UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК БЫ ТАК, ЧТОБ НЕ ПЛАТИТЬ…

«ЗН» не однажды подчеркивало, что с приходом Путина россияне в смысле газопоставок и возврата долгов ведут переговоры с Украиной в основном на межгосударственном уровне...

Автор: Ганна Люта

«ЗН» не однажды подчеркивало, что с приходом Путина россияне в смысле газопоставок и возврата долгов ведут переговоры с Украиной в основном на межгосударственном уровне. Главы же «газовых» компаний лишь подписывают утрясенные договоры и контракты. Таким образом, «газовым» монополистам остается роль исполнителей, если не статистов. И в такой ситуации люди стиля Р.Вяхирева (или прежних руководителей «Нефтегаза Украины», как то И.Бакай) просто не у дел.

Между прочим, в этом контексте Украина «опередила» Россию: компанию «Нефтегаз Украины» уже давно возглавляет не профессиональный газовщик и даже не коммерсант от газа — Вадим Копылов, а, если хотите, «правая рука Азарова», т.е. профессиональный «сборщик налогов». Налоги — парафия государства. И теоретически все сборы и доходы от деятельности «газовой» госмонополии — доход государства. Правда, в случае с Украиной доход тоже... теоретический. И компания эта если и стала «прозрачной», то только для...

В российском варианте ситуация несколько отлична: в кресло главы «Газпрома» посажен финансист, имеющий уже некий опыт внешнеэкономического и энергетического менеджмента в масштабах РФ, — Алексей Миллер, работавший в поле зрения Владимира Путина.

К слову, смещение Р.Вяхирева спровоцировало ажиотаж вокруг ценных бумаг российского «газового» монополиста — в мгновение ока акции «Газпрома» подскочили до 12,39 рубля за штуку (+5,4%) и за полчаса было продано свыше 20,1 млн. бумаг «Газпрома».

Для справки: первая эмиссия простых именных акций НАКа «Нефтегаз Украины» на общую сумму 5564,7 млн. грн. зарегистрирована 1 марта текущего года. Номинал акции — 1000 грн., все они пока принадлежат государству. Пока. Впрочем, как от имени государства распорядятся этими бумагами, мы скоро или со временем узнаем. Пока можно только догадываться.

А пока до масштабных выплат внешних «газовых» долгов не дошло, НАК «Нефтегаз Украины» спешит воспрепятствовать фиксации долгов отечественных предприятий теплокоммунэнерго за газ в национальной валюте. Дело в том, что Минэкономики Украины разработало проект постановления правительства, которым предлагает зафиксировать долги предприятий теплокоммунэнерго за газ в национальной валюте по курсу 3,427 грн./долл. для импортированного газа и по курсу 2,25 грн./долл. для газа украинской добычи.

В «Нефтегазе Украины» считают, что таким способом накопленный долг теплокоммунэнерго перед НАКом (до 500 млн. долл) будет переведен на предприятия НАКа. Между тем долги НАКа перед поставщиками газа, в частности перед «Газпромом», зафиксированы в валюте, а решение по их реструктуризации или списанию не принималось.

По данным НАК «Нефтегаз Украины», долг теплокоммунэнерго перед НАКом, образовавшийся в 1995—1998 годы, составляет около 500 млн. долл. Согласованная сумма долга «Нефтегаза Украины» перед ОАО «Газпром» за поставленный газ составляет около 1,3 млрд. долл. Недоимка НАКа по платежам в бюджет на 1 мая 2001 года достигла 4,6 млрд. грн. Остается добавить, что не только НАК, но и все другие поставщики импортного газа украинским потребителям сегодня сталкиваются с аналогичной проблемой: они-то закупали газ за валюту и должны вернуть долги валютой (если не воспользовались услугами банков, что, впрочем, все равно не решает долговую проблему), а продавали ее за украинские деньги. Теперь они вынуждены обращаться в арбитражи с исками к украинским должникам-газопотребителям. Тяжбы они, как правило, выигрывают, но при этом арбитраж фиксирует сумму, подлежащую возврату газотрейдерам, в гривнах. Если учесть давность срока да приплюсовать инфляцию и издержки на конвертацию суммы долга (даже если ее удастся получить с должника хотя бы в гривнах), то подсчитывать прибыль газотрейдерам вряд ли придется.