Нынешняя ситуация на рынке нефти и нефтепродуктов точь-в-точь повторяет прошлогоднюю. Только основную причину взлета котировок в этом году зовут не «Ливия», а «Иран». Новая эскалация конфликта между Востоком и Западом в связи с ядерными разработками Ирана держит энергетические биржи в напряжении. В середине февраля цены пробили отметку 120 долл./барр., обрастая прогнозами один мрачнее другого. Иной вопрос, готов ли сегодня мир к таким прогнозам, не говоря об их реализации? К новому подъему цен и сезонного потребления украинский рынок подошел неплохо подготовленным, но если ситуация в мире не изменится, в марте будем наблюдать новые ценовые реалии. Ничего экстраординарного не происходит, эту историю мы уже проходили в прошлом году.
Новая волна напряженности была запущена США с целью затормозить ядерные разработки Тегерана. Штаты избрали основной мишенью ключевую статью иранского бюджета - экспорт нефти. По дипломатическим каналам правительство Соединенных Штатов обратилось, а точнее сказать, попробовало надавить на ключевых потребителей иранской нефти.
Евросоюз уже принял решение о введении эмбарго на поставки нефти из Ирана с 1 июля 2012 года, если ситуация к тому времени не изменится. Менее чуткими к «рекомендациям» США оказались Индия, Китай и Япония. В качестве ответных мер Тегеран уже заявил о приостановке поставок нефти в адрес французских и британских компаний, на очереди, по словам главы Иранской государственной нефтяной компании (NIOC) Ахмеда Галебани, Германия, Испания, Италия, Греция, Португалия и Нидерланды. Тегеран также грозится перекрыть Ормузский пролив - единственную артерию, соединяющую Персидский залив с Индийским океаном, по которому добываемая в Саудовской Аравии, самом Иране, а также в Ираке, ОАЭ и Кувейте нефть транспортируется потребителям. Запахло новой войной.
Такое развитие событий создает почву для самых невероятных прогнозов. По этой части лидирует член комиссии экспертов по вопросам международной безопасности при госдепартаменте США Джозеф Чиричионе, который в интервью CBS заявил, что в случае нанесения удара по ядерным объектам Ирана цена на нефть может вырасти до 300 долл./барр.
Украинский рынок встретил новую волну внешних потрясений без энтузиазма. Неизбежный рост цен, который несут новости с мировых торговых площадок, давно никого не радует. Повышение стоимости нефтепродуктов в прошлом году на 30% привело к более чем 12-процентному снижению розничных продаж бензина А-95 - наиболее популярной марки в Украине (см. рис.2). Прирост показало дизтопливо, но основная роль здесь принадлежала подготовке к Евро-2012, а в этом процессе цены мало кого интересуют. Соответственно, после исчезновения данного фактора можно ожидать обвала продаж и в этом сегменте.
Помимо внешних причин, играют на повышение и внутренние. С 1 января 2012 года на 8,9% были проиндексированы ставки акцизных сборов на бензин и дизтопливо. И если по солярке рост налоговой составляющей - незначительные 4 евро/т, или около 4 коп./л в конечной цене на АЗС, то по бензинам - это 16 евро/т, или 16 коп./л. Поэтому небольшое подорожание могло произойти еще в январе, но просевшие мировые рынки, большие запасы и в целом «мертвый сезон» позволили топливным ритейлерам молча «проглотить» повышение налогов.
Сейчас, когда закупочные цены растут, а запасы истощаются, фактор возросших налогов начнет действовать по своему прямому назначению. «В течение декабря-февраля бензины на европейском рынке подорожали на 200 долл./т, а дизтопливо - на 100 долл./т. Кроме того, дешевые декабрьские запасы уже иссякли, и в страну заходит ресурс по новым, высоким ценам», - рассказывает Василий Дмытрив, руководитель департамента маркетинга ПАО «Концерн «Галнафтогаз».
Засуетились и в Минэнергоугольпроме. Правда, в пресс-релизе по итогам заседания Экспертно-аналитической группы по вопросам рынка нефтепродуктов, состоявшегося 17 февраля, отмечается, что «участники заседания не видят оснований для подорожания топлива на украинских АЗС в ближайшее время». В этой связи не совсем понятно, зачем министерство собирается провести очередное заседание в конце февраля, о чем упоминается в том же официальном сообщении? Может, потому что специалисты министерства, используя весьма консервативную методику определения объективной стоимости топлива, сегодня видят на своих мониторах прогноз на начало марта на уровне 10,85 грн. за литр бензина А-95 и более 10 грн. - дизтоплива? (До конца февраля компаниям было рекомендовано придерживаться расчетов на начало месяца - 10,54 и 9,84 грн./л соответственно на бензин и ДТ.) В целом веры в министерские сообщения, по крайней мере, по поводу работы Экспертно-аналитической группы по рынку нефтепродуктов, все меньше. Например, недавно выяснилось, что именно участники этой группы голосовали 19 декабря 2011 года за продление старых стандартов качества нефтепродуктов, хотя со стороны топливных компаний это волеизъявление никто вспомнить не смог. Как не припоминают и самого факта проведения этого заседания. Но мы уверены: найдется и протокол заседания, и соответствующая запись в нем.
В отраслевом министерстве в частности подчеркивают наличие больших запасов «дешевых» нефтепродуктов, что, по мнению чиновников, должно сдерживать цены. Указывают на это и участники рынка, хотя данное утверждение далеко не бесспорное. Составление балансов рынка и потребления нефтепродуктов за последние три месяца (ноябрь 2011-го - январь 2012-го) показывает, что действительно существует буфер по дизельному топливу, хотя и далеко не в размере полумиллиона тонн, как говорят в Минэнерго. По бензинам же не только не виден профицит, но и чувствуется явное отставание от прошлогодних показателей, когда рынок был перелит нефтепродуктами, завезенными еще через приснопамятную «Ливелу» осенью 2010 года. Но даже если расчеты Минэнергоугольпрома о наличии на складах 500 тыс. тонн ДТ и 240 тыс. тонн бензина верны, это означает лишь то, что в Украине есть абсолютно нормативный запас нефтепродуктов в размере месячного потребления.
Что же касается прогнозов цен на март, то мнения, как говорится, разошлись. «Если динамика движения цен на европейском рынке продолжится, то следует ожидать роста цен на АЗС на 50-60 коп. Только подъем будет поэтапным - по 10-15 коп., поскольку потребитель должен привыкнуть к новым цифрам», - говорит Андрей Томашук, директор сети «Укр-Петроль». В свою очередь, руководитель столичной сети «КЛО» Игорь Чернявский считает, что в ближайшее время цены вырастут на 10-15 коп. «На рынке еще есть некоторые январские запасы топлива, которые помогут сдержать стремительный рост цен на АЗС», - отметил г-н Чернявский. В «Галнафтогазе» же уверены, что если ситуация в Европе не изменится (см. рис. 1), цены на А-95 достигнут 11 грн./л.
Есть и другой подход к пониманию ситуации, для этого нужно вернуться на год назад. В марте 2011 года средняя цена на нефть Brent составила 114 долл./барр., а уже в апреле - 123 долл. К середине апреля цены на А-95 стандарта Евро-5 «на пистолете» выросли до 10,50 грн./л, а на конец месяца ожидался рост до 11 грн./л. Это заставило Юрия Бойко предпринять тяжелый, но единственно правильный шаг - инициировать снижение акцизов со 182 до 132 евро/т, или на 50 коп./л. Это помогло остановить цены на отметке 10,50 грн./л.
За 20 дней февраля 2012 года средняя цена на нефть Brent составила 117 долл./барр., акцизный налог сегодня выше прошлогоднего уровня - 198 евро/т, цены на «пятый» Евро-5 также кружат вокруг отметки 10,50 грн./л. Если нефтяные цены двинут дальше, сдержать цены на колонках будет сложно. Европа и Штаты уже запестрели ценниками, забытыми с далекого 2008 года. Основным же препятствием на пути роста цен в Украине будут не министерские потуги или мифические запасы, а нежелание трейдеров и далее сокращать число своих клиентов.