Бизнес в Украине — дело крайне нескучное, это подтвердит любой инвестор. Одни особенности рейдерства чего стоят! Да и термины «крыша», «выемка документов» добавляют если не оптимизма, то точно бодрости.
В последнее время «заряд активности» получил крупнейший оператор рынка авиатоплива — совместное предприятие «Кребо». Сначала ему попробовали закатить беспрецедентный штраф, затем — публично обвинили в краже. Причем обвинителем стала, ни много ни мало, Служба безопасности Украины, публично заявившая о возбуждении уголовного дела «по факту незаконной передачи в собственность коммерческой офшорной фирме 26 объектов централизованной заправки самолетов, принадлежащей аэропорту «Борисполь».
В заявлении спецслужбы утверждается, что «из-за незаконно присвоенного указанного имущества государство потеряло более 30 млн. гривен (без учета недополучения прибыли от использования этого имущества)». В сообщении приводится и длинный перечень объектов — это и резервуарный парк, и пункт приема авиатоплива, и трансформаторная подстанция, насосная станция, производственный корпус и проч. В общем, звучит впечатляюще.
Отчитались и о проведении обысков в Киеве, Кременчуге и Борисполе, в результате чего «изъяты документы, которые подтверждают незаконное завладение имуществом аэропорта».
К сожалению, сотрудники компетентных органов позабыли упомянуть маленькую деталь: все вышеперечисленные объекты само ЗАО «Кребо» и построило, причем именно для работы в аэропорту «Борисполь»…
Как не без иронии заявил руководитель «Кребо» Петр Столяр, у пострадавшего, то есть самого аэродрома, претензий как не было, так и нет. Более того, 28 июля с.г. государственное предприятие «Международный аэропорт «Борисполь» четко заявило, что не имеет никакого отношения к проектированию, финансированию и строительству всех объектов комплекса «Склад централизованной заправки самолетов».
Зато какой красивый обыск получился — в лучших традициях!
По сообщению компании, 22 июля 2009 года сотрудники СБУ провели обыски в офисах «Кребо» в Киеве, Кременчуге и Борисполе, «изъяли тонны документации в офисах «Кребо».
Заодно, как отметили ее юристы, «действия сотрудников управления СБУ по г. Киеву и Киевской области едва не привели к остановке работы главного аэропорта Украины. Под прикрытием незаконного решения Бориспольского райсуда, полученного на основании заведомо ложного представления следователя, сотрудники СБУ одновременно захватили топливозаправочную службу ЗАО СП «Кребо» в аэропорту «Борисполь» и два здания офисных помещений в г. Кременчуге, в результате чего была парализована работа компании. В результате была создана угроза остановки работы заправочной службы в аэропорту в пик авиаперелетов. Только усилия работников службы «Кребо», вынужденных работать под дулами автоматов спецподразделения «Альфа», спасли Украину от международного скандала, который неизбежно возник бы в случае остановки заправки самолетов в аэропорту «Борисполь».
Под угрозой невылета находился даже самолет вице-президента США Джозефа Байдена, завершавшего официальный визит в Украину 22 июля 2009 года»…
Относительно последнего пункта компания явно выжимает слезу: при необходимости этот самолет и ведрами через лейку заправили бы сами эсбэушники (хотя скандал с американским Госдепом получился бы не детский).
Но вот остальное, увы, правда…
Ежесуточно «Кребо» предоставляет услуги по заправке 400—450 тонн авиатоплива, и сбой в ее работе может привести к срыву более половины рейсов «Борисполя». Что, мягко говоря, не есть хорошо…
Кстати, в реальности в конце июля аэропорт несколько дней балансировал на грани срыва поставок топлива. Были срочно проинформированы президент и премьер.
Вдобавок, скандал сразу вышел на международный уровень. Дело в том, что полное название компании — ЗАО «Совместное украинско-голландское предприятие «Кребо», и ее основным акционером является нидерландская фирма Movida NV. Она собирается информировать органы власти Нидерландов о ситуации, а при необходимости — и защищать вложенные инвестиции в строительство в международных судах. Благо, что это прямо предусмотрено соглашением о содействии и взаимной защите инвестиций между Украиной и Нидерландами, ратифицированным Верховной Радой 26 февраля 1997 года.
Вообще ситуация с обвинениями достаточно странная. За последние 15 лет СП «Кребо» за счет собственных средств, без единой копейки государственного финансирования развивало заправочный комплекс, строило новые объекты, которые затем в установленном порядке вводились в эксплуатацию и на законных основаниях оформлялись в собственность СП «Кребо». Ни у кого никаких вопросов это не вызывало. И вдруг — бац!
Вот такие «приключения» и создают Украине устойчивую репутацию «зоны рискованного ведения бизнеса».
Компания утверждает, что нынешнее дело просто развалится и будет закрыто. Напротив, незакрытое уголовное дело хорошо как инструмент давления на руководителей «Кребо» с целью заставить отдать бизнес заказчикам этого дела. Председатель правления «Кребо» Петр Столяр публично заявил: «Мне кажется, что СБУ хочет остановить деятельность компании и перераспределить этот бизнес между другими бизнесовыми структурами». Кстати, с начала года компанию буквально захлестнул вал проверок…
Нефтерынок привычно перебирает варианты — кому это выгодно? Речь идет о примерно 20% рынка авиатоплива Украины. Конкуренты известны: это «Лук Авиа Ойл» (предприятие «Лукойла»), «Укртатнафта», контролируемая группой «Приват», и «ТНК-Авиа» («дочка» «ТНК-ВР»).
Особого внимание экспертов удостоилась «Укртатнафта», стремительно ворвавшаяся на рынок авиатоплива в Борисполе в прошлом году за счет снабжения крупнейшей украинской авиакомпании — «Аэросвита».
Сами конкуренты ситуацию не комментируют, что естественно. Теоретически можно было подождать и посмотреть, кто на скандале укрепится. Но это слишком уж оригинальный способ проверки.
«Кребовцы» так поступать явно не собираются. Председатель правления резко заявил, что ЗАО СП «Кребо» не сомневается в том, что в Украине существуют суды, которые, в отличие от СБУ, не выполняют заказов на захват бизнеса.
Подготовлен и иск к СБУ о защите деловой репутации от вреда, причиненного распространением информации на официальном веб-сайте СБУ.
29 июля 2009 года ЗАО СП «Кребо» подало в следственные и прокурорские органы ходатайство о немедленном закрытии уголовного дела, добавив материалы, безоговорочно свидетельствующие о самостоятельном строительстве этой компанией собственной топливозаправочной службы в аэропорту «Борисполь».
Со своей стороны, ЗАО СП «Кребо» ведет собственное расследование с целью выявить заказчика рейдерской атаки. И обещает после «получения неопровержимых доказательств» эту информацию обнародовать.
Дело не в воинственности — кому охота ссориться с СБУ? Просто компания хотела бы объективно разобраться и установить правомерность получения предприятием в собственность имущества и ведения хозяйственной деятельности в аэропорту и положить конец дестабилизации ситуации вокруг этого стратегического объекта.
Заправка самолетов — дело достаточно прозаическое, и в чем компания точно не заинтересована, так это в скандальной славе. На топливозаправках не зря пишут «огнеопасно».
Кстати, остается непонятным, как СБУ собирается обеспечивать безопасность тех же «литерных» рейсов президента и премьера, не говоря о визитах глав и официальных лиц других государств, публично шельмуя при этом единственную допущенную к этой «святая святых» топливозаправочную компанию.
Украине нужен надежно функционирующий аэрокомплекс, де-факто являющийся «воздушными воротами» страны, а не скандалы вокруг него. Или кто-то с этим не согласен?