UA / RU
Поддержать ZN.ua

Климатическая ширма финансовых гигантов

Тема защиты климата используется в финансовом мире для привлечения инвестиций.

Авторы: Олег Гичка, Александр Сущенко

Ратификация 3 сентября 2016 г. США и Китаем Парижского климатического соглашения, обсуждение принципов борьбы с изменениями климата в ходе последней встречи представителей G20, о чем было заранее известно ведущим международным финансовым гигантам, стали причиной проведения еще одного мероприятия, которое может создать рамочные условия для функционирования глобальной системы обращения "зеленых облигаций", а они, в свою очередь, стать механизмом для стимулирования или же сдерживания развития отраслей промышленности, оборота товаров и оценки активов.

Конец света или его начало?

Нефинансовые риски оказались в центре внимания не только государств, но и представителей бизнеса после вступления в силу Киотского протокола к рамочной Конвенции об изменении климата в 2005 г. С того момента единицы сокращения выбросов парниковых газов превратились в актив, который можно продать другим субъектам для покрытия их обязательств в рамках международных договоренностей.

Подписание 22 апреля 2016 г. представителями 171 страны Парижского климатического соглашения стало новым этапом в привлечении финансовых ресурсов для реализации проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов. Этот документ позволил представителям финансового рынка оценить потенциальные размеры будущего рынка торговли разрешениями на выбросы парниковых газов, поскольку большинство стран мира разработали планы по их сокращению.

Но наиболее интересные изменения происходят сейчас на финансовом рынке, участники которого внимательно отслеживают и анализируют тенденции. Поэтому этот рынок одним из первых реагирует на любые изменения не только конъюнктуры, но и игроков. В частности Организация принципов ответственного инвестирования (Principles for Responsible Investment, PRI) и Финансовая инициатива программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (The United Nations Environment Programme Finance Initiative, UNEP FI) уже создали соответствующие условия для отчетности и рейтингования по экологическим, социальным и управленческим рискам. Все это позволяет активно использовать рыночные финансовые инструменты для аккумуляции и привлечения финансовых ресурсов.

ESG-факторы, или Как формируется рынок будущих ответственных инвестиций

Буквально сразу же после завершения встречи G20 в Китае (4–5 сентября 2016 г.) было проведено другое, менее примечательное, однако не менее важное мероприятие - отрасли климатических финансов. 6–8 сентября 2016 г. в Сингапуре при содействии Организации принципов ответственного инвестирования и Финансовой инициативы программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде состоялась конференция "Формирование будущих ответственных инвестиций". Конференция, объединившая представителей инвестиционных фондов, владельцев крупнейших бирж, была посвящена вопросам отчетности компаний по нефинансовым рискам и результатам - экологическим, социальным и управленческим.

В ходе мероприятия представители PRI презентовали практическое пособие по интеграции социальных, экологических и управленческих рисков (Environmental, Social and Governance, дальше - ESG) в оценке инвестирования капитала и введения обязательных норм по раскрытию информации об ESG компаниями на биржах шести рынков: Китая, Гонконга, Индии, Малайзии, Сингапура и Южной Кореи.

Среди участников конференции следует отметить основателей и топ-руководство французского инвестиционного фонда Amundi Asset Management (владеет активами около 1 трлн долл.), нидерландского инвестиционного фонда Robeco, The investment Engineers, австралийского инвестиционного фонда AMP Capital, малазийского инвестиционного фонда Capital Markets Malaysia, американских инвестиционных фондов Clearbridge Investments (владеет активами около 105 млрд долл.), Calvert Investments (владеет активами около 12 млрд долл.) и MFS Investment Management (владеет активами около 418 млрд долл.), британских инвестиционных фондов Hermes Investment Management и Standart Life Investment (последний владеет активами около 300 млрд долл.).

В конференции также приняли участие представители руководства французского финансового гиганта BNP Paribas и крупнейшего провайдера финансовой информации - Bloomberg.

По результатам обсуждения практического пособия по интеграции социальных, экологических и управленческих рисков в ходе конференции участники достигли договоренности о постепенном введении к 2020 г. обязательности критериев оценки ESG-факторов на биржах стран Китая, Гонконга, Индии, Малайзии, Южной Кореи, США, Канады, Великобритании, Бразилии, Японии и Южноафриканской Республики.

При презентации этого пособия представители PRI привели примеры влияния ESG-факторов на оценку результатов деятельности компаний. На с. 59 этого пособия аналитики банка Barclays приводят прогноз инвестиционной привлекательности для энергетических компаний Германии - E.ON и RWE. Основным фактором прогноза является достижение минимальных целей Парижского климатического соглашения.

С учетом действий руководства компании E.ON по выведению "грязных активов" в отдельную компанию Uniper в начале 2016 г. (использующую традиционные источники электроэнергии - уголь, нефть, газ) инвестиционная привлекательность этой компании улучшилась по сравнению с конкурентом - RWE.

Так, согласно расчетам британского банка Barclays, сокращение выбросов парниковых газов с целью удержания темпом глобального потепления в пределах 2 градусов Цельсия потребует от обеих компаний применения стратегии замены угля природным газом для производства электроэнергии и повышения доли возобновляемой энергии в общей структуре ее генерирования. С учетом изменения цены европейских квот на выбросы парниковых газов (European Emission Allowances, EUA) стоимость активов компании E.ON будет положительно отличаться в случае движения в пределах стратегии удержания темпов потепления на планете в пределах двух градусов Цельсия.

Можно ожидать противоположной ситуации в случае с компанией RWE, стоимость активов которой может упасть почти на 800 млн евро.

Фактически энергетические компании (угольные, электро-, газо- и нефтекомпании), которые продолжат свою деятельность без учета риска изменения климата и внедрения мер в рамках глобальной стратегии ограничения темпов глобального потепления в пределах двух градусов Цельсия, могут потерять значительную долю стоимости своих активов.

Перспективы снижения выбросов парниковых газов и привлечение "зеленых облигаций"

По итогам сингапурской конференции участники определили, что использование ESG-факторов для оценки компаний создаст к 2020 г. возможность внедрять проекты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу с использованием механизма привлечения "зеленых облигаций".

Дополнительно предполагается внедрение с 2017 г. рейтинговым агентством Standart&Poor's Global Ratings инструмента оценки таких облигаций. Он будет учитывать степень риска при реализации проектов, направленных на ограничение темпов глобального потепления в пределах двух градусов Цельсия. Методологию оценки представят на Всемирной конференции ООН по вопросам изменения климата с 7 по 18 ноября 2016 г. в г. Марракеш (Королевство Марокко).

Этот инструмент, а именно: "зеленые облигации", позволяет привлекать целевое финансирование для реализации мер, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, повышение уровня энергоэффективности, улучшение качества системы управления накоплением, хранением и переработкой мусора, обеспечение чистоты питьевой воды и т.п. При этом благодаря формированию дополнительного актива (например сертификатов и разрешений на выбросы парниковых газов) и использованию системы отчетности по нефинансовым рискам такой инструмент помогает значительно снизить стоимость привлечения финансовых ресурсов. То есть процентная ставка таких инвестиций будет ниже.

Реализация принципов Парижского климатического соглашения при наличии либо глобального, либо локального рынка торговли выбросами - в странах ЕС, Китае, Гонконге, Индии, Малайзии, Сингапуре, Южной Корее, США, Канаде, Великобритании, Бразилии, Японии и Южноафриканской Республике - позволяет де-факто создать зону свободной торговли между этими странами. Именно благодаря функционированию системы торговли разрешениями на выбросы парниковых газов можно обеспечить наличие подтверждения чистоты экспортируемого/импортируемого товара.

В дополнение к этому введение в ЕС в 2017 г. (директивы 2013/34/ЕС, 2014/95/ЕС) обязанности для крупных компаний отчитываться об уровне экологических, социальных и управленческих рисков означает усиление внимания даже к поставщикам, находящимся за пределами ЕС. Поскольку существующие подходы к подготовке нефинансовой отчетности (например Global Reporting Initiative, GRI) предусматривают учет не только собственных выбросов парниковых газов, но и выбросов, возникающих по всей цепочке создания стоимости (в частности у поставщиков). Именно поэтому отсутствие отчетности или же значительные объемы выбросов парниковых газов у поставщика европейской компании сразу же повлияют на снижение рейтинга компании, что как минимум приведет к ухудшению условий для привлечения капитала на рынке для последней.

В сфере финансов важным сигналом после подписания Парижского климатического соглашения стала кардинальная переориентация политики Китая и формирование ее согласно "зеленому" тренду. В частности руководство КНР в начале сентября 2016 г. анонсировало дорожную карту о привлечении "зеленых" инвестиций и переходе к так называемой зеленой экономике. Ответственность за ее реализацию возложена на Народный банк Китая (People's Bank of China, Pboc), Министерство финансов, Национальную комиссию по вопросам реформ и развития, Министерство охраны окружающей среды, Комиссию по вопросам регулирования банковской деятельности, Комиссию по вопросам регулирования обращения ценных бумаг и Комиссию по вопросам регулирования страховой деятельности.

Логичным следствием таких шагов, как уже отмечалось выше, стала ратификация Китаем (одновременно с США) Парижского климатического соглашения накануне саммита G20 в начале сентября этого года.

Активная позиция крупнейших в мире эмитентов парниковых газов свидетельствует о повышенном интересе к вопросу защиты климата со стороны политических и финансовых кругов. Поэтому можно прогнозировать усиление лоббирования среди политических элит разных стран идеи введения более жестких мер защиты климата. Такие действия направлены, прежде всего, на увеличение спроса на разрешения на выбросы парниковых газов в указанных странах и рост заинтересованности со стороны банкиров в развитии механизма привлечения "зеленых облигаций" для реализации проектов уменьшения выбросов СО2.

Что ожидает Украину?

Изменения, происходящие на финансовом рынке, заставляют ведущих игроков финансового рынка и компании учитывать нефинансовые риски (экологические, социальные и управленческие) в своей деятельности и в процессе оценки инвестиционных проектов. Именно поэтому перспективы инвестирования в украинскую экономику в ближайшие десятилетия непосредственно зависят от построения необходимой инфраструктуры для отчетности по нефинансовым рискам, их оценки и рейтингования как финансовых инструментов, так и компаний.

Во-первых, игнорирование перехода финансового рынка на новые правила оценки инвестиционных проектов и результатов ведения бизнеса может привести, прежде всего, к ограничению доступа к финансам. Во-вторых, могут возникнуть проблемы со сбытом продукции в ЕС из-за требования для крупных компаний отчитываться не только по собственным рискам, но и по рискам, возникающим по всей цепочке создания стоимости - от поставщиков до потребителей.

Применение системы отчетности по нефинансовым рискам создает возможности для привлечения финансовых ресурсов, необходимых для сокращения выбросов парниковых газов. Использование положений Директивы 2013/34/ЕС "О годовой финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности и связанной отчетности определенных типов предприятий" должно заставить крупные компании отчитываться перед стейкхолдерами об уровне нефинансовых рисков в компании. Основными ответственными за имплементацию этого нормативно-правового акта в Украине являются Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли. Ожидалось, что положения директивы будут имплементированы к июлю 2015 г.

Также важна Директива 2003/87/ЕС, предусматривающая внедрение системы торговли разрешениями на выбросы парниковых газов в Украине к началу 2017 г. Такая система будет предполагать не только обязательства сокращать выбросы парниковых газов отечественными компаниями, но и возможность реализовать имеющиеся/лишние сертификаты/разрешения, привлекать финансовые ресурсы под проекты, которые в результате могут сформировать такое разрешение/сертификат.

Кроме того, эта система позволит использовать имеющиеся сертификаты как актив, поскольку он получит свою цену на рынке.

Важно, что согласно распоряжению Кабмина Украины №847-р от 17 сентября 2014 р. "Об имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским Сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны", имплементация этого нормативно-правового акта должна была состояться до августа 2016 г. Однако на сегодняшний день нет даже предварительного варианта законопроекта этого документа. Ответственным за имплементацию упомянутой выше директивы является Министерство экологии и природных ресурсов Украины.

Пока ни один из упомянутых нормативных актов не имплементирован, поэтому украинские компании - эмитенты выбросов парниковых газов не могут в полной мере воспользоваться преимуществами климатических финансов и привлечь средства, необходимые для удержания темпов роста температуры на планете в масштабах, определенных Парижским климатическим соглашением.

Можно постоянно ждать помощи кредитных организаций, а можно использовать имеющиеся механизмы для привлечения инвестиций, которые Украина обязалась внедрять в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС и Парижского климатического соглашения.

Об авторах:

Александр Сущенко, 1982 г.р. - ассоциированный эксперт Центра глобалистики "Стратегия ХХІ". Эксперт в сфере климатических финансов, финансов окружающей среды, к.э.н., доцент кафедры финансов ГВУЗ "КНЭУ им. В.Гетьмана". Глава Совета молодых ученых ГВУЗ "КНЭУ им. В.Гетьмана", Centre for ESG Economics (г. Киев), заместитель председателя ESG Bildung Verein (г. Берлин, Германия), соучредитель ОО "Вільна Енергія" (г. Киев).

Изучал международные экономические отношения в ГВУЗ "КНЭУ им. В.Гетьмана", университете г. Констанц (Германия), Экономическом университете г. Вена (Австрия). Стипендиат Кабинета министров Украины для молодых ученых в 2016 г. С 2016 г. по программе Фонда Конрада Аденауэра работает научным сотрудником Университета Виадрина (г. Франкфурт, Одер, Германия), где также преподает предмет "Экономика изменения климата".

Исследовательские интересы: область климатических финансов, финансов окружающей среды.

Олег Гичка, 1983 г.р. - магистр экономики, Киевский национальный экономический университет, специальность "Управление международным бизнесом", присоединился к команде Центра глобалистики "Стратегия ХХІ" в 2014 г.

Исследовательские интересы: международные нефтегазовые компании, развитие международных рынков нефти и газа, сотрудничество международных компаний в области возобновляемой энергетики и энергоэффективности, управление международными энергетическими проектами.