UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как заставить заплатить за неиспользованную электроэнергию

Если вы думаете, что в Севастополе проблемы только с газоснабжением и его оплатой, то должен вас разочаровать...

Автор: Иван Гонта

Если вы думаете, что в Севастополе проблемы только с газоснабжением и его оплатой, то должен вас разочаровать. И у энергокомпании «Севастопольэнерго» тоже не все в порядке — во взаимоотношениях с потребителями электроэнергии. Если за газ большинство граждан пока еще платят согласно нормам, а не показаниям бытовых счетчиков газа, то электроэнергия отпускается и оплачивается только в соответствии с показаниями электросчетчика. Согласно правилам пользования электроэнергией, утвержденным НКРЭ еще в 1996 году, в обязанности энергопоставляющей компании, в данном случае ОАО «ЭК «Севастопольэнерго», входит плановая проверка, ремонт и замена тех самых счетчиков учета расхода электроэнергии. Энергокомпания, в свою очередь, направляет электросчетчики на экспертизу, которую проводят два специалиста «Севастопольэнерго» и госпредприятия «Севастопольстандартметрология».

Сама экспертиза сводится к осмотру механизма и проверке целостности пломб, в результате чего составляется соответствующий акт. Расходы за это несет «Севастопольэнерго». До недавних пор эта обязательная процедура особых неудобств и нареканий у энергопотребителей не вызывала. Но в 2005 году на экспертизу стало поступать достаточно много электросчетчиков с истекшим сроком проверки.

Как на сей счет разъяснила НКРЭ, «за своевременное проведение поверки приборов учета отвечает энергопоставщик, а в случае нарушения срока поверки приборов учета, назначенного Государственной метрологической службой, прибор учета не может использоваться для осуществления коммерческих расчетов и, как следствие этого, проведенная экспертиза не будет иметь никаких правовых последствий». Так зачем тогда проводить экспертизу просроченных счетчиков?

Оказывается, утверждают специалисты госпредприятия «Севастопольстандартметрология», эти акты экспертизы ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» использует для получения с несведущего потребителя недоплаты за потребленную электроэнергию в период эксплуатации непригодного счетчика. Когда же люди начинают понимать, в чем подвох, они жалуются на энергокомпанию.

Например, абонент П. обратился в прокуратуру города Севастополя с жалобой на то, что инспекторы абонентского отдела «Севастопольэнерго» в первом
квартале 2005 года сняли счетчик и провели его экспертизу. В акте экспертизы отметили, что «верхняя обвязка электросчетчика не соответствует Госстандарту» (цитата из акта). Перед этим счетчик проверяли в 1985 году, то есть со дня поверки прошло 20 лет (интервал между поверками для электросчетчиков составляет восемь лет). Абоненту начислили к оплате сумму в 1187 грн.

Прокуратура направила жалобу на рассмотрение в госпредприятие «Севастопольстандартметрология», где было сделано следующее заключение: ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» не имело права в течение 12 лет со дня окончания сроков поверки производить расчеты с абонентом по показаниям неповеренного счетчика. Кроме того, нормативные документы никаких требований к «обвязке» не предъявляют. Таким образом, претензии поставщика электрической энергии к абоненту неправомочны.

Другой пример. В общежитии, принадлежащем предприятию КП «Море», 18 августа 2005 года был снят на экспертизу трехфазный счетчик электрической энергии с истекшим в 2003 году сроком поверки. Экспертиза подтвердила, что срок поверки счетчика истек, и отметила в акте — «оттиск госклейма на пломбе нечеткий». На основании вывода акта экспертизы предприятию выставлен счет на 3482 грн., чего энергокомпания не имела права делать согласно вышеуказанному разъяснению НКРЭ.

Гражданка Т. неоднократно обращалась в ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» с просьбой привести в порядок электросчетчики, установленные на распределительном щите на лестничной площадке. По ее заявлению, все счетчики на ее площадке без пломб и даже без клейменых крышек, их не меняли в течение двадцати лет. Реакции на ее обращения нет до настоящего времени.

А ведь инспекторы «Севастопольэнерго» снимают показания с таких приборов, передают их в абонентский отдел для начисления оплаты, зная, что показания счетчиков, не прошедших поверку, не могут использоваться для расчетов. Но их используют! Остается лишь предположить, что эти счетчики тоже ждут своего часа, когда их снимут и отправят на экспертизу и по результатам экспертизы предъявят потребителю не штраф (не имеют права), а счет за непонятно откуда взявшуюся недоплату поставщику электроэнергии. А бывает и так, что «Севастопольэнерго», не разобравшись, отключает потребителю энергопоставки.

Что же касается самого «Севастопольэнерго», то инспекторы отдела госметрологического надзора ГП «Севастопольстандартметрология» осуществляют периодический контроль за выполнением измерений при учете электроэнергии в этой организации. И постоянно отмечают, что состояние средств измерительной техники, применяемых при учете электроэнергии, неудовлетворительное. Например, в последнем акте проверки отмечено, что из числа проверенных приборов 41% не пригодны к применению. Нарушения очень серьезные и требуют со стороны администрации ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» принятия действенных мер по их устранению. Но как видно по результатам анализа жалоб потребителей, администрация «Севастопольэнерго» весь свой пыл направила «на работу» с потребителями.

Согласно ст. 172 Кодекса Украины об административно-правовых нарушениях, «нарушение правил использования средств измерительной техники, на которые распространяется госметрологический надзор, влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, от 3 до 30 необлагаемых налогом минимальных доходов граждан», что составляет от 51 до 510 грн. Административная комиссия ГП «Севастопольстандартметрология» штрафовала администрацию «Севастопольэнерго» по этой статье. Но что значит этот штраф по сравнению с теми суммами, которые платят наши потребители!?

В Севастополе на защиту прав потребителей от репрессий «Севастопольэнерго» встали ГП «Севастопольстандартметрология», Управление по делам защиты прав потребителей, Антимонопольный комитет, Комитет защиты прав человека и другие организации, СМИ. Остается надеяться, что власть и общественность города совместными усилиями заставят распоясавшегося монополиста уважать потребителя и не нарушать его права.