UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХОРОШО В МУТНОЙ ВОДЕ РЫБКУ ЛОВИТЬ,

или Зачем нефтяной поток превращать в омут Почему невыгодны простои украинских НПЗ? В этом году слово «нефть» в Украине правительством почти не произносится...

Автор: Алла Еременко

или Зачем нефтяной поток превращать в омут

Почему невыгодны простои украинских НПЗ?

В этом году слово «нефть» в Украине правительством почти не произносится. Во всяком случае, в первой половине года его не слышали. Хотя в прежние времена оно было очень популярным именно среди членов правительства.

Правда, народные избранники до сих пор используют его как безапелляционный аргумент - но исключительно в контексте внутрипарламентских межпартийных дебатов. Однако от частого повторения такого «заклинания» на украинских нефтеперерабатывающих заводах (кратко - НПЗ) нефти за год не прибавилось. Это очень хорошо видно из следующих данных.

Если сравнить объемы переработки нефти в Украине за последние годы, заметна губительная тенденция к катастрофическому сокращению. Для заводов это, кроме уменьшения прибыли, означает необратимое разрушение мощностей (коррозия и тому подобные дорогостоящие неприятности). Как утверждают специалисты по переработке нефти, загрузка завода менее чем наполовину - предельно допустима. А украинские НПЗ в последние три года загружены от силы на 25 - 39%. (Если в 1994 году они простояли в общей сложности 323 дня, то в 1995-м - 376 дней.) Но даже для переработки одной тонны сырья необходимо включить весь комплекс. И чем меньше нефти получил завод, тем дороже в конечном счете стоит продукция (см. таблицу 2).

Если при этом еще учесть, что до 95% стоимости готовых нефтепродуктов - это цена самой нефти (которая уже достигает в Украине уровня цен мирового рынка), то становится понятно, почему у нас такой дорогой бензин и дизтопливо. А помимо этого на цену топлива значительно влияют налоговые и торговые «накрутки». И если налоги стали «первой скрипкой» в оркестре, исполняющем вариации на тему «как формируется цена на нефтепродукты», только во втором полугодии, то с января и до июля тему таких вариаций определяли налоговые «накрутки». Ну а «музыку заказывали» торговцы нефтепродуктами - за счет покупателей.

В омут бросили заводы...

В начале этого года (и это был, пожалуй, единственный раз) журналисты просто вынудили премьер-министра Евгения Марчука употребить слово «нефть» - в контексте переговоров с Россией. И после ответа г-на Марчука стало вполне понятно, почему в правительственных кругах оно нынче непопулярно.

Еще в прошлом году украинский рынок нефти и нефтепродуктов был отдан на откуп различным компаниям. И вмешательство государства в его естественные законы саморегулирования, мягко говоря, было неуместно. Тем более, что в феврале этого года украинское правительство подтвердило свое невмешательство, упразднив единственное существовавшее ограничение - максимального уровня отпускных цен потребителям. Называлось это казенным языком: ограничение уровня рентабельности.

Такой шаг был вполне логичным (хотя и не от хорошей жизни), так как государство еще с 94-го года не давало на закупку нефти для своих НПЗ ни копейки. Практически вся поставляемая им с осени прошлого года и до сегодня нефть - давальческая. Это значит, что продукты, полученные из нее, являются собственностью владельца нефти. И только он решает, где ему продать горючее: на украинском рынке или за рубежом. Он же и цену определяет, с учетом массы факторов, главный из которых - конкурентоспособность.

Вот тут-то как раз и сказывается то обстоятельство, что на украинских НПЗ перерабатывается большей частью давальческая нефть, а не закупленная государственными структурами или добытая в Украине. Последняя, как минимум, в два раза дешевле - 1 тонна стоит около 19 млн. карбованцев с учетом рентной платы.

Собственной нефтью Украина пока не очень богата. Поговаривают о реализации национальных программ «Нефть и газ до 2010 года» и о «бездонных» запасах Азовского и Черного морей. Но денег для этого у государства нет, а рассчитывать на оперативное привлечение инвесторов - не приходится. Сегодня годовая добыча нефти в Украине - на уровне 4 млн. тонн. Из такого объема можно произвести около полутора миллиона тонн так называемых светлых нефтепродуктов - бензина и дизельного топлива. Но этого слишком мало, чтобы влиять на ценовую динамику рынка нефтепродуктов Украины. Потому что потребность в них намного больше.

...но оказались в нем потребители

Чтобы иметь представление о схеме рынка нефтепродуктов Украины и о том, что и как влияет на цены, посмотрим сначала, какие основные виды горючего у нас используются.

Итак, за год в стране потребляется приблизительно 7 - 8 млн. тонн бензина (различных марок) и 9 - 10 млн. тонн дизельного топлива. То есть, потребность в светлых нефтепродуктах - на уровне 16 - 18 млн. тонн в год.

Как говорилось выше, украинские заводы с января по ноябрь 1995 года переработали всего около 13 млн. тонн нефти. Значит, произвели немногим более 5 млн. тонн светлых нефтепродуктов (см. таблицу 3).

Если предположить, что все эти нефтепродукты, произведенные в основном из давальческого сырья, проданы в Украине, этого все-таки недостаточно, чтобы удовлетворить покупательский спрос. И тем не менее, особых проблем с горючим в стране не наблюдалось. За исключением двух кратковременных периодов, когда торговцы нефтепродуктами ожидали выяснения ситуации в связи с обещанием новых налогов. Из чего легко предположить, что остальную долю - а это большая часть - необходимого горючего в Украину завезли из-за границы.

Таким образом мы добрались до вопроса

о «гражданстве» нефтепродуктов

Сегодня на украинском рынке предлагаются нефтепродукты различного происхождения («гражданства») и различного качества:

- произведенные отечественными НПЗ из нефти, добытой в Украине (доля этого товара в общем объеме составляет в среднем до 8% от потребности);

- изготовленные отечественными НПЗ из сырья, закупленного украинскими государственными структурами за рубежом (в основном это российская или казахская нефть, однако для закупок у госпредприятий денег обычно нет, поэтому чаще всего нефть обменивают на какой-то товар, так что доля этих нефтепродуктов на рынке вряд ли достигает и 5%);

- произведенные отечественными НПЗ из так называемого давальческого сырья (сегодня доля такой нефти преобладает над другими категориями сырья - около 85%, однако сделанные из него давальческие нефтепродукты на рынке горючего составили за 10 месяцев этого года приблизительно 20 - 30%; в такой же пропорции и определяется их влияние на уровень цен всего рынка нефтепродуктов);

- импортные готовые нефтепродукты (в этом году их доля на рынке Украины преобладает - 47 - 57%, соответственно максимально влияют на динамику цен).

Формирование цен на горюче-смазочные материалы происходит в зависимости от доли каждого из названных нефтепродуктов в общем объеме рынка. При этом немаловажен также фактор спроса и предложения в региональном и сезонном контекстах: во время посевной и уборочной кампаний повышается спрос на дизтопливо, в период летних отпусков - на автомобильный бензин, зимой - на мазут.

Существует еще множество факторов - объективных и субъективных, влияющих на ценовую динамику и насыщение рынка, однако «гражданством» продукта при попытке повлиять на рынок, наверное, пренебрегать не стоит.

Нет ничего необычного в том, что дефицит собственных нефтепродуктов (как и всех других энергоносителей) компенсируется импортным горючим. Это происходит во всех странах, не имеющих в достаточном количестве собственных энергоресурсов. Украина в этом смысле не исключение.

Но при этом в мире вряд ли найдется хоть одно мало-мальски цивилизованное государство, правительство которого добровольно бы отказалось от такой традиционно существенной и стабильной статьи дохода в бюджет, каковой является доход от налогов на добычу нефти и реализацию нефтепродуктов. С первым, т.е. налогом на добычу углеводородов (нефти и газа) - рентной платой, в Украине разобрались еще в конце прошлого года. И с 1 января нефте- и газодобывающие отечественные предприятия исправно платят в бюджет положенную сумму за каждую добытую тонну нефти и каждую тысячу кубометров газа.

А вот взимать налоги с торговцев нефтью и, главным образом, с торговцев нефтепродуктами (еще их называют «трейдерами») в Украине решились только со второго полугодия. Хотя поговаривали об этом давненько.

Кроме пополнения бюджета, налоги на продажу нефтепродуктов куда больше значат непосредственно для потребителей - владельцев автомобилей и пассажиров общественного транспорта. Ведь используя различные налоги (и маневрируя ставкой каждого налога), правительство имеет возможность обеспечить, во-первых, поставку на рынок страны полного ассортимента нефтепродуктов на уровне спроса, во-вторых, гарантировать относительно стабильные цены, которые формируются в условиях естественной, а не криминализированной конкуренции (в свою очередь, это и есть реальная забота о потребителе), и, в-третьих, правительство недискриминационным путем и на принятом в мировой практике основании защищает отечественного производителя. В данном случае - украинские нефтеперерабатывающие заводы.

Не преследуя цель пополнить ряды проукраинского нефтяного лобби, позволю себе заметить, что коль достались украинцам в наследство от почившего Союза достаточно мощные НПЗ, не очень рачительно не использовать их в национальных интересах. Хотя не будь в Украине перерабатывающих заводов, налогообложение «бензинового бизнеса» имело бы еще большее значение.

В условиях разумного регулирования рынка нефти и нефтепродуктов посредством налогов вполне реальна возможность добиться того, чтобы в Украину ввозились в основном не готовые нефтепродукты, как это происходит сейчас, а необходимое количество нефти для переработки. Выгода при этом тройная: заводы не будут простаивать, а занятые украинские рабочие будут иметь нормальную зарплату; налоги на производство нефтепродуктов и импорт нефти будут уплачиваться в Украине, а не за ее пределами; нефтепродукты, произведенные в стране (что дешевле, чем импортные - при сбалансированной налоговой политике), в общем объеме внутреннего рынка будут влиять на цены в сторону понижения или, как минимум, стабилизации.

Разумеется, это только схема. Но и на практике принцип - тот же. И тот факт, что со второго полугодия в Украине решились применить эту схему регулирования рынка нефтепродуктов, оставляет надежду, что в конце концов будет найден оптимальный вариант. А значит, выиграют потребители - налогоплательщики и покупатели, т.е. каждый из нас.

Кому нужна интервенция на украинский рынок нефтепродуктов?

Если учесть, что основной поставщик нефти и нефтепродуктов в Украину - Россия, нетрудно просчитать выгоду интервенции на украинский рынок сырья с российским «гражданством». Прибалтийские государства (а именно оттуда и частично из Беларуси в этом году направлялся основной поток импортного горючего в Украину), точнее, местные торговые структуры, а с ними российские и даже украинские предприниматели продавали горючее, произведенное из той же российской нефти. А посему такие продукты есть реэкспорт российского сырья, что только усугубляет ситуацию в Украине.

В самой России у производителей и продавцов нефтепродуктов та же проблема, что и в Украине - неплатежеспособность потенциальных покупателей. Когда российская нефть попадает на российские заводы, намного выгоднее полученные нефтепродукты экспортировать, а не продать на внутреннем рынке: быстрая прибыль в твердой валюте или высоколиквидном товаре. Из Украины в обмен на горючее предлагают сахар, растительное масло, металлопрокат и т.д. Заметим, предлагают товар за товар, а не деньги. Поэтому продавец российских нефтепродуктов, добиваясь стабильного товарного эквивалента за свой продукт, имеет возможность получить дополнительную прибыль при его продаже в России или третьей стране. Если, конечно, «держит нос по ветру», т.е. занимается маркетингом общего рынка. Сейчас, например, можно предположить, что у россиян будет пользоваться спросом зерно и мука, чему причиной - неурожай зерновых в России.

Понятно, что российские заводы стремятся получить для переработки максимальное количество нефти. Так что, когда им удается договориться с ее добытчиками и экспортерами нефтепродуктов - все довольны и бюджет получает весомую прибыль. Словом, хотя и не без проблем, а у россиян получается сбалансировать интересы всех участников рынка нефти и нефтепродуктов.

Для этого, помимо незримых рычагов регулирования, максимально задействована государственная политика вообще и налоговая в частности. Таким образом достаточно быстро можно организовать интервенцию на выгодный рынок сбыта нефти и нефтепродуктов, каковым при всех проблемах является украинский. Например, в зимнее время, когда российские ТЭЦ нуждаются в мазуте, правительство России либо запрещает экспорт мазута (как это сделано с начала ноября), либо ограничивает его через введение высокой ставки экспортной пошлины.

В первом полугодии экспортеры российских и других нефтепродуктов не испытывали в Украине особых проблем. После отказа правительства в феврале от ограничения цен на нефтепродукты импорт в Украину превратился ну просто в «бензиновую» реку с золотыми берегами, на которых промышляло более двух тысяч (!) трейдерских фирм, о чем свидетельствуют данные когда-то монопольного хозяина на украинском рынке - объединения «Укрнефтепродукт». Сегодня, говорят, желающих «порыбачить» поубавилось, чему причина - введение налогов на торговлю нефтепродуктами.

Объяснялась прибыльность такого бизнеса достаточно просто. Например, покупался бензин у россиян по 180 долларов за тонну. На украинской границе декларировалось: купил по 180, продам по 200. По действующей вплоть до июля системе налог с импортных нефтепродуктов взимался на разницу декларируемых закупочной цены и цены реализации в Украине. Из названного примера торговцу надлежало уплатить налог с 20 долларов. Сами понимаете - копейки, т.е. центы, да еще в украинской валюте. Далее, завозится горючее в Украину, где в то время был повышенный спрос на бензин, особенно высокооктановых марок. Средние цены составляли 250 - 320 долларов за тонну (в зависимости от региона и близости транспортных путей). Продав товар по цене спроса, предприниматель на каждой тонне получал 120 - 150 долларов прибыли даже с учетом транспортных расходов. Согласитесь, чем не Эльдорадо?

Правительство забросило сеть...

Под нажимом проукраинского нефтяного лобби, хотя и малочисленного, в том числе и Госнефтегазпрома, украинские власти оценили величину потерь при саморегулировании нефтяного рынка. И с огромным скрипом - что подтверждает влиятельность мощнейшего пророссийского нефтяного лобби и бессилие проукраинского в Украине - были введены : импортная пошлина - около 20 долларов, такой же налог на объем реализации нефтепродуктов в стране, НДС - 20%. После чего прибыльность «бензинового» бизнеса значительно снизилась.

Разумеется, торговцы горючим поспешили перенести налоговые издержки на стоимость нефтепродуктов, а значительную часть придержали «до выяснения обстановки». И в своем стремлении сохранить уровень доходов или хотя бы избежать убытков даже опередили дату введения налогов, чем вызвали резкий переполох на украинском рынке. Однако прибыль их резко снизилась. Зато однозначно выиграл украинский дырявый бюджет, получивший хоть малость возможных средств в доселе пустой фонд развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны.

Но, вместо того чтобы на эти деньги купить нефть и увеличить добычу собственного сырья, средства фонда почти полностью направлены на «стабилизацию» угольной промышленности. Вероятнее всего, такая щедрость - заслуга одноименного лобби. Хотя, конечно, угольная промышленность - это тоже ТЭК. И предоставление ей средств фонда, вероятно, воспринималось бы логичным шагом, если бы не некоторые обстоятельства. Недавно правительство объявило о нерентабельности отечественной угледобывающей промышленности и даже о проекте закрытия убыточных угольных шахт. К тому же иностранные кредиты, взятые под госгарантию и предназначенные среди прочих для пополнения запасов угля, направлены ... на закупку твердого топлива в Польше и России. Там, говорят, дешевле. И почему-то не вспоминают, что фонд ТЭК создан пока за счет нефтяного бизнеса при издержках отечественных производителей нефтепродуктов. И если на угольные шахты, что следует из перечисленных обстоятельств, махнули рукой, возможно, было бы логичнее поддержать хотя бы еще рентабельную отрасль - переработку нефтепродуктов...

Чья забота - спасение утопающих?

В любой стране дестабилизация товарного рынка, в том числе рынка нефти и нефтепродуктов, вызывает немедленную реакцию всех его участников. Производители, продавцы и покупатели пытаются отстоять свои интересы и требуют с ними считаться.

В той же России и Прибалтике, например, при чрезмерном вмешательстве государства бастуют (или пугают забастовками) торговцы нефтепродуктами.

Даже в странах, признанных в последнее время совсем уж «бесправными», где безраздельно правят иностранные нефтедобывающие компании, - частенько бастуют местные рабочие нефтяных промыслов. И даже они иногда добиваются каких-то уступок. Хотя чаще всего «народный гнев» используется в качестве аргумента в политической борьбе или очередном перевороте.

По многим параметрам Украина все больше похожа на екс-колониальную Нигерию. Даже бананов у нас много больше, чем традиционных вишен и яблок. Вот только бастующих нефтяников пока с лихвой заменяют горняки. Уже потому, что их больше в 15 - 20 раз. И живут они не так «сытно», как даже отечественные нефтяники. Ну а проукраинскому нефтяному лобби не тягаться с мощью горняков.

Как-то вице-премьер-министра Украины Василия Евтухова, координирующего топливно-энергетический комплекс страны, спросили:

- Не потому ли парламент и правительство не пытаются серьезно заняться регулированием нефтяного рынка, ибо среди представителей законодательной и исполнительной власти нет и не было ни одного специалиста, который бы понимал специфику этой отрасли?

На что г-н Евтухов ответил:

- Одного понимания мало. Кто-то должен взять на себя за ЭТО ответственность.

Но кто ее возьмет и когда? Да еще при том, что на Печерских холмах по поводу решения любой проблемы существует 403 альтернативных точки зрения...

Таблица 1

Поставки нефти на украинские НПЗ в январе-октябре 1995 года (тыс. тонн)