Сложившейся в последние месяцы ситуацией весьма обеспокоены в Министерстве энергетики и электрификации Украины. Ведь электроэнергия - товар, необходимый на каждом производстве и в каждом доме, а несовершенство нынешней политики правительства в сфере ценообразования на нее ставит энергетическую отрасль на грань банкротства.
К примеру, только за март нынешнего года предприятия Минэнерго понесли убытки в размере 6 трлн. крб. Стали убыточными шесть из восьми производственно-энергетических объединений Украины, и среди них такие мощные, как «Донбассэнерго» и «Днепроэнерго». Кредиторская задолженность энергопредприятий (за топливо, покупаемую энергию АЭС, кредиты) постоянно превышает дебиторскую (платежи за отпущенную электрическую и тепловую энергию). Если на 1 января 1995 г. кредиторская задолженность была равна 33,4 трлн. крб., то к 15 апреля она возросла до 101,3 трлн. крб., а дебиторская, соответственно, с 20,6 трлн. крб. до 71,9. Таким образом, отрицательное сальдо на 15 апреля составило 29,4 трлн. крб., то есть увеличилось по сравнению с началом года более чем на 230%.
Основные причины катастрофического состояния отрасли - хронические неплатежи потребителей, несовершенство тарифной политики и несвоевременный пересмотр тарифов. Хотя с начала года цены на топливо повышались уже несколько раз (на уголь - с 1 января в 1,15 раза, с 11 марта - в 1,3 раза; на газ - с 5 марта в 1,7 раза), но ни одно из этих повышений не было учтено в тарифах на электроэнергию. Только по этой причине энергетики за первый квартал понесли необоснованные убытки в размере 10,3 трлн. крб. Задолженность Минэнерго перед Госкоматомом за полученную от АЭС электроэнергию на конец апреля составила более 20 трлн. крб.
Кроме того, проведенная с 1 января 1995 года индексация на 25% стоимости основных фондов привела к повышению уровня амортизационных отчислений, а следовательно, к росту затрат энергопредприятий. В расчетах тарифов доля заработной платы - лишь 0,9%. Выплаты из прибыли на материальное поощрение не предусмотрены вообще.
Многие свои беды энергетики объясняют популистскими решениями в верхних эшелонах власти. Так, приостановление Верховным Советом действия приказа Минэкономики от 17.02.95 г. «Об уровне розничных и оптовых цен на топливно-энергетические ресурсы» привело к тому, что население фактически вообще перестало платить за электроэнергию. Существование же множества льготных категорий среди населения подтачивает и без того призрачные надежды на улучшение ситуации хотя бы в перспективе. До недавнего времени льготы для населения компенсировала промышленность (для которой тарифы были завышены искусственно), но сейчас эти средства должны возмещаться из местных бюджетов. Тем временем Минфин Украины в своем письме к местным органам власти дал им указание не возмещать убытки энергопредприятий. А это идет вразрез с действующим законодательством.
В итоге возникает реальная угроза срыва подготовки отрасли к работе в осенне-зимний сезон: не в полном объеме ведется ремонт технологического оборудования, нет возможности создавать запасы топлива, реконструировать и модернизировать электростанции и т.д. Об этом говорилось еще зимой, на итоговой коллегии министерства за 1994 год. Но похоже, что голос энергетиков в нашей стране и по сей день остается «гласом вопиющего в пустыне».
Выход один, и о нем прямо заявляет министр энергетики Вилен Семенюк: необходимо безотлагательное приведение тарифов на электроэнергию в соответствие с затратами на ее производство и восстановление действия тарифов, утвержденных приказом Минэкономики от 17 февраля 1995 года. Возможно, к концу мая нынешнего года понадобится их повысить еще в полтора раза.
Возвращаться к прежней практике занижения тарифов для населения просто недопустимо. Это в конечном итоге ведет к резкому росту цен на промышленную продукцию и услуги, к потере конкурентоспособности украинских товаров. Следующие звенья этой цепочки - снижение реализации продукции, свертывание производства, сокращение рабочих мест, а значит - углубление экономического кризиса.