь о льготном кредитовании, вложении инвестиций или защите от наплыва импортных нефтепродуктов. Более того, они научились выживать самостоятельно, о чем, например, свидетельствует их работа в июне–июле.

Производственный пряник

За два месяца на отечественные нефтеперабатывающие заводы было поставлено 2326,84 тыс. тонн нефти, переработано — 2166,6 тыс. тонн, то есть почти столько же, сколько было поставлено и переработано шестью НПЗ с января по май прошлого года.

Треть нефти перерабатывает «ЛиНОС», еще треть — на пару «Лукойл-Одесский НПЗ» и «Херсоннефтепереработка». «Укртатнефть» перерабатывает еще 20%, а остальное приходится на два западноукраинских завода.

При однозначно положительной динамике загрузки и ритмичной работе каждое из предприятий является участником украинской «книги рекордов переработки».

Так, «ЛиНОС» является абсолютным лидером по переработанной нефти — 36% всего сырья, поставленного на украинские НПЗ за 7 месяцев; производству светлых нефтепродуктов — за 7 месяцев 1593 из 4401 тыс. тонн. «Лукойл-Одесский НПЗ», несмотря ни на что, является единственным украинским заводом, который загружен на 57%. «Укртатнефть», несмотря на то, что самостоятельно загружает производство, не простаивала в этом году ни единого дня и имеет самый глубокий уровень первичной переработки нефти — 81,5%. «Херсоннефтепеработка» переработала почти половину всей казахской нефти, поставленной в Украину, объем поставок которой вырос в этом году более чем в два раза. «Галичина» увеличила переработку нефти за 7 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого более чем в два раза. А «Нефтехимик Прикарпатья» прорвал «блокаду» и на завод стала поступать российская нефть, 73,4% которой было закачено летом.

При этом заметным стало увеличение доли давальческой нефти. Основные поставщики давальческого сырья — компании «ТНК-Украина», «Лукойл-Украина», «Интерлинк», «Сити», «Матрица 2000», «Эспро», «Линднер», «Блекси», «Анруз», «Вета», «Нафта Эс», «Энерготранс», «Гала», Watford.

С 1 июня производственные мощности по переработке 3,2 млн. тонн нефти в год ЗАО «Укртатнефть» начала арендовать «Кременчугская нефтяная компания». Это сотрудничество Владимир Демехин, первый заместитель председателя правления «Укртатнефти», оценил в интервью «ЗН» как крайне успешное на протяжении июня–июля 2000 года. Но в начале августа наблюдательный совет ЗАО не только сместил с должности Владимира Матыцина, самого опытного руководителя украинских НПЗ, но и вынес решение приостановить аренду «Кременчугской нефтяной компании» и «Славнефти», которая только 1 августа получила на это право. Пока сложно разобраться в этой ситуации, но можно сказать однозначно, что точку в этом скандале ставить рано.

В июне стали известны некоторые инвестиционные подробности, а в июле подведены первые итоги обновления производства на украинских НПЗ. Прежде всего инвестиционные вливания достигли Одесский и Лисичанский заводы. Как сообщил генеральный директор «Лукойл-Украина» Николай Каденюк, в этом и прошлом году в реконструкцию производства вложено 4,6 млн. долл. и завод по этой причине простоял 87 суток. За первое полугодие 2,5 млн. долл. инвестировала в обновление «ЛиНОСа» «ТНК-Украина». «В июне была плановая остановка «ЛиНОСа». Основной упор был сделан на ремонт ТЭЦ, которая организационно входит в состав завода, т.е. были проведены мероприятия по обеспечению устойчивой работы, что позволит переработать на заводе в этом году не менее 4,3 млн. тонн нефти», — рассказал «ЗН» Филипп Карпеко, начальник отдела переработки нефти «ТНК- Украина». В этом году «ЛиНОСу» предстоит еще одна плановая остановка с 1 декабря, а объем капиталовложений в ремонт составит порядка 15 млн. долл.

Наращивание выпуска горючего напрямую зависит от возможности их рентабельной реализации. Поэтому производители все активнее двигаются к потребителю. Майская тенденция построения региональных джобберских сетей получила стремительное развитие впоследствии.

Танго джобберов

В этом смысле странным выглядело начало летнего франчайзингового сотрудничества с собственниками АЗС компании «Лукойл-Украина». Еще в феврале этого года Николай Каденюк автору этих строк утверждал, что «Лукойл-Украина» намерена продвигать свои бензин и солярку к розничному потребителю только путем построения собственных автозаправок или их долгосрочной аренды. Тем не менее то ли агрессивное построение джобберских сетей «ТНК-Украина», то ли «наглое» (не имея собственных производств в Украине) приобретение джобберов «Славнефтью» заставило компанию отказаться от первоначальных планов, и в июле появился первый десяток АЗС, и не где-нибудь, а в Киеве — городе, где «Лукойл-Украину» почему-то традиционно не жалуют. Таким образом, число всех лукойловских автозаправок перевалило за 60.

Но законодателем джобберской моды в Украине остается компания «ТНК-Украина». Её розница сегодня остается самой быстрорастущей и разветвленной. Компания за три месяца сумела наладить сотрудничество с владельцами 41 АЗС. «К концу 2002 года мы планируем подключить к джобберской программе порядка 650 АЗС в различных регионах Украины. Что же касается Киева — у нас джобберское соглашение с 14 АЗС, а до конца этого года будет порядка 20. Кроме того, до конца 2002 года мы намерены построить в столице 10 АЗС», — поделился планами Сергей Лизунов, исполнительный директор «ТНК-Украина». Основные мезорегионы строительства джобберской сети компании расположены поближе к «ЛиНОСу» — в Луганской, Донецкой, Днепропетровской, Киевской и Кировоградской областях. В сферу джобберско-розничных интересов в обозримом будущем попадут Запорожская, Харьковская области и Крым.

Остальные нефтяные компании и НПЗ в наращивании розничной экспансии замечены не были; разве что «Херсоннефтепереработка» вздумала скупить часть АЗС и нефтебаз, но насколько активно восприняли эту идею владельцы последних — пока неизвестно.