UA / RU
Поддержать ZN.ua

Год рынка газа: большие ожидания, серьезные разочарования

Царство долгов.

Авторы: Виталий Ломакович, Михаил Джус

С 1 августа 2020 года поставки природного газа бытовым потребителям осуществляются на рыночных принципах (вследствие прекращения применения механизма возложения специальных обязанностей). Кроме того, в июне НКРЭКУ упростила процедуру смены поставщика природного газа, а поставщиком «последней надежды» сроком на три года было определено ООО «Газопоставляющая компания «Нафтогаз України».

Эти шаги теоретически должны были разрушить монополию газсбытов на поставку природного газа потребителям, однако, учитывая их «родство» с операторами газораспределительных сетей (ГРС), возникают большие сомнения, что это произойдет на практике.

В 2015-м произошло юридическое отделение хозяйственной деятельности по поставкам природного газа от хозяйственной деятельности по его распределению, предусмотренное Законом Украины «О принципах функционирования рынка природного газа» (утратил силу с 1 октября 2015 года). Действующие требования по отделению и независимости оператора ГРС определены статьей 39 Закона Украины «О рынке природного газа».

Однако фактически естественные монополисты (обл- и горгазы) выделили из своего состава предприятия — поставщиков природного газа (газсбыты). То есть, несмотря на формальное выполнение требований законодательства, у газсбытов те же конечные собственники, что и у облгазов.

Исключительно на эти новообразованные организации правительство возложило специальные обязанности по поставкам природного газа бытовым потребителям на территории лицензированной деятельности каждого обл- и горгаза, что практически сделало невозможным доступ к потребителям другим поставщикам (включительно с «Нафтогазом»).

В результате на рынке поставок природного газа образовалась монополия газсбытов (фактически обл- и горгазов). По данным НКРЭКУ, на протяжении 2019 года на рынке действовало 249 поставщиков природного газа, из которых лишь 37 поставляли газ бытовым потребителям. И самое главное: НКРЭКУ сообщает, что около 68% объемов поставок природного газа населению в 2019 году осуществляли поставщики, контрольные пакеты акций которых находились в собственности операторов ГРС, объединенных под брендом «Региональная газовая компания» (в 2016-м — 76%, в 2017–2018 годах — 71%).

У проблем, возникших вследствие монополизации рынка распределения и поставок природного газа, а также непродуманных действий органов власти разного уровня, есть денежный эквивалент. Общий объем задолженности теплогенерирующих компаний (теплокоммунэнерго, ТЭЦ), операторов ГРС (обл- и горгазов) и газопоставляющих компаний (газсбытов) перед «Нафтогазом» (а также перед Оператором ГТС) превышает 112 млрд грн. Эта сумма задолженности накопилась в течение пяти предыдущих лет.

Долг производителей и поставщиков тепла (включительно с долгами ТЭЦ за газ для производства электроэнергии) составляет почти 44 млрд грн. Основная причина накопления долгов — заниженные тарифы на отопление и горячую воду. Поскольку тарифы на указанные услуги устанавливаются в основном на уровне местной власти, теплогенерирующие компании (а вместе с ними и поставщик газа «Нафтогаз») стали заложниками политической конъюнктуры. Разница между тарифом и себестоимостью услуг должна быть компенсирована из бюджета, однако сумма недополученных компенсаций, по словам главы ассоциации «Укртеплокоммунэнерго», составляет 20 млрд грн.

Задолженность газопоставляющих компаний (газсбытов) перед «Нафтогазом» составляет около 24 млрд грн, в том числе долг предприятий РГК — почти 13 млрд. Одна из причин возникновения задолженности (по версии газсбытов) — заниженные нормы потребления для потребителей без счетчиков, которые на протяжении пяти последних лет менялись много раз, но всегда были ниже реальных объемов потребления. Соответствующие постановления КМУ неоднократно обжаловались в судах разных инстанций, однако на сегодняшний день вопрос установления обоснованных норм потребления остается открытым.

Другая составляющая задолженности газсбытов — неучет температурных потерь в процессе поставки газа бытовым потребителям. Попытки газопоставляющих компаний применить так называемые температурные коэффициентов для приведения объемов газа к стандартным условиям (с выставлением счетов потребителям задним числом сверх показателей счетчиков) натолкнулись на жесткое сопротивление со стороны регулирующих органов. В частности, НКРЭКУ неоднократно запрещала операторам ГРС проводить доначисления, мотивируя это тем, что соответствующие потери уже включены в тариф как часть производственно-технологических потерь (ПТП).

В конце 2019 года Антимонопольный комитет Украины оштрафовал 16 облгазов на 278 млн грн за злоупотребление монопольным положением и обязал сделать перерасчет на основании данных счетчиков. В этом контексте нужно обратить внимание на один очень важный момент: в своем решении АМКУ налагает штрафы на группы, в которые входят облгазы и газсбыты, справедливо рассматривая их как одно целое.

Решить проблему учета температурных потерь в процессе поставки газа бытовым потребителям может переход к учету газа в киловатт-часах, как предусмотрено законопроектом №2553, принятым в первом чтении.

Еще одной составляющей комплексной проблемы долгов на рынке газа является задолженность операторов ГРС (обл- и горгазов) перед АО «Укртранзгаз», которое к началу 2020 года выполняло функцию оператора ГТС. Вследствие неуплаты облгазами за негативные небалансы на протяжении 2015–2019 годов накопился долг в 44 млрд грн. В этом случае официальная причина возникновения долгов — экономически необоснованные тарифы на распределение газа (из-за заниженного объема производственно-технологических потерь), которые НКРЭКУ не меняла с 2016-го до 2020 год. И, несмотря на существенное увеличение тарифов в 2020 году, задолженность операторов ГРС перед Оператором ГТС только за первое полугодие 2020-го превысила 1 млрд грн.

На рассмотрении в Верховной Раде находится законопроект №3800-1, которым предлагается списать большинство перечисленных долгов. При этом в «Нафтогазе» обращают внимание, в частности, на такой проблемный аспект: законопроект предлагает списать виртуальные долги потребителей перед газсбытами (которые оспариваются в судебном порядке) и одновременно списать реальные долги газсбытов перед «Нафтогазом», что приведет к потерям бюджета.

Признание недостатков регулирования рынка со стороны НКРЭКУ и других органов власти не должно отвлекать внимание от злоупотребления облгазами и газсбытами своим монопольным положением.

В частности, в Операторе ГТС отмечают, что существует проблема с целевым использованием облгазами тарифной выручки. Газораспределительные компании постоянно нарекают на заниженный объем производственно-технологических потерь в тарифе на распределение газа, однако, получая платежи от потребителей, они не хотят использовать их пропорционально на эти ПТП (покупать газ или платить за небалансы).

Для решения этой проблемы Оператор ГТС лоббирует законопроект №3800, который предполагает ввести для облгазов специальные счета, что будет гарантировать целевое использование тарифного дохода, полученного от потребителей.

***

С учетом комплексного характера проблем, возникших на рынке поставок природного газа, такими же комплексными должны быть меры по их решению (часть из них изложена в предыдущей статье).

Приближение отопительного сезона требует скорейшего решения проблемы задолженности теплогенерирующиих компаний и установления экономически обоснованных тарифов на услуги по поставкам тепла и горячей воды, чтобы избежать накопления долгов в будущем.

Для устранения причин появления долгов операторов ГРС в будущем НКРЭКУ должна максимально взвешенно подходить к установлению тарифов на распределение газа (с учетом реалистичных объемов ПТП). Особый акцент при установлении указанных тарифов надо сделать на обеспечении модернизации газораспределительных сетей.

Важным шагом к преодолению монополизации рынка газа и реализации права потребителей на свободный выбор поставщика должно стать не формальное, а полноценное разграничение функций распределения и поставок газа (то есть разрыв связи между облгазами и газсбытами, связанными одним бенефициарным собственником).

С целью обеспечения конкуренции необходимо обязать облгазы—газсбыты раскрыть абонентскую базу потребителей природного газа для всех поставщиков. Потому что, как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром. В нашем случае — рынком распределения и поставок газа в крупнейшей стране Европы.