UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАЖДЫЙ ВТОРОЙ КИЛОВАТТ — «ЭНЕРГОАТОМ»НЫЙ

В октябре 2001 года Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом», которая постан...

Автор: Иван Гонта
Юрий Недашковский

В октябре 2001 года Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом», которая постановлением правительства определена эксплуатирующей организацией и несет всю полноту ответственности за безопасное функционирование атомных электростанций, отмечает свой первый пятилетний юбилей. В состав этой компании входят четыре атомные станции и предприятие «Атомремонтсервис», созданное на базе Чернобыльской АЭС, недавно выведенной из состава компании. Удобный повод поговорить о деятельности НАЭК «Энергоатом» с ее президентом Юрием Недашковским.

— 17 октября 2001 года НАЭК «Энергоатом» будет отмечать пятилетие со дня основания. Давайте вернемся в 1996 год и вспомним, в каких условиях происходило создание компании?

— Это был очень сложный год для атомной энергетики Украины. Финансово-экономическая ситуация в отрасли целиком зависела от общего состояния экономики страны, которая находилась в стадии либерализации.

Были отпущены цены на энергоносители при фиксированной цене на электроэнергию. Энергорынок фактически находился под контролем так называемых независимых поставщиков, то есть посредников, которые сумели отсечь производителя электроэнергии от финансовых потоков.

Процветал бартер, существовала реальная опасность поглощения энергетических предприятий региональными вертикально интегрированными структурами и ликвидации единой энергосистемы. Оборотные средства атомных электростанций «вымывались» угрожающими темпами.

В этих условиях было принято правительственное решение по объединению атомных электростанций в одно предприятие — Национальную атомную энергогенерирующую компанию «Энергоатом». В нее вошли все пять АЭС Украины. Эта мощная структура с объединенными финансами стала серьезным конкурентом финансово-промышленным группам и выжила в трудный период.

— Исходя из пятилетнего опыта работы компании, какие вы видите положительные и отрицательные стороны объединения атомных электростанций в единое крупное предприятие?

— Концентрация финансов в условиях их дефицита дала возможность маневрировать потоками денежных средств. В трудную минуту атомщики сплотились и сообща решали производственные и финансовые проблемы, не разделяя их на «свои» и «чужие».

Примененная схема коллегиального управления (правление НАЭК) позволила избежать больших ошибок в трудное время. Атомные электростанции были защищены от возобладания местных и клановых интересов над интересами ядерной безопасности.

На сегодня можно констатировать, что компания действительно устойчиво прибыльна и работает, не снижая уровня производства электроэнергии.

В современных экономических условиях результат деятельности такого большого предприятия, как «Энергоатом», зависит от слаженной и эффективной работы каждого его подразделения. Именно благодаря объединению усилий всех АЭС Украины удалось достроить Александровскую ГЭС, ввести в опытно-промышленную эксплуатацию сухое хранилище отработанного ядерного топлива на Запорожской АЭС, проводить работы по достройке энергоблоков на Хмельницкой и Ривненской атомных, Ташлыкской гидроаккумулирующей электростанции, объектов социальной сферы.

— Что за последние годы было сделано для повышения ядерной безопасности атомных электростанций?

— Из чернобыльской катастрофы мы извлекли немало уроков, главный из которых — умение работать безопасно, надежно и открыто для всего общества даже в очень сложных условиях. Научились решать основные проблемы в условиях дефицитного финансирования и не допускать того, чтобы в тени общих финансовых проблем прятались вопросы, решение которых не требует значительных финансовых вложений, но оказывает существенное влияние на повышение безопасности и надежности.

В Украине создана система подготовки персонала атомных электростанций, в основе которой лежит ядерное законодательство и Концепция национальной системы подготовки персонала АЭС Украины. Для реализации данной концепции создана новая нормативная база системы подготовки персонала, основанная на системном подходе к обучению, рекомендованном МАГАТЭ и применяемом в ведущих странах-участницах этой организации.

В рамках международной технической помощи на всех атомных станциях Украины введены полномасштабные тренажеры и системы представления параметров безопасности.

С 1997 года введена и успешно работает система лицензирования персонала АЭС, который непосредственно управляет реакторной установкой.

Выполнены на детерминистской основе с привлечением отечественных и зарубежных специалистов всесторонние анализы безопасности действующих энергоблоков.

Выявленные проблемы безопасности классифицированы с использованием методологии МАГАТЭ по важности влияния на глубокоэшелонированную защиту и, соответственно, определена приоритетность их реализации.

Предварительные результаты анализов свидетельствуют об отсутствии дефицита безопасности, который мешал бы дальнейшей безопасной эксплуатации энергоблоков АЭС Украины.

С учетом этих результатов НАЭК «Энергоатом» в 1999 году разработала «Мероприятия по повышению безопасности действующих энергоблоков с реакторами типа ВВЭР-1000 », в 2000-м — «Программу приоритетных мероприятий по повышению безопасности энергоблоков АЭС Украины», реализация которой рассчитана на период до 2005 года.

— Охарактеризуйте, пожалуйста, нынешнее финансово-экономическое положение атомной отрасли.

— Финансовое состояние НАЭК «Энергоатом», как и других производителей электроэнергии в Украине, нужно рассматривать в контексте существующего правового поля и ситуации на энергорынке.

Остается много проблем, которые традиционно находятся в финансовой плоскости. Существовавшая на протяжении нескольких лет система оплаты электроэнергии всевозможными суррогатными методами (зачеты, бартер и т.д.) приносила многомиллионные убытки. Компании пришлось заплатить высокую цену — образовались огромная дебиторская задолженность, долги по зарплате и перед бюджетами всех уровней.

Улучшение ситуации на энергорынке стало возможным после принятия в 2000 году правительством Украины ряда решений. Прежде всего — введение практики расчетов денежными средствами. Вследствие этого значительно улучшилась ситуация с оплатой отпущенной госпредприятию «Энергорынок» электроэнергии. Сборы денежных средств возросли до 60—70%, что позволило увеличить поступления на счета компании до 45—50%. В результате была погашена задолженность по заработной плате работникам отрасли и снята социальная напряженность в трудовых коллективах. Ранее в 1996 году об этом можно было только мечтать.

Однако сегодняшнее финансовое состояние компании еще далеко от идеального. Пока нет 100% оплаты за отпущенную электроэнергию, под вопросом будет оставаться ритмичное проведение ремонтной кампании на энергоблоках АЭС, обеспечение поставок свежего и вывоза отработанного ядерного топлива, своевременная выплата зарплаты персоналу станций. Сказывается это и на отсутствии реальных источников для расчетов с бюджетом и кредиторами.

Что касается экономического состояния, то здесь наблюдается реальное, а не мнимое оздоровление. С начала 2001 года «Энергоатом» впервые за последние годы отработал с реальной прибылью, которая перекрыла все убытки прошлых лет.

Конечно, эта прибыль имеет две составные. Одна — это помощь государства: компании на 1,4 млрд. грн. списано пеней и штрафов, начисленных за несвоевременную оплату налогов. Другая — средства, заработанные от производственной деятельности всех площадок АЭС и дирекции «Энергоатома». Это около 1 млрд. грн.

— Чем опасны для компании «чрезвычайные ситуации» на «Энергорынке» и какие возможны варианты компромиссных решений в распределении средств между участниками рынка?

— Введение «чрезвычайных ситуаций» предусмотрено законодательством и представляет собой инструменты для мобилизации средств на решающих направлениях обеспечения устойчивой работы единой энергетической системы. Это нормальный механизм взаимного кредитования, но только при условии возврата кредитов по согласованному графику.

Практика невозврата кредита или возврата в несогласованные сроки дестабилизирует финансовую деятельность предприятия и наносит значительный экономический ущерб.

Кроме того, при введении «чрезвычайных ситуаций» удержание средств в пользу нуждающегося субъекта рынка должно производиться за счет всех остальных его участников. Последние же два года (2000–2001) такие удержания происходят исключительно за счет средств «Энергоатома».

К сожалению, в последнее время все чаще применяется практика «ручного» перераспределения денежных средств, которые по алгоритму начислены НАЭК «Энергоатом» и отправлены, согласно ряду постановлений НКРЭ Украины, другим производителям электроэнергии. Таким образом перераспределено более 300 млн. грн., что составляет среднемесячный объем поступлений денежных средств на счета нашей компании.

Это вынуждает «Энергоатом» привлекать значительные кредитные ресурсы прежде всего для оплаты поставок свежего ядерного топлива. Особенно актуальными эти проблемы становятся во время подготовки АЭС к зиме.

— Как вы оцениваете работу обособленных подразделений НАЭК «Энергоатом» в подготовке к максимальным нагрузкам в осенне-зимний период 2001—2002 годов? На каком уровне проведена летняя ремонтная кампания, какие мероприятия еще необходимо осуществить для надежного обеспечения украинского потребителя электроэнергией?

— Оценивая деятельность НАЭК «Энергоатом» накануне осенне-зимнего максимума нагрузок, следует отметить, что в сравнении с 2000 годом атомная энергетика осталась без одного энергоблока мощностью 1000 МВт (3-й энергоблок ЧАЭС), соответственно уменьшилась установленная мощность генерации с 12 818 МВт до 11 835 МВт.

Однако в текущем году производство электроэнергии на АЭС практически не сократилось. В первом полугодии план по производству электроэнергии перевыполнен на 7%. Для сравнения: это работа одного блока мощностью 1000 МВт в течение шести месяцев. На сегодня дополнительно выработано 3 млрд. 600 млн. кВт•ч электроэнергии.

Сегодня атомная энергетика генерирует около 45% украинской электроэнергии. Каждый второй потребленный кВт•ч в объединенной энергосистеме Украины произведен на АЭС. Следовательно, на атомщиков возлагается особая ответственность за стабильное обеспечение электроэнергией экономики Украины.

Оценивая нынешнее состояние, можно сказать, что мы уже перешли в зимний режим работы. Сейчас из 13 энергоблоков работает 11, два находятся в плановом ремонте, который предусматривает и перегрузку топлива. Все ремонтные работы выполняются в соответствии с утвержденным графиком.

Кроме того, с начала 2001 года выполнены планово-предупредительные ремонты на восьми атомных энергоблоках. К тому же завершены ремонтные работы еще на двух блоках, ремонтная кампания на которых началась в предыдущем году. Во время прохождения нынешнего осенне-зимнего максимума один-два энергоблока будут находиться в ремонте. А всего планируется для работы в осенне-зимний период 11—12 атомных блоков.

— В соответствии с постановлением правительства, НАЭК «Энергоатом» определена предприятием стратегического значения, что это означает на практике?

— Действительно, постановлением Кабинета министров Украины от 26 сентября с.г. НАЭК «Энергоатом» внесен в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности страны. Такое решение чрезвычайно важно, оно позволяет защищать имущественные интересы государства путем усовершенствования механизма защиты интересов отдельно взятых стратегических субъектов. К тому же, это предотвратит попытки проведения скрытой приватизации.

— Каково ваше видение перспектив «Энергоатома» в плане развития производственной деятельности, структурных преобразований отрасли и компании?

— Создание необходимых условий для функционирования отрасли позволяет сегодня с уверенностью говорить и о перспективах ее дальнейшего развития.

Вплотную развернуты работы по достройке и вводу в эксплуатацию двух энергоблоков высокой степени готовности с реакторами ВВЭР-1000 — № 2 на Хмельницкой и № 4 на Ривненской АЭС (ожидаемые сроки пуска — 2003 и 2005 годы соответственно). Здесь для нас положительным примером являются российские коллеги, которые после длительного простоя сумели в этом году пустить энергоблок №1 на Ростовской АЭС с реактором ВВЭР-1000.

Кроме достройки двух энергоблоков (Х2/Р4), с конца прошлого года начато финансирование и начата, как я уже говорил, достройка Ташлыкской гидроаккумулирующей электростанции (ТГАЭС — 6 энергоблоков по 150 МВт общей мощностью 900 МВт), которая входит в состав промышленного комплекса Южно-Украинской АЭС.

Это позволит НАЭК «Энергоатом» участвовать в регулировании частоты в энергосистеме и послужит дополнительному усилению позиций компании на энергорынке. Первую очередь ТГАЭС (2 энергоблока общей мощностью 300 МВт) планируется достроить на протяжении двух лет. Окончательное завершение строительства ТГАЭС ожидается в 2006 году.

Есть у нас и еще одна победа. Несмотря на все перипетии на Запорожской АЭС введено в опытно-промышленную эксплуатацию промежуточное «сухое» хранилище отработанного ядерного топлива (СХОЯТ).

Как уже известно читателям «ЗН», отработанное ядерное топливо (ОЯТ) с украинских АЭС вывозится для хранения в Россию. Ежегодно НАЭК «Энергоатом» тратит на это десятки миллионов долларов. К тому же, стоимость вывоза ОЯТ в течение последних лет имеет неуклонную тенденцию к увеличению. Экономическая целесообразность и способствовала принятию Украиной решения о корректировке концепции обращения с отработанным топливом. Объемы его вывоза в РФ должны постепенно снижаться по мере развития собственной системы хранения отработанного топлива.

Первые три контейнера с ОЯТ были загружены на ЗАЭС в сентябре этого года.

Уже в 2002 году экономический эффект от введения в эксплуатацию очередных одиннадцати контейнеров составит более 30 млн. долл. При дальнейшем освоении СХОЯТ с ежегодной загрузкой 13–14 контейнеров экономический эффект возрастет до 40 млн. долл.

К сожалению, темпы достройки указанных объектов существенно сдерживаются из-за ограниченного финансирования, которое сегодня осуществляется исключительно за счет собственных средств «Энергоатома». Возможность привлечения дополнительных источников финансирования в настоящее время активно изучается.

Но чтобы четко расставить акценты в приоритетах дальнейшего развития атомно-энергетической отрасли, нужно сначала на государственном уровне определить оптимальный вариант соотношения мощностей ядерной и традиционной энергетики, основанный на технико-экономических и экологических прогнозах. Только после этого мы сможем ясно представлять свою роль в будущем энергобалансе и, соответственно, разрабатывать планы.

После 2010 года нам постепенно придется обновлять «реакторный парк». Атомная энергетика — специфическое производство, предполагающее длительный процесс от начала строительства блока до его завершения. Если в бывшем Союзе блок сооружался за 7–10 лет, то в нынешних условиях, возможно, понадобится и 15–20 лет.

То есть, уже фактически наступило время определиться с типом и мощностью реактора будущего, искать партнеров по кооперации в энергомашиностроении, добыче и переработке сырья для ядерного топлива нужной модификации. Сейчас установки нового поколения предлагают США, Франция, Канада, Россия и другие страны. Украина должна взвесить все «за» и «против» и сделать выбор в пользу того или иного типа реактора.

В свое время Украина отказалась от ядерного оружия — и это правильно, но мы не имеем права отказываться от ядерных технологий и добровольно покинуть передовой рубеж прогресса. Я глубоко убежден, что в третьем тысячелетии атомная отрасль продолжит свое развитие на новом качественном уровне и будет очень важным фактором энергетической независимости страны.