UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как жилье "съедает" газ и как это преодолеть

Для страны стратегически важно избавиться от зависимости от импорта газа. Как? Или меньше его потреблять, или больше добывать. Вопрос значительного наращивания собственной добычи является игрой "в длинную" на 15–20 лет. Сейчас же наконец важно понять, как мы используем такой дорогой во всех смыслах импортированный и добытый в Украине газ?

Автор: Дмитрий Науменко

Почему важно финансировать энергоэффективность и где взять на это деньги?

Украине удалось значительно ослабить влияние РФ на свои внутренние газовые дела. Но потребность импортировать около 50% газа делает нашу страну зависимой от потрясений на внешних энергорынках. Даже закрепившись как покупатель на европейских газовых рынках, Украина не застрахована от того, что условно "лишние" объемы газа в Европе вдруг станут недоступными из-за стремительного роста внутреннего спроса в странах ЕС, введения в действие российских "потоков" или санкций на поставки российских энергоресурсов в ЕС. На последнее Евросоюз вряд ли решится. Вывод соединительного с "Северным потоком" газопровода OPAL из-под действия Третьего энергопакета - красноречивое тому свидетельство. Это не уменьшает газозависимость Украины. Еще и потому, что при отсутствии корректного учета доподлинно никто не знает, насколько эффективно мы используем газ и теплоэнергию.

Для страны стратегически важно избавиться от зависимости от импорта газа. Как? Или меньше его потреблять, или больше добывать. Вопрос значительного наращивания собственной добычи является игрой "в длинную" на 15–20 лет. Сейчас же наконец важно понять, как мы используем такой дорогой во всех смыслах импортированный и добытый в Украине газ?

При этом энергоемкость ВВП Украины почти вчетверо превышает среднеевропейский показатель. По результатам 2014–2015 гг., население является крупнейшим отдельным потребителем газа в Украине, на которое приходится около 50% от общего объема и которое в основном использует его для обогрева собственных домов (45% от общего объема). К тому же 60% из 18 млрд кубометров, сжигаемых для обогрева домов (как частных, так и многоэтажек через системы централизованного отопления), теряется из-за неэффективных котлов, изношенных теплотрасс и крайне плохой термоизоляции домов, а также недостаточной изоляции стен, окон, крыш и домовой двери. Поэтому именно населению придется взять на себя основное финансовое бремя инвестиций в энергосбережение в жилищном секторе.

Цены уже стимулируют "утепляться", но где взять средства?

После майского стремительного роста тарифов население получило четкий сигнал по изменению подходов к оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Во всей красоте тарифы заработают уже в этом месяце, когда каждое домохозяйство начнет оплачивать стоимость отопления - львиную долю затрат на ЖКУ. Поскольку даже перед повышением тарифов около половины украинских домохозяйств тратило на ЖКУ от 10 до 30% своего семейного дохода. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования "Отношение населения Украины к энергосбережению", проведенного в июне-августе 2015 г. Киевским международным институтом социологии по заказу Национального экологического центра Украины при поддержке представительства Фонда имени Фридриха Эберта в Украине.

Большинство респондентов считают, что каждое домохозяйство должно платить полную стоимость ЖКУ, и что внедрение энергосберегающих технологий поможет снизить их стоимость. Вместе с тем почти 90% опрошенных отмечают, что на внедрение энергосберегающих технологий не хватает собственных средств, поскольку энергосбережение достаточно дорогое.

Другой социологический опрос, проведенный еще раньше, летом 2014 г., в рамках проекта USAID "Муниципальная энергетическая реформа", показал, что 93% респондентов готовы вкладывать средства в улучшение энергоэффективности собственного жилья. Но 52% из опрошенных ответили, что будут делать это только при условии наличия государственной поддержки на принципах софинансирования. Согласно вышеприведенному исследованию Национального экоцентра Украины, 86% опрошенных придерживаются мнения, что именно центральные и местные органы власти должны взять на себя ответственность за разработку и внедрение программ энергосбережения для домохозяйств.

Следовательно, успех кампании по энергетической модернизации жилищного сектора в Украине в значительной мере зависит от наличия работающих государственных программ софинансирования.

Первый опыт "теплой" поддержки населения: высокий спрос, нехватка средств и системности

В октябре 2014 г. Государственное агентство по энергоэффективности и энергосбережению (Госэнергоэффективности) задействовало первую системную программу софинансирования мероприятий по энергоэффективности для населения - программу "Теплые кредиты". Она предусматривает довольно простой механизм софинансирования для домохозяйств в виде получения целевого займа на приобретение энергоэффективных материалов и оборудования в одном из трех государственных банков: Ощадбанке, Укргазбанке или Укрэксимбанке. Программа включает компенсацию со стороны государства части этого кредита - от 20 до 40%. Процент госкомпенсации зависит от типа заемщика (частные или юридические лица, а именно - ОСМД или жилищно-строительные кооперативы, ЖСК) и типа инвестиций (замена газовых котлов в частном секторе на альтернативные, не использующие газ и электроэнергию в качестве источника энергии).

Важным нововведением стало привлечение местных органов власти к еще большему удешевлению стоимости займов в виде дополнительного возмещения части процентов/тела кредита за счет средств местных бюджетов. Пока что Госэнергоэффективности подписало около 200 таких программ, в результате чего почти
100 муниципалитетов уже начали финансировать дополнительное возмещение стоимости кредитов заемщикам (в частности процентов по займам, которые сегодня составляют 20–25% годовых для различных категорий заемщиков).

Благодаря простоте оформления и привлекательности стоимости займов для потребителей эта программа быстро приобрела популярность среди населения, особенно среди владельцев частных домов. Ведь кумулятивная компенсация от государства и местной власти обычно достигает 45% от стоимости займа.

За время действия программы, с октября 2014-го по октябрь 2016 г., Госэнергоэффективности выдало через уполномоченные банки "теплых кредитов"
170 тыс. украинских домохозяйств на сумму около 2,5 млрд грн и выплатило компенсаций на сумму свыше 1 млрд грн. Программа стала такой популярной, что спрос на кредиты (количество поданных заявок) превысил размер предоставленного финансирования почти в 30 раз в течение второй половины 2016-го.

Но возрастающий спрос на "теплые кредиты" привел к традиционной проблеме любых начинаний, реализуемых государством, - нехватке бюджетного финансирования. По информации Госэнергоэффективности, в госбюджете-2016 на возмещение по "теплым кредитам" было предусмотрено 893,8 млн грн, или в три раза больше, чем в 2015-м. Но и этого недостаточно, чтобы профинансировать такую масштабную активность, как кредитование энергосбережения в стране с
15 млн домохозяйств. В результате 6 июля 2016 г. средства на возмещение физическим лицам, бравшим займы на утепление домов и замену газовых котлов, закончились, и агентство было вынуждено прекратить выдавать новые займы.

После трех месяцев бюрократической волокиты дополнительного финансирования государство так и не выделило. Произошло только перераспределение имеющихся средств от ОСМД/ЖСК (которые не были использованы в полной мере) к физлицам-заемщикам. Это позволило возобновить действие программы для последних в течение октября.

Проблема нехватки финансирования программы "теплых кредитов" на следующий год остается. В проекте госбюджета-2017 финансирование мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению пока не предусмотрено вообще. По словам представителей Госэнергоэффективности, для финансирования "теплых кредитов" в следующем году необходимо по меньшей мере 1,9 млрд грн.

Минфин мотивирует исключение этих расходов из проекта бюджета нехваткой средств, а также необходимостью профинансировать 800 млн грн взноса государства в создание Фонда энергоэффективности в 2017 г., идею которого презентовали широким массам 18 октября. При этом создание такого фонда еще должно пройти путь от первого голосования в Верховной Раде до первого выданного кредита. А нехватка средств для "теплых кредитов" возникнет уже в начале года.

Другой проблемой программы Госэнергоэффективности является низкая активность коллективных заемщиков - ОСМД и ЖСК. Несмотря на больший процент возмещения по "теплым кредитам" для этой категории заемщиков - от 40 до 70% (для субсидиантов) - по сравнению с физлицами, участниками программы стало лишь 361 ОСМД, сумев привлечь всего 37,5 млн грн (1,5% от общего объема).

Хотя, начиная с августа, ОСМД и активизировались, увеличив свое участие на 50%, но стало очевидно, что коллективным объединениям совладельцев тяжелее решиться на участие в кредитных программах из-за более сложной процедуры получения кредита и необходимости длительных "уговоров" жителей взять его. Привлечение же многоквартирных домов к программе "теплых кредитов", по данным выборочного исследования Госэнергоэффективности, позволяет их жителям снизить сумму платежей за ЖКУ практически вдвое, получить более комфортные условия жизни и повысить стоимость квартир на рынке.

Но, кроме таких пилотных идей, госагентство не имеет действенного механизма и процедуры верификации полученных результатов (энергетического аудита/
сертификации) - какая экономия энергоресурсов достигнута, сколько средств тратится на оплату ЖКУ и субсидий? Поэтому сегодня сложно сказать, насколько именно программа "теплых кредитов" помогает ее пользователям экономить средства, и каков ее эффект в масштабе страны. А заемщик, беря средства на утепление, не может рассчитывать на техническую поддержку для выбора наиболее оптимального варианта с учетом индивидуальных особенностей дома, а также официально подтвердить более высокий класс энергоэффективности.

IQ Energy от ЕБРР: новичок с серьезными намерениями

До активизации госпрограммы "теплых кредитов" активность доноров и международных финансовых организаций (МФО) в сфере энергоэффективности ограничивалась небольшими пилотными проектами, которые хотя и были успешными, но не имели достаточного эффекта на уровне страны. Программа ЕБРР под названием IQ Energy стала первым проектом МФО на рынке энергоэффективности, в который планируют вложить около 2,5 млрд грн и который может превратиться в полноценную платформу по софинансированию энергоэффективных проектов в жилищном секторе Украины.

Проект официально начал действовать в апреле 2016 г., и на сегодняшний день происходит разворачивание соответствующей инфраструктуры. Так, IQ Energy уже наладил сотрудничество с тремя коммерческими банками - Укрсиббанком, "ОТП Банком" и Мегабанком, в которых заемщики - физические лица могут взять займы ориентировочно под 20% годовых и получить 20% компенсации тела кредита за счет средств программы. Но есть условие - достигнутая экономия энергии должна составлять 20% и больше от начального уровня. Планируется также поддержка ОСМД, которые могут получать компенсацию в размере 25–35% от стоимости проекта энергомодернизации дома без ограничений по максимальному размеру кредита.

Сильная сторона программы - наличие технической помощи проектам ОСМД от консультантов проекта. Они смогут помочь сформировать наиболее оптимальный пакет энергоэффективных мероприятий, оценить их эффективность, а также рассчитать возможную экономию энергии и сокращение выбросов СО2. Также полезным продуктом этой программы является калькулятор энергоэффективности, с помощью которого можно предварительно оценить необходимый объем инвестиций в зависимости от типа дома и потенциальную экономию на оплате жилищно-коммунальных услуг.

Фонд энергоэффективности: общенациональный проект со многими вопросами

Концепция создания Фонда энергоэффективности была официально представлена Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины в июне 2016 г. Эта новая структура должна специализироваться только на предоставлении софинансирования с населением в мероприятия по повышению энергоэффективности по образцу апробированных моделей Восточной Европы (например Литвы, Польши) и сможет эффективно масштабировать государственную поддержку энергоэффективности на всю страну.

18 октября Минрегионстрой презентовал проект закона о Фонде энергоэффективности. Принятие законопроекта ожидают до конца 2016 г. Фонд должен начать работу в апреле 2017-го. Его будет контролировать независимый наблюдательный совет из представителей украинского правительства и международных партнеров. Капитал фонда будет сформирован за счет взноса Украины в размере 1,29 млрд грн из госбюджета и 0,75 млрд грн средств международных доноров. В течение последующих пяти лет Фонд энергоэффективности может получить 16,5 млрд грн бюджетного финансирования, в основном за счет сэкономленных средств на выплату жилищно-коммунальных субсидий. Еще 5 млрд грн могут быть предоставлены международными финансовыми организациями.

Важным отличием фонда от ныне существующих "теплых кредитов" станет наличие Технического офиса, который будет оказывать поддержку проектам, организовывать проверки и технический аудит. Также офис будет просчитывать типовые проекты энергомодернизации домов и финансовые продукты фонда (гранты и кредиты), которые будут распространяться через центры предоставления административных услуг и государственные банки.

Успех этого крупного проекта поможет экономить около 1,5 млрд кубометров газа и сокращать субсидии на жилищно-коммунальные услуги на 5 млрд грн ежегодно, а также будет способствовать развертыванию нового рынка по предоставлению услуг в сфере энергоэффективности с 75 тыс. новых рабочих мест.

Из минусов - структура нового фонда будет достаточно громоздкой, учитывая намерение создать механизм управления с привлечением международных доноров и построить довольно сложную структуру Технического офиса. Это может значительно замедлить начало работы фонда. Основным механизмом его финансирования должна стать экономия на выплате из бюджета жилищно-коммунальных субсидий (которые могут достигнуть 70–80 млрд грн уже в течение нынешнего отопительного сезона) и перенаправление ее на потребности фонда.

Но до сих пор не определено, каким образом стимулировать домохозяйства-получателей субсидий на оплату ЖКУ к участию в программах фонда. Лучшим вариантом является полная монетизация этой субсидии. Но политический компромисс в этом вопросе до сих пор не достигнут, что также может замедлить начало работы фонда в следующем году.

Следует подчеркнуть, что успешный запуск работы фонда будет зависеть от скорости и качества необходимых изменений в национальном законодательстве и предоставления гарантий со стороны Украины международным донорам. В случае удачного старта у фонда есть все шансы стать единственной масштабной государственной программой по энергоэффективности в жилищном секторе Украины и стимулировать необходимые инвестиции в обновление отечественного жилищного фонда.

Об авторе

Дмитрий Науменко

Специализируется на предоставлении консалтинговых услуг по вопросам политики в сфере энергетики (рынки природного газа, электроэнергии, угля и возобновляемой энергетики), энергоэффективности и изменения климата для политиков высшего уровня в Украине и ЕС. Имеет опыт участия в проектах международной технической помощи в Украине, проведении социологических исследований, оценке стоимости компаний и финансовом моделировании.

Занимает должность старшего аналитика в ОО "Украинский центр европейской политики" (проект - информационная кампания "Сильніші разом!"). Раньше работал старшим научным сотрудником в Институте экономических исследований и политических консультаций (Киев, Украина), исследователем в аналитическом центре Bruegel (Брюссель, Бельгия) и финансовым аналитиком в компании по управлению активами "КИНТО" (Киев, Украина). Получил диплом магистра по финансам в Киевском национальном экономическом университете и диплом бакалавра по финансам (с отличием) в Национальном аграрном университете (Киев).