UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК ПОТЕРЯТЬ ЭЛЕКТОРАТ — ЭЛЕКТРОСТОП ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА

Этот Закон, принятый конституционным большинством (свыше трех сотен) народных депутатов, Президент не подпишет...

Автор: Игорь Маскалевич

Этот Закон, принятый конституционным большинством (свыше трех сотен) народных депутатов, Президент не подпишет. Не подпишет, несмотря на то, что в его окружении найдется кому замолвить о законе доброе словечко.

Но вряд ли Президент, что бы ему ни советовали, допустит, чтобы Закон под скромным названием «Об основах функционирования оптового рынка электроэнергии» рывком увеличил базу оппозиции в десятки, если не в сотни тысяч раз. Это не преувеличение. Люди уже слегка отвыкли за последний год-полтора от массовых отключений электроэнергии. И после романтичной «зимовки при свечах» (а в случае введения закона в силу это реальная перспектива на будущую зиму в 17 из 26 областей) могут в марте-2002 сказать родной власти «большое спасибо». Ни на какие митинги для этого ходить не придется — достаточно будет просто проголосовать. Причем результаты этого волеизъявления будут вполне «чистыми», отсутствие света означает, что большинство используемых предвыборных технологий электорат просто не увидит. Насколько дружно после этого он будет голосовать за представителей «партии власти», вопрос небезынтересный. Чтобы получить приличные результаты, придется приложить усилия, результат которых вовсе не гарантирован. Трудно также спрогнозировать, кому уйдут голоса. Добро, если просто коммунистам — они у нас вполне ручные и неприятностей не доставляют. А если, тьфу-тьфу, «Батьківщині», трехголовому Руху, да и тому же Морозу? Введение в жизнь закона сильно сократит их расходы на предвыборную кампанию. Достаточно будет просто сравнить «зиму по Тимошенко» и зиму после нее, что несомненно скажется на количестве поданых голосов. Ведь напомнить, что зимовать можно и без отключений и кто заработал на том, что вас отключали, в этом году будет стоить совсем не дорого.

Тем более что совсем недавно Леонид Данилович высказался в том духе, что вот, мол, выгнали Тимошенко, — и сразу у нас стало хорошо, платежи пошли, частота в сети нормальная и проч. Однако все прекрасно понимают, что все это благодаря ряду мер «образца 2000 года», которые как раз и пытаются отменить как антирыночные. К сожалению, за время действия этих мер у тех же энергетиков выработались и другие вредные привычки, к примеру, почти вовремя получать зарплату. К этому привыкли даже шахтеры, и отучать их накануне выборов все-таки чуточку рискованно. Вдобавок и ГНАУ вряд ли отнесется с полным пониманием к тому, что налоги от энергетики вновь станут почти эфемерным понятием, зато резко активизируются попытки перечисления денег на далекие и теплые острова.

А так как всех этих неприятностей можно избежать простой отправкой закона на доработку, то, очевидно, так и произойдет. Тем более что в этом случае можно отфутболить мяч на поле противника. Ведь инициатор закона нардеп Михаил Павловский ныне пребывает во фракции «Батьківщина». При определенной раскрутке этот факт можно неплохо обыграть.

Ну а обыгрывать есть что. В нынешнем варианте закон можно было бы назвать и проще — «Как нам снова бартеризовать энергетику».

Основная идея «новых» правил — платить можно всем, что придет в голову, т. е. не только деньгами, но и рельсами, памперсами, векселями, причем любыми, вплоть до фирм типа «Мотылек GROUP» и «Откат CORP.». Любопытно, каков будет «откат» при подобных сделках, раньше считалось нормальным 5—7%, что будет сейчас… Впрочем, тут мы вторгаемся в область коммерческой тайны.

Существующей с лета прошлого года системой расчетов предусмотрено, что все сделки в энергетике обязаны происходить в денежной форме. Реально этого, в отличие от России, до конца добиться не удалось. Но все-таки, если в первой половине каждого года ежемесячно на оптовый рынок поступало 184 млн. грн., то уже во второй половине вчетверо больше, а в нынешнем году ежемесячно по 800—900 млн. грн. Сейчас на энергорынок в месяц приходит столько же средств, сколько пару лет назад за год. Все эти деньги ушли из «тени», что отнюдь не вызвало бурный восторг у тех, кто «грелся» на схемах.

Отсюда и настойчивое желание вернуться в славные времена тотальной бартеризации. Ведь разница существенна — получать ли от операций в энергетике пусть 20% рентабельности (если работать по прозрачным схемам) или 60—100% (по теневым). Однако реально поезд ушел — в стране уже просто не осталось энергетических ресурсов, которые можно украсть. А для того чтобы получать прибыли в таких размерах, ресурсы надо именно красть, неважно у кого. В 1995—1999 годах их тянули у России (газ и ядерное топливо, полученное за увезенные ракеты), у родного Госрезерва (около 8 млн. тонн угля и тот же газ), подметались запасы атомного топлива на АЭС и проч. Всего по схемам «отогнали» топлива на несколько миллиардов долларов.

Похоже, что память об этом кому-то не дает покоя. Однако те «золотые времена» уже не повторить. Воровать (т.е., простите великодушно, «несанкционированно отбирать») уже никто не позволит.

Запасы Госрезерва уже подчистили, и, кстати говоря, его нынешний глава реструктуризировать существующую задолженность за красивые глаза не собирается. По его мнению, предлагаемые ему сейчас гарантии погашения не стоят бумаги, на которой они напечатаны. В общем, «шары» уже не будет — за все придется платить, даже если очень не хочется.

Еще одна идея — разобрать по прямым контрактам всю дешевую электроэнергию (атомных и гидростанций), а на «Энергорынке» оставить только часть дорогой электроэнергии ТЭС. Мысль далеко не новая, на практике это приведет к тому, что тепловая генерация останется наедине с самыми неплатежеспособными потребителями, в основном водоканалами и комбытом, оплачивающими максимум половину. В итоге тепловая генерация быстро начнет «сыпаться» от безденежья. Тем более что серьезных запасов топлива на ТЭС сейчас нет, они только накапливаются на зиму. Но так как именно тепловая генерация в основном и регулирует пиковые нагрузки в энергосистеме, то, падая, она потянет за собой все, включая и поставки по прямым контрактам!

А денег не будет — это четко вытекает из закона. Ведь все иные законодательные акты, противоречащие новому закону, не будут применяться сразу после его подписания — т.е. бартер пойдет сразу. Четко написано и то, что львиная часть средств пойдет на текущие счета энергопоставляющих компаний.

А вот остальные пункты «прописаны» уже достаточно небрежно — очевидно, это уж не так сильно интересовало авторов и лоббистов. К примеру, совершенно не ясно, в какие сроки будет создаваться новое объединение участников энергорынка — электроэнергетическая ассоциация. Именно через нее пойдет продажа той электроэнергии, которую не продадут по прямым договорам. О бирже электроэнергии вообще сказано, что она «может создаваться», т.е. может и нет.

Вопрос диспетчерского управления энергосистемой освещен просто трогательно, т. е. почти никак. На диспетчерский центр навесили все обязанности (с юридической ответственностью), не дав ровным счетом никаких прав. Та же ассоциация будет только «взаимодействовать» с ним. Каким образом — не оговаривается, да это и неудивительно, ведь самой ассоциации еще нет. Это значит, на период ее создания и утряски условий, минимум несколько месяцев (т. е. как раз на зиму), никто ни за что не отвечает… А в остальном диспетчерскому центру милостиво предлагается договариваться с каждым облэнерго отдельно, причем доступа к условиям прямых контрактов он не имеет. Дивное предложение, его создатели, очевидно, внимательно изучили сказку о «вершках и корешках», где мужик «взаимодействовал» с медведем. Схема практически та же.

Похожей процедуре решили подвергнуть и Национальную комиссию по регулированию энергетики (НКРЭ). Ее права тоже сильно ограничили. Между тем внедрение подобной модели, напротив, требует их резкого усиления. Забавно, но при этом мимоходом задели и Президента — НКРЭ напрямую подчинена ему, так что урезают как раз его полномочия. Кстати говоря, НКРЭ только недавно начала шевелиться и реально оказывать влияние на рынок. Очевидно, что это не всем понравилось.

Заодно в законе решили и вопрос о доступе российской электроэнергии на рынок, так что все переговоры с Россией об условиях, приемлемых для Украины, фактически теряют смысл: россиянам будет достаточно работать на нашем рынке через любую фирму. Она будет покупать электроэнергию, а дальше при желании сможет преспокойно продавать ее куда угодно как в Украине, так и в Восточной Европе. И теперь всякие попытки Украины ставить какие-то условия будут противоречить нашему же законодательству. Кстати говоря, сами россияне в оплату будут принимать только деньги — бартер в РАО «ЕЭС России» запрещен.

В общем, закончик, что говорить, вышел дивный. Однако похоже, в данном случае пасть раскрыли слишком широко — ну нельзя съесть все одним махом. Последствия заденут слишком уж многих (десятки миллионов), а норму сверхприбыли получат человек двадцать. Даже если забыть о населении, дескать, перебьется как-нибудь, стоит учитывать, что далеко не все украинские бизнесмены (в т.ч. и олигархи) живут только с энергорынка. А массовые отключения заденут всех, в т.ч. и металлургию, и химию, и транспорт. Пострадают вполне конкретные бизнес-группы (некоторые из них не слабее лоббистов закона). И ответная реакция будет адекватной.

Тем более что преодолеть президентское вето второй раз наверняка не удастся, 308 голосов «за» уже не повторятся. О своем несогласии уже заявили представители Донбасса. При минимальной разъяснительной работе их поддержат и большинство других регионов, особенно на западе и юге, где последствия возможной энергокатастрофы скажутся особенно сильно.

Забавно, что за законопроект проголосовал и народный депутат Анатолий Кинах. Правда, в этот момент премьер Кинах в зале отсутствовал. Но уже через несколько дней Анатолий Кириллович сказал, что не будет рекомендовать Президенту подписывать закон, являющийся «результатом лоббирования интересов отдельных финансовых групп, работающих на энергетическом рынке Украины». Так что мнения премьера и его карточки немного не совпали. Действительно, самолично президенту УСПП «уложить» украинскую промышленность — как-то нелогично.

Вообще же нет худа без добра. Попытка рывком протолкнуть вопрос привела к тому, что на проблему, как минимум, обратят внимание. То, что проблему введения прямых договоров, взаимодействия генерации и потребителей придется рано или поздно решать, очевидно. Но это будет уже совсем иная история, не имеющая прямого отношения к очередной попытке увести деньги в тень.