31 января 2011 года, в преддверии объявления тендера на разработку технико-экономического обоснования для последующего строительства LNG-терминала, рабочей группой «Национальные проекты» при Комитете по экономическим реформам и создаваемым госпредприятием «Национальный проект «LNG-терминал» был проведен круглый стол на тему «СПГ-терминал - старт проекта: путь к энергетической независимости Украины». Представители более трех десятков иностранных и украинских компаний, заинтересованных в участии в тендере, а также двадцати представительств иностранных государств в Украине с интересом выслушали предварительные условия будущего тендера. После чего прямо заявили, что украинской стороне стоит объявлять более конкретные условия и реальные сроки. В противном случае на ожидаемый результат рассчитывать проблематично.
Накануне первого тайма
Еще 8 декабря 2010 года Кабинет министров Украины утвердил новый план первоочередных мер по подготовке и реализации национального проекта «LNG-терминал - морской терминал по приему сжиженного природного газа». Правда, соответствующее распоряжение появилось на сайте правительства в последний день января. Этим документом признано утратившим силу распоряжение Кабмина от 31 марта 2010 года, которым был утвержден прежний план мер.
Согласно новому плану, НАК «Нафтогаз Украины» должна обеспечить закупку услуг по разработке технико-экономического обоснования проекта в первом квартале 2011 года. Хотя если учесть, что недавно LNG-терминал был передан под патронат рабочей группы «Национальные проекты» Владислава Каськива, созданной при Комитете по экономическим реформам, то профильное министерство Юрия Бойко хоть и начинало изучать возможность строительства терминала для приема сжиженного газа, но, похоже, будет только «транзитным счетом» для оплаты услуг компании - победителя тендера на разработку ТЭО.
По информации руководителя Государственного агентства по инвестициям и национальным проектам Украины (рабочей группы «Национальные проекты») Владислава Каськива, тендер на разработку ТЭО будет объявлен в феврале 2011 года. И уже к концу сентября 2011-го «работа по подготовке ТЭО должна быть закончена, на основании чего будет разработан бизнес-план проекта» строительства LNG-терминала.
Заместитель министра энергетики и угольной промышленности Игорь Кирюшин также подтвердил, что сам тендер будет объявлен в феврале. Как уточнил в разговоре с корреспондентом «Зеркала недели. Украина» директор госпредприятия «LNG-терминал» Петр Мирошников, скорее всего, это произойдет во второй половине февраля.
Задел для наполнения будущего терминала есть. Теоретически
Украина рассчитывает, что первые поставки азербайджанского сжиженного газа в страну в объеме
2 млрд. кубометров будут проведены до 2014 года, а к 2015 году объем поставок будет увеличен до 5 млрд. кубометров в год, сообщил руководитель рабочей группы «Национальные проекты» Комитета по экономическим реформам Владислав Каськив.
28 января в Давосе в присутствии президентов Украины и Азербайджана министры энергетики этих двух стран подписали меморандум о сотрудничестве в организации поставок на территорию Украины сжиженного природного газа (СПГ). Это, конечно, еще не контракт. Но заявка сделана.
«Мы рассчитываем, исходя из меморандума, что через украинский терминал будет обеспечен ресурс газа в объеме 2 миллиардов кубометров к 2014 году и до 5 миллиардов кубометров - к 2015 году», - сказал Каськив в понедельник во время круглого стола, посвященного обсуждению этого проекта.
Он также добавил, что Украина надеется к 2017 году увеличить объем приема СПГ до 7 млрд. кубометров в год. В.Каськив подчеркнул, что, кроме Азербайджана, Украина рассматривает и другие источники поставок газа.
Также он сообщил, что руководство проекта надеется завершить работу над технико-экономическим обоснованием строительства терминала до конца июня текущего года. И отметил, что Украина ведет работу по поиску инвестора для проекта.
«Мы считаем, что будущий инвестор терминала должен обеспечить и поставки газа», - сказал Владислав Каськив, добавив, что страна также рассматривает возможность постройки собственного танкерного флота.
Украина планирует построить на побережье Черного моря терминал по приему СПГ. По мнению украинского руководства, это позволит диверсифицировать поставки газа и снизить его стоимость.
Вопросы вовсе не праздные, если учесть, что теоретически поставки сжиженного газа могут осуществляться также из Алжира, Ливии, Египта, Катара и ОАЭ (см. рис. 1). Но… Во-первых, в мире на самом деле не так уж много «свободных» объемов газа, как сжиженного, так и трубопроводного. Во-вторых, каким образом компании-претенденты «смогут решить» проблему прохождения танкерами со сжиженным газом максимально загруженных проливов Босфор и Дарданеллы? Вряд ли это в их компетенции…
В отношении достаточно сжатых сроков, отводимых на разработку ТЭО, то мнение коллеги категорично поддержал и ведущий консультант компании
Mott MacDonald Орест Гриник, заявивший, что это может повлиять на качество выполняемых победителем тендера работ.
Правда, представитель французской Tractebel Enginirsng (входит в группу компаний GDF SVEZ) Деррен Флит и его коллега из международного подразделения по энергетике GDF SVEZ Ксавье Перре говорят, что их компании смущают не столько сроки. Недавно они выполнили аналогичные работы по разработке ТЭО для LNG-терминала во Вьетнаме, и для этого потребовалось только три месяца. Куда более сложно оценить так называемые политические риски, включая доступ к турецким проливам.
В свою очередь, руководитель госпредприятия «LNG-терминал» Петр Мирошников уверен, что предлагаемые украинской стороной сроки разработки технико-экономического обоснования как основы будущего бизнес-плана не должны повлиять на качество инжиниринговых работ. По его мнению, «победитель конкурса на разработку ТЭО для строительства LNG-терминала в Украине вправе предложить разумный временной компромисс».
Глава Национального агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив подтверждает: «Мы называем ориентировочные - желательные для нас - временные ориентиры разработки ТЭО. При этом участники конкурса, условия которого будут объявлены в феврале, могут предложить свой временной лаг, чтобы в итоге мы получили качественное технико-экономическое обоснование для будущего строительства морского терминала приема сжиженного природного газа».
Такие заверения руководителей нацпроекта «LNG-терминал» - ответ на сомнения многих потенциальных участников конкурса по разработке ТЭО для строительства LNG-терминала в Украине.
При этом, напомню, 31 января Нацинвестагентством был назван предварительный срок окончания разработки ТЭО для сооружения LNG-терминала - июнь 2011 года. На его основе к концу сентября Нацинвестагентство предполагает получить уже бизнес-план строительства терминала.
По данным источников «Зеркала недели. Украина», Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами Украины готово рассматривать предложения по разработке ТЭО для строительства LNG-терминала в срок от 120 до 180 дней.
Впрочем, временной фактор и в самом деле не решающий, хотя и немаловажный. Куда сложнее претендентам будет выполнить другие важные условия.
Глава Госинвестагентства Владислав Каськив накануне объявления конкурса на разработку ТЭО будущего морского терминала приема сжиженного природного газа объявил основные требования к потенциальным участникам. «Квалификация разработчика ТЭО (опыт участия в подобных проектах работников данной компании), срок выполнения работы, цена и сотрудничество с украинскими компаниями», - перечислил он.
Объявляя конкурс на разработку ТЭО строительства LNG-терминала, Нацинвестагентство таким образом планирует обеспечить как диверсификацию источников энергопоставок (для начала - азербайджанский газ), так и усиление энергетической безопасности (кроме российского природного газа, может появиться азербайджанский и в перспективе газ из других источников) (см. рис.2).
Однако разработка ТЭО и затем строительство LNG-терминала предполагают выполнение обязательных (НЕ УСЛОВНО ТЕОРЕТИЧЕСКИХ) задач и условий. А именно: углубление береговой части будущего LNG-терминала (без данных о геологии и геофизике прибрежной и тем более глубоководной зоны будущего LNG-терминала потенциальным участникам конкурса не обойтись, а этим в Украине в основном занимается один научно-исследовательский институт в Одессе), соблюдение национальных строительных стандартов (и здесь без помощи украинских советников и компаний не обойтись), соответствие разрабатываемого ТЭО действующему украинскому законодательству и предложения по его усовершенствованию (для сравнения: украинские стандарты предполагают для такого объекта выделение 70 га прибрежной зоны, европейские - менее 40 га), оценка политических рисков (что зачастую в Украине - вопрос риторический, но претендентам все же придется искать ответы).
Слушая предварительные требования к победителю конкурса на разработку ТЭО строительства LNG-терминала, его потенциальные участники публично не комментируют вышесказанное. И тем более вероятность пройти шесть этапов, заявленных В.Каськивым. По его словам, Нацинвестагентсво ожидает от победителя конкурса на разработку ТЭО:
- маркетинговой оценки рынка природного газа, в частности сжиженного (для этого потребуется дополнительно нанимать и, соответственно, оплачивать исследования консалтинговой компании);
- описания проекта LNG-терминала (например, будет ли он располагаться в прибрежной зоне или, может быть, в офшорной, морской части? А это, как вы понимаете, разный порядок цен);
- финансовой оценки проекта;
- аналитической оценки рисков (финансовых, политических);
- результатов оценок (в том числе социальных);
- формирования коммерческого предложения как основы для презентации потенциальным инвесторам.
На основании ТЭО Нацагентство предполагает строительство LNG-терминала в три этапа. Первый - к 2014 году: строительство первой очереди терминала, рассчитанной на прием до 2 млрд. кубометров сжиженного природного газа в год. Второй этап (2015 год) - прием до 5 млрд. Третий (2018 год) - до 10 млрд. кубометров газа в год.
Потенциальным участникам конкурса предложены три площадки для строительства LNG-терминала: порт «Южный» (Одесская область, недалеко от нефтяного терминала) - приблизительная стоимость составит 1,21 млрд. долл.; Очаков (Николаевская обл.) - 1,33 млрд. долл.; Феодосия (АР Крым) - 1,38 млрд. долл. (см. рис. 3).
К слову, в госбюджете-2011 теоретически предусмотрено 100 млн. грн. на разработку ТЭО будущего морского терминала приема сжиженного природного газа. Причем не отдельной строкой. Так что еще надо будет убедить премьера Николая Азарова соблаговолить выделить эти деньги…
Кому на самом деле послужит LNG-терминал?
Формально пока все выглядит умилительно (см. рис. 1). Сказать нечего - забота об укреплении энергонезависимости Украины вроде бы и очевидна. В этом смысле объяснимо, что для компаний - претендентов на участие в тендере по разработке ТЭО не так уж и важно, что потом с ним будет. Хотя и Каськив, и Мирошников публично заявили, что украинскую сторону интересует возможность участия победителя тендера как в последующей разработке бизнес-плана, так и непосредственно в поставках на будущий украинский LNG-терминал сжиженного газа, и не только из Азербайджана. Ведь как ни крути, а для начала кто-то этот газ должен купить и оплатить его доставку.
Инициаторы тендера говорят даже о необходимости предусмотреть в ТЭО чуть ли не создание своего танкерного флота, да еще с постройкой его на верфях Украины. Мол, загрузим судостроительные заводы…
Но не так-то просто это сделать на самом деле. В силу массы технических и финансовых причин.
Далее. Когда В.Каськив заявляет, что только после разработки ТЭО Украинское государство определится со своей долей участия и, соответственно, владения терминалом, допуская, что это может быть как блокирующий пакет акций (или соответствующий взнос), так и миноритарная доля в консорциуме, скажем, 10%, он тем самым только укрепляет сомнения, высказываемые нефтегазовыми специалистами в приватных беседах.
По умолчанию многие потенциальные участники будущего тендера понимают, что хотя им и предлагают на выбор три площадки для будущего терминала, на самом деле все сводится к тому, что он должен быть построен в порту «Южный» под Одессой. Там уже есть нефтяной терминал и, грубо говоря, инфраструктура обкатана. Тем более что претендентам предстоит оценить еще и то, как строительство терминала повлияет, например, на нерест рыбы и доходы курортных зон.
Есть еще один фактор. В Одесской области расположен лакомый кусочек украинской промышленности - Одесский припортовый завод. О его приватизации говорят давно. Но сегодня наиболее реальным претендентом в новые хозяева Одесского припортового называют… совладельца «РосУкрЭнерго», владельца значительной части химических предприятий Украины Дмитрия Фирташа. И если он действительно положил глаз на Одесский припортовый, то вполне вероятно, что правыми могут оказаться те, кто говорит, что, объявляя тендер по LNG-терминалу, за государственный счет просто решают задачи частного капитала. Да еще и такого скандального и «нежно любимого» украинцами, как совладелец РУЭ…
К слову, говорят, некоторое время назад, когда возможность строительства LNG-терминала изучали по поручению тогда еще просто министра топлива и энергетики Юрия Бойко, бизнесмен и банкир Константин Жеваго предусмотрительно выкупил кусок земли возле Одессы и все интересовался, как бы так сделать, чтобы будущий терминал разместили именно на его земле…
Организаторы тендера говорят, что после разработки ТЭО строительства терминала и его воплощения в бизнес-план уже осенью на 25 крупнейших мировых финансовых площадках будет проведено road-show проекта, дабы привлечь инвесторов для строительства LNG-терминала (подобные «show» уже проводили, привлекая инвесторов вкладывать деньги в реконструкцию украинской ГТС…). И это, мол, должно стать толчком и примером развития сотрудничества государственного и частного капитала.
Но если на него положит глаз Д.Фирташ, то мало найдется желающих поучаствовать в его бизнесе. И причем тогда здесь «Национальный проект «LNG-терминал»? Тогда это обычный коммерческий проект, и даже говорить об укреплении энергонезависимости Украины в этом случае как-то неудобно.
Построят LNG-терминал или нет, а государственные средства на разработку его ТЭО, похоже, освоят наверняка… Может, это и есть то, что называют «управлением национальными проектами»?..
Представитель одной иностранной компании, внимательно выслушавший все аргументы украинских чиновников, задал в кулуарах достаточно простой вопрос: «Вы определитесь, зачем вам нужен терминал? Если для того, чтобы «подразнить» «Газпром», то зачем такой большой и дорогой, можно обойтись объектом попроще и подешевле. А если терминал действительно рассчитан на 5-10 млрд. кубометров, то где возьмете газ и - главное - куда его потом денете?!» Тем более не зная, сколько он будет стоить. Ведь пока никто не отменял обязательства «Нафтогаза Украины» перед российским «Газпромом» о ежегодном увеличении объема импортируемого в Украину российского газа. А чтобы экспортировать доставленный сжиженный газ, сначала надо найти покупателей. Причем в той же Европе, куда «Газпром» устремляет все свои традиционные и новые газовые потоки. Вряд ли он захочет уступить украинцам часть рынка сбыта. Ну, разве что немножко, да и то - только Д.Фирташу. Так сказать, по старой дружбе...